Слайд 2Этап 1
Жан Жак Руссо
Само проявление анализа социальных процессов появляется еще в
творчестве просветителей, к примеру Жан Жак Руссо:
Руссо проводит в естественном состоянии границу: до того, пока там не возникает собственность, естественное состояние производит цельного, невинного, свободного человека, богатого сильными, яркими чувствами.
Это совершенство, цельность дикости разрушается самим человеком, первым, который огородил определенный клочок земли и заявил:
«Это моя собственность!» – а другие люди ему поверили. Именно это и является, по сути, началом гражданского общества, и именно отсюда начинается война, война между богатством и бедностью.
И вот исходя из этого состояния люди заключают договор об основании государства как гаранта мира между бедными и богатыми. Однако, как он утверждает, на деле богатые захватывают власть и не выполняют договора. Возникает новое противоречие между властвующими и подданными, подвластными, и власть, государство становится инструментом дальнейшего обогащения. Ступенью, на которой власть полностью утрачивает свою легитимность, законность, становится деспотизм. Здесь все подданные «равны в своем бесправии».
Слайд 3Этап 1
Шарль-Луи де Секонда Монтескье
Но не стоит забывать, еще об
одном представители французской философии, оказавшим значительное влияние на развитие социологии. Монтескье один из идеологов расово-антропологического направления, который между климатом и общественными порядками помещает характер народа, его чувственную организацию:
«Если справедливо, что характер ума и страсти сердца чрезвычайно различны в различных климатах, то законы должны соответствовать и различию этих страстей, и различию этих характеров».
Вторая часть постулата обосновывается традиционным способом, то есть вереницей подтверждающих примеров из жизни разных народов. Чтобы доказать его первую часть, например, что в странах с холодным климатом чувствительность людей к наслаждениям, боли, любви чрезвычайно мала, а в странах с жарким климатом напротив чрезвычайно сильна, Монтескье, помимо случаев из истории и обращения к общеизвестным для европейца истинам проводит глубинный анализ поведенческих особенностей населения Европы.
Слайд 4Этап 1
Клод Анри Сен-Симон
А теперь мы с вами подходим к одному
из основоположников Позитивизма. Не смотря на то, что в свою очередь наиболее известной фигурой социального позитивизма является Огюст Конт, мы не можем обойти стороной в свое время его наставника – Сен-Симона.
Для Позитивизма Сен-Симона особое значение становятся философские идеи:
О «Позитивном характере науки» - Науки, которую следует обогатить точными методами и экспериментами.
Использование философского подхода к изучению истории, ведь путь развития цивилизации должен оказаться «базисом для всякого отдельного социального и политического рассуждения.
Трансформация социальной структуры общества, а точнее сказать, переход от феодализма к индустриализму.
Новая идеология- Равенство, свобода и прогресс.
«Материальное благосостояние» большинства как способ преодоления социального неравенства и конфликтов.
Слайд 5Этап 1
Огюст Конт
О. Конт считал, что знание об обществе должно быть
таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки.
В работе «Дух позитивной философии» Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное».
Оно означает:
Реальное в противоположность химерическому(несбыточному),
Полезное в противоположность негодному,
Достоверное в противоположность сомнительному,
Точное в противоположность смутному,
Положительное в противоположность отрицательному.
Слайд 6Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт
«Закон Классификации»
«Первое, - писал он, -
состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым»
Слайд 7Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт
Конт подчеркивал особую роль социологии по
отношению к другим наукам.
В приведенной классификации она «возвышается» над остальными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитарную» цель каждой из них.
По Конту, социология занимается изучением общества как целого, она относится к нему как социальному организму.
«Социальный- это общественный, коллективный.»
Слайд 10«Закон интеллектуальной эволюции человечества»
«Согласно моей основной доктрине все наши умозрения,
как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями - теологическая, метафизическая и научная»
Слайд 11Этап 2
Эмиль Дюркгейм
Социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также
их научное объяснение.
Ученый стремился доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой является социальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, - социальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и являются предметом социологии.
Слайд 13Этап 2
Эмиль Дюркгейм
«.социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет,
способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений»
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии
Слайд 15
«когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных фактов, он должен стараться
рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений»
Слайд 17Этап 3
Мишель Фуко
Фуко изучает методы и технологии, извлекаемые из научного знания,
и способы их использования различными социальными институтами в целях установления господства и осуществления власти над людьми. Между знанием и властью существуют структурные (объективные) отношения, не базирующиеся на каком-либо сговоре относительно сознательных действий субъектов власти. Более сложные системы знания приводят к более сложным системам власти.
Слайд 18Технологии дисциплинарной власти
Слайд 19Типы Техник
Есть два типа таких техник, говорит Фуко. Он пишет:
«Я, возможно,
слишком настаивал на техниках подчинения, когда изучал лечебницы, тюрьмы и так далее. Конечно, то, что мы называем «дисциплиной», имеет реальную значимость в институтах этого типа. Однако это лишь один аспект искусства управлять людьми в наших обществах. Если раньше я изучал поле власти, беря за точку отсчета техники подчинения, то теперь. я хотел бы изучать отношения власти, отправляясь от «техник себя».
Итак, вторая техника - это «техника себя». Под ней Фуко понимает техники, которые позволяют «индивидам осуществлять - им самим - определенное число операций на своем теле, душе, мыслях и поведении, и при этом так, чтобы производить в себе некоторую трансформацию, изменение и достигать определенного состояния совершенства, счастья, чистоты, сверхъестественной силы. Назовем эти техники техниками себя».
Слайд 20Этап 3
Жан Бодрийяр
Начальный этап творчества Бодрийяра имел преимущественно социологическую направленность, о
чем свидетельствуют такие его работы как «Система вещей», «Общество потребления», «К критике политической экономии знака», «Зеркало производства», «Символический обмен и смерть» и др. В них он критикует общество потребления, причем сама эта критика явилась жесткой реакцией на очень популярные в то время на Западе теории общества Изобилия, Благоденствия, Процветания. В этих теориях провозглашалось появление совершено нового типа общества, новой повседневности, лишенной противоречий предшествующего развития капитализма.
Однако реально всего этого в развитых западных обществах нет, утверждает Бодрийяр. Так, он подвергает критике понятие изобилия как значительного количества производимых и потребляемых вещей. На самом деле, считает он, изобилие имеет не столько сугубо материальный, сколько духовный характер, и проявляется оно в мироощущениях людей, в отношениях между ними, в оптимистических оценках и самооценках. Бодрийяр доказывает, что рост производства и потребления приводит к усилению социального неравенства в обществе.
Слайд 21
Анализируя капиталистическое общество 1980 - 1990-х гг., Бодрийяр приходит к выводу,
что в нем господствуют уже не производства (в первую очередь промышленные), а средства массовой информации, компьютеры, кибернетические системы и модели управления, индустрия развлечений и знаний и др.
Это приводит к подлинному взрыву знаков и производящих их систем. Поскольку различие между знаками и действительностью сокращается, мы больше не можем говорить о том, что из них реальнее. Такая особенность общества свидетельствует уже о том, что оно стало обществом постмодерна.
Бодрийяр утверждает, что электронные СМИ фальсифицируют социальные отношения, «которые становятся просто симуляциями социальной реальности, поскольку социальная реальность есть симуляция, общество становится гиперреальным».
Сверхреальность (гиперреальность) - это больше, чем сама реальность, потому что она базируется на лжи и искажении фактов, преподносимых электронными СМИ зрителям. В конечном счете, пишет Бодрийяр, реальности больше нет, есть лишь сверхреальность. Она является следствием «растворения телевидения в жизни, жизни в телевидении». По существу СМИ становятся не просто зеркалом действительности, а самой ею и даже больше.
Слайд 22Этап 3 Пьер Бурдье
Понятие социального пространства является для французского ученого одним
из ключевых в социологической науке, которая выступает в его трактовке как социальная топология.
В самом общем виде социальное пространство у него «представляет собой совокупность агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами.». Вместе с тем, социальное пространство - это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми (агентами) и социальными группами.
Слайд 23Социальное пространство
«Социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или
соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а, следовательно, производить сходные практики» .