Проекты развития и экспертиза. Передача современных технологий государствам и обществам третьего мира презентация

Содержание

Концептуальная основа проектов развития Концепция направленных культурных изменений на основе теорий культурного контакта и опыте проектов запланированных инноваций Цель запланированных инноваций - передача современных технологий государствам и обществам третьего мира.

Слайд 1
Проекты развития и экспертиза


Слайд 2Концептуальная основа проектов развития
Концепция направленных культурных изменений на основе теорий культурного

контакта и опыте проектов запланированных инноваций
Цель запланированных инноваций - передача современных технологий государствам и обществам третьего мира.
Работа антрополога - в моделировании возможного взаимодействия культуры-донора и культуры-реципиента.

Слайд 3Проблемы «традиционного» общества
До деколонизации «традиционные» общества -маргинальные по отношению к развитым

капиталистическим - объект преимущественно антропологического изучения.
Традиционные общества состоят из оппозиционных друг другу лагерей сельского и городского населения, которые Запад старается объединить в процессе модернизации.
Буржуазная цивилизация призвана служить “зеркалом”, в котором все нации рано или поздно увидят себя

Слайд 4Стратегии развития стран третьего мира
Первая глобальная концепция развития в рамках Экономической

комиссии для Латинской Америки (ЭКЛА) во второй половине 40-х гг.20 в. (Рауль Пребиш):
Страны третьего мира были инкорпорированы в мировую систему в качестве периферийных, зависимых и контролируемых странами “внутренней зоны”
политический курс: отказ от систем монопродуктивного производства, модернизация экономики за счет внедрения новых технологий, изменение устоявшихся форм организации труда, индустриализация путем замены импортируемых товаров произведенными внутри стран региона, и создание внутреннего рынка.
Инструменты стратегии: 1) серьезное вмешательство в него со стороны государства, 2) привлечение иностранных финансовых источников, 3) социокультурная интеграция латиноамериканского региона.

Слайд 5Стратегии развития стран третьего мира
Корректировка концепции «традиционных обществ» в теории развития:
Не

«традиционные», а гетерогенные общества, сочетающие в себе элементы традиционности и современности
Для модернизации необходим ряд структурных реформ в сельском хозяйстве, образовании и государственном администрировании

Слайд 6Недостатки теории развития
цель развития сводилась к достижению уровня западных стран без

учета исторической традиции и социокультурной идентификации народов Латинской Америки;
механистическая природа теории – доминирование экономизма и экономисты. Считалось, что модернизация системы производства вызовет модернизацию общественных отношений, но модернизации социальных и политических институтов систем ценностей, норм жизни и поведения не происходило автоматически;
полностью была воспринята технология стран внутренней зоны и не развита научная и технологическая база внутри региона;
процесс построения капитализма должен был опираться на укрепление государства-нации, внутри которой разные классы откажутся от своих интересов в пользу национального капиталистического государства, но местная буржуазия предпочитала присоединиться с транснациональным корпорациям

Слайд 7Концепция «развивающихся стран»
В 70-х-80-х гг. получила распространение концепция ориентированного на себя,

автономного развития стран третьего мира с последующим отделением их от мировой торговли: если причина слаборазвитости в зависимости, то единственным реальным решением может быть отход развивающихся стран от практики международного разделения труда.
1980-е – появление концепции устойчивого развития, принятой Всемирной конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г, распространяемой на все страны, включая развивающиеся


Слайд 8
проведенный в начале 1990-х годов анализ экономической эффективности ряда проектов ВБ:

из выборки в 57 завершенных 30 (т. е. 53% из них) на стадии разработки готовились при активном участии социологов и этнологов, уровень их экономической отдачи составил 18,5%. Но у проектов, разработанных без участия антропологов, отдача была 9%

Слайд 9Роль социального эксперта
определение формы социальной организации, характерной для региона или

местности, в которой реализуется проект, и возможностей ее использования для удачного выполнения проекта
Изучение и представление состояния культуры, на которую повлияет проект
Оценка социокультурной адекватности планируемых инноваций состоянию и тенденциям развития общества и культуры

Слайд 10Современные приоритеты проектной работы
«люди прежде всего» - приоритет человеческого фактора
выяснение потребностей

группы людей, сообщества, на изменение жизни которого направлен проект
определение культурно приемлемых целей и стратегий инноваций
разработка социально приемлемых и работающих механизмов инноваций
привлечение к проекту существующих социальных организаций и групп
сбор адекватной и полной информации до реализации и после реализации проекта – каждый проект нуждается в новом исследовании по следующим параметрам:
социальная организация населения проектируемой зоны;
социальная стратификация,
властная иерархия,
этничность;
поло-возрастная структура населения,
система разделение труда, отношения собственности
ценности и обычаи населения;
политическое управление


Слайд 11Основные ошибки при планировании проектов
ошибка слишком интенсивных нововведений (правило Ромера) -

стремление к сохранению стабильности является главным стимулом развития. Новация – адаптивная стратегия.
Неправильная оценка социальной структуры и семейной организации при внедрении интенсивной модели фермерского сельского производства
Перевод кочевого населения на ранчевое скотоводство и оседлость
Изменение системы доступа к важным ресурсам жизнеобеспечения путем возвышения одних и маргинализации других социальных и этнических групп (ирригационные проекты)
непродуманная система привлечения населения, местных организаций и групп к реализации проекта
игнорирование малообеспеченных, малодоступных для исследования групп населения
опора на «здравый смысл» проектировщиков


Слайд 12Методология проектной работы
Быстрая оценка (rapid rural assesment), оценки социального

воздействия” (social impact assessment) территорий и населения «под угрозой». Основные подходы:
повышение «ликвидности» информации, т.е. установление оптимального сочетания ее объема, адекватности предмету, актуальности
компенсация неизбежной начальной предубежденности исследователя и планировщика
применение нескольких (принцип треугольника) методов для получения информации одного типа
междисциплинарность


Слайд 13Методический инструментарий
повторная оценка уже собранной и обработанной социальной информации;
прямое и включенное

наблюдение;
полуструктурированное интервью, глубинное интервью, биографическое интервью;
экспертный опрос;
ДФГ;
картографирование и фотография на основе «включенной оценки», когда исследование и анализ производится при непосредственном участии представителя изучаемого сообщества;
«сетевой анализ» микроэкономики;
массовый опрос общественного мнения


Слайд 14Проектный цикл
1) утверждение проекта;
2) подготовка проекта (включая оформление);
3) оценка (верификация) предварительной

версии проекта;
4) выполнение проекта (включая мониторинг);
5) оценка результатов.

Слайд 15
1996 г.: ФЗ “Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”
Проект

“Коренные народы российской Арктики: современное положение и переход к устойчивому развитию” (“Консультативный комитет по защите морей” (ACOPS – Advisory Committee on Protection of the Sea) совместно с Госкомсевером РФ в 1999–2000 гг.
Проект Всемирного Банка по развитию лесного сектора экономики России
Проект регулирования миграций населения с Крайнего Севера в центральные районы РФ (1998).
Коренные малочисленные народы и промышленное развитие Арктики: этнологический мониторинг в Ямало-Ненецком автономном
Проект ЮНЕСКО «Адаптация к изменениям климата: традиционные знания коренных народов Арктики и Крайнего Севера»
Междисциплинарный проект ЮНЕСКО “Видение Волги: 2030 год”



Слайд 16
Ямсков А.Н. Этноэкологические экспертизы в международных организациях // Этнология обществу. Прикладные

исследования в этнологии. Отв. ред. С.В. Чешко. – М.: изд. “Оргсервис-2000”, 2006. С. 10-62
Степанов В.В. Этнологическая экспертиза // Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии / Ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М.: Стратегия, 2002
Ямсков А.Н. “Ставя человека во главу угла”. Обзор книг М. Черны по прикладным исследованиям в этно- логии и социологии села // Этнограф. обозрение. 1995. No2. С. 164–167
Этническая экология: Теория и практика / Ред. В.И. Козлов, Н.А. Дубова, А.Н. Ямсков. М.: Наука, 1991






Слайд 17

Willigen J. van. Anthropology in Use: A Source Book on Anthropological

Practice. Boulder: Westview Press, 1991
Putting People First: Sociological Variables in Rural Development / Ed. М.М. Cernea. 2nd ed., revised and expanded. N. Y.: Oxford University Press, 1991
Cernea M., with Adams A. Sociology, Anthropology, and Development: An Annotated Bibliography of World Bank Publications 1975–1993
Kottak C.Ph. When People Don't Come First: Some Sociological Lessons from Completed Projects // Putting People First: Sociological Variables in Rural Development. Р. 431–464.
Siku: Knowing Our Ise. Documenting Inuit Sea Ice Knowledge and Use. Krupnik, I., Aporta, C., Gearheard, S., Laidler, G.J., Kielsen Holm, L. (Eds.) 2010.




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика