Слайд 1Социальное неравенство:
проблемы бедности
Слайд 2Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные
группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Слайд 3Бедность определяет доступ населения к ресурсам развития:
Высокооплачиваемая работа
Качественные услуги образования и
здравоохранения
Возможность успешной социализации детей и молодежи
Слайд 4Подходы к измерению бедности:
Абсолютная бедность
Относительная бедность
Субъективная бедность
Слайд 5Подходы к измерению бедности:
Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов
и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).
Слайд 6Подходы к измерению бедности:
Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства)
и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения.
Слайд 7Подходы к измерению бедности:
Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением
своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п
Слайд 8В Красноярском крае:
к бедным относятся домохозяйства и одиноко проживающие граждане
с доходами ниже стоимости прожиточного минимума.
Слайд 9Прожиточный минимум
это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные сборы и
платежи.
Слайд 10Прожиточный минимум в Российской Федерации устанавливается законодательно (статья 2 рассматриваемого Федерального
закона) для следующих целей:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
формирования федерального бюджета;
оценки уровня жизни соответствующего субъекта Российской Федерации;
оказания социальной помощи малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Слайд 11Масштабы бедности в России
в 1992 году 33,3% населения,
в 1993 году
– 31,5%,
в 1994 году – 22,4%,
в 1995 году – 24,7%,
в 1996 году – 22,1%,
в 1997 году – 20,8%,
в 1998 году – 23,4%.,
в 1999 году – 29,9%,
в 2000 году – 30%.
В 2002 году удельный вес бедных в населении России снизился до 25% (35,8 млн. человек).
Во II квартале 2003 г. 33,2 млн. человек, или 23,3% общей численности населения.
Слайд 12Группы социального риска по попаданию в бедные
Неполные (17%) и многодетные семьи
(9%)
Одинокие пенсионеры старших возрастов (90%)
Семьи, имеющие в своем составе инвалидов, безработных, семьи беженцев и вынужденных переселенцев(40%)
«Новые бедные», семьи имеющие 1-2 ребенка (60%)
Слайд 13Рейтинг российских регионов по уровню бедности
Самая низкая доля бедных была в
Тюменской области (17,8%), затем (в нарастающем порядке) шли Мурманская область (19,8%), Республика Коми (22,1%), Москва (23,2%) и Самарская область (23,4%). Последним из 20-ти наиболее благополучных регионов был Хабаровский край (28,2% бедных в населении).
В последнюю десятку самых неблагополучных регионов входили (по возрастанию доли бедных): Республика Карачаево-Черкессия (64,6% бедных в населении), Ивановская область (64,9%), Тверская область (67,4%), Республика Мордовия (68,1%), Республика Чувашия (68,2%), Пензенская область (68,7%), Республика Марий Эл (69,0), Республика Тыва (78,6), Читинская область (88,8%), Республика Ингушетия (95,1% бедных).
Слайд 15Стратегии борьбы с бедностью
первое, - это создание условий для самообеспечения нормального
уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.