Семиотический подход к изучению социальной коммуникации презентация

Содержание

Вопросы лекции 1. СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКА. ТИПОЛОГИЯ ЗНАКОВ 3. СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Кафедра «Связи с общественностью»

Слайд 1


СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 2Вопросы лекции

1. СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКА. ТИПОЛОГИЯ

ЗНАКОВ
3. СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ


Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 3ВОПРОС №1
Семиотический подход опирается на понимание коммуникации как взаимодействия, опосредованного знаками,

знаковыми системами, языками, кодами.

Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 4
Согласно семиотическому подходу, коммуникация – это своеобразная социально обусловленная «история жизни

и трансформаций сообщения», некоторого смысла, который зародился в сознании коммуникатора, приобрел кодированную форму с помощью коммуникативных средств, прошел по каналу и декодировался в сознании реципиента (Гавра Д.П.).

Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 5Кафедра «Связи с общественностью»
Семиотика (семиология) — научная дисциплина, изучающая природу, виды

и функции знаков, знаковые системы и знаковую деятельность человека, знаковую сущность естественных и искусственных языков с целью построения общей теории знаков.

Основы семиотики были заложены в XIX веке американским философом и логиком Чарльзом Пирсом (1839-1914) и швейцарским филологом и антропологом Фердинандом де Соссюром (1857-1913).

Слайд 6Кафедра «Связи с общественностью»
Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном

или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его.

Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.



Слайд 7Кафедра «Связи с общественностью»
Ч. Моррис выделил три области семиотики –

синтактику, семантику, прагматику.

Синтактика направлена на изучение отношений между знаками, закономерностей их сочетания и композиции в языковых конструктах – высказываниях, или дискурсах.

Семантика рассматривает отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, анализирует значение и смысл знаков.

Прагматика изучает отношение «человек –знак» и ставит в фокус внимания практические аспекты использования знаков, знаковых систем в процессе коммуникации.

Слайд 8Кафедра «Связи с общественностью»
Семиотика социальной коммуникации – научная дисциплина, объектом изучения

которой служат коммуникационные каналы, а предметом – коммуникационные знаки и методы их использования.

Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи, по которой сообщения движутся от коммуникатора к реципиенту (А.В. Соколов).


Слайд 9Кафедра «Связи с общественностью»
Коммуникационные каналы:
- вербальный (речевой) канал;
-

невербальный канал;
- иконический канал (графические и живописные изображения);
- символический канал (амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов и т.п.);
- канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр);
- каналы литературы и литературного языка;
- каналы радиовещания и телевидения;
- мультимедийный канал.


Слайд 10В зависимости от избранного канала в качестве коммуникативных знаков могут выступать:

- вербальные средства – слова, словосочетания, предложения;
- невербальные средства – громкость, тембр голоса, интонация, выражение лица, движение глаз, позы и т.п.;
- материальные предметы – костюм, украшения, аксессуары, ритуальные предметы и т.п.

Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 11Выводы
Теоретическим фундаментом семиотического подхода к изучению социальной коммуникации выступает семиотика.


Центральное понятие в рамках семиотического подхода к изучению социальной коммуникации – понятие знака.
Особое внимание уделяется тексту, реципиенту и процессу декодирования.
Большое значение при интерпретации особенностей взаимодействия придается культурному контексту коммуникативного акта.

Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 12ВОПРОС №2

«Знак есть некоторый феномен (слово, предложение, текст, действие, материальный предмет,

физическое явление и т.п.), замещающий представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и коммуникативных процессах» (Д.П. Гавра)

Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 13
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКА. ТИПОЛОГИЯ ЗНАКОВ

Как формируется система знаков в

сознании человека?

Каков механизм знаковой деятельности человека?

Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 14
Модель знака (знаковой деятельности) Ч. Пирса (треугольник Пирса)


Знак О
(объективный знак)







Субъект (S) Объект (О)
Знак S
(Субъективный знак
в сознании субъекта S)


Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 15
Субъект S – индивид или социальная общность.

Элемент О (объект) противостоит

субъекту в его практической и знаковой деятельности.

Знак О – это феномен из объективного знакового мира, знаковое представление объекта О, которое является согласованным для членов общества (сообщества, общности), в котором функционирует субъект S. Это конвенциональный для данной общности знак объекта О, его обозначение, наименование, имя. Объективные знаки важный элемент культуры данной общности.


Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 16Знак S – индивидуальный знак, который в сознании субъекта S ставится

в соответствие объекту О.

Знак S в самом общем виде представляет собой суперпозицию (результат сложения) отражения как объекта, так и его объективного знака в сознании субъекта.

В результате, индивиду противостоят два мира – мир реальных объектов и мир объективных знаков. Строя свое коммуникативное поведение, индивид взаимодействует с обоими мирами и производит субъективные знаки S.

Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 17

В модели Ч. Пирса

отражены несколько видов отношений:

объект О – знак О – наименование знака, присвоение ему имени, выработка в рамках общности конвенции о соответствии данного объекта и его знака;

знак О – объект О – нормативное обозначение конвенциональным знаком объекта в сознании всех членов данной общности (знак обозначает объект);

знак О – знак S – субъект воспринимает и интерпретирует объективный знак и на его основе формирует собственный знак;

объект О – знак S – субъект формирует субъективный знак на основе прямого взаимодействия с объектом.


Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 18


Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 19


Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 20


Кафедра «Связи с общественностью»


Слайд 21


Кафедра «Связи с общественностью»


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика