Прикладное социологическое исследование презентация

Содержание

Компоненты прикладного социологического исследования: Программа Методы и процедуры Обработка полученных эмпирических данных Итоговый отчет

Слайд 1ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Исследование, направленное на решение конкретных практических задач или проблем

и использующее так называемые прикладные методы.

Слайд 2Компоненты прикладного социологического исследования:
Программа
Методы и процедуры
Обработка полученных эмпирических данных
Итоговый отчет


Слайд 3ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ:
Описание проблемы;
Определение объекта и предмета;
Постановку цели и задач;
Интерпретацию основных понятий;
Выдвижение

исследовательских гипотез;
Определение методов и процедур;
Описание генеральной совокупности;
Определение выборочной совокупности;
Определение методов обработки и анализа полученных эмпирических данных.


Слайд 4Пример выдержки из программы исследования

Проблема исследования: недостаточная изученность влияния материального фактора

(мотивации) на выбор работы молодежью.
Для решения задач исследования были сформированы две выборки испытуемых: молодые люди уже работающие и студенты Московского ВУЗа.
Определение выборочной совокупности:
- студенты 5-го курса МПГУ - 35 человек в возрасте от 21-23 лет;
- молодые люди -10 человек в возрасте от 23-27 лет.
Методы исследования:
С работающими молодыми людьми был проведен качественный опрос в форме полуформализованного интервью. В качестве опросника использовалась авторская анкета (Приложение 3).
В ВУЗе было проведено количественное исследование в виде анкетного опроса, который носил анонимный и добровольный характер. В качестве опросника использовалась авторская анкета (Приложение 2);

Слайд 5Интерпретация понятий -
Определение основных понятий, используемых в исследовании (например, молодежь,

факторы выбора работы, фактор интереса, материальный фактор).

Слайд 6Гипотеза исследования -
Теоретическое предположение исследователя о взаимосвязи некоторых факторов, которые

может быть подтверждено или опровергнуто в результате исследования.

Слайд 7Например, можно предположить, что
выбор большим количеством выпускников вузов работы не по

специальности связан, прежде всего, с материальным фактором, т.е. поиском работы по принципу большей зарплаты, а не с тем, что их специальности не востребованы на рынке труда.

Слайд 8Методы прикладного социологического исследования:
Качественные – методы, связанные со сбором и обработкой

так называемой качественной информации, то есть информации, которую нельзя выразить в числах.
Количественные – методы, связанные с поиском, сбором и обработкой количественной информации. Это методы, при которых полученную информацию можно подсчитать – выразить математически и применять математические и статистические методы для ее обработки.


Слайд 9К качественным методам относят:
Углубленное интервью;
Опрос экспертов;
Метод фокус-групп;
Анализ документов;
Включенное наблюдение.


Слайд 10К количественным методам относят:
Массовый опрос разных видов;
Контент-анализ;
Измерение социальных установок.


Слайд 11При обработке количественной информации используют методы и коэффициенты математической статистики, такие

как:

Коэффициент корреляции (теснота связи между признаками);
Шкалирование;
Факторный анализ;
Точечное и интервальное оценивание;
Проверка статистических гипотез;
Среднее арифметическое;
Дисперсия (разброс данных);
И другие.


Слайд 12В одном исследовании может быть применено несколько методов.
Например, применение массового

опроса может сочетаться с применением экспертного интервью и метода фокус-групп.

Слайд 13ВИДЫ МАССОВОГО ОПРОСА:
Уличный;
Домашний;
Почтовый;
Телефонный;
Интернет-опрос;
Телевизионный.


Слайд 14У каждого из этих видов опроса
Есть свои достоинства и недостатки, связанные

с подбором респондентов и качеством получаемой информации.

Слайд 15Анкета -
используемый в исследованиях набор вопросов, задаваемых респондентам, который должен обеспечить

получение относящейся к данной сфере исследования информации

Слайд 16Вопросы анкеты делятся на
ОТКРЫТЫЕ
ЗАКРЫТЫЕ
ПОЛУОТКРЫТЫЕ


Слайд 17Открытые вопросы
подразумевают, что респондент сам должен сформулировать свое мнение.

Например:
Как Вы

думаете, что является наибольшей проблемой для людей пенсионного возраста? (напишите)___________________________

Слайд 18Закрытые
– это вопросы, на которые даны предлагаемые варианты ответов, и респондент

должен выбирать тот вариант, который ближе ему, без возможности дать иной ответ.

Например:
Пойдете ли Вы на выборы?
Да
Скорее да
Скорее нет
Затрудняюсь ответить


Слайд 19Полуоткрытые вопросы -
Это вопросы, в которых есть как предлагаемые варианты,

так и возможность дать свой собственный ответ.

Например:
Что, по Вашему мнению, является основной причиной разводов?
Эгоизм супругов
Материальные проблемы
Стремление супругов к карьере, даже в ущерб семье
Ваш вариант (напишите) __________________


Слайд 20Интервьюер -
это лицо, проводящее интервью.


Слайд 21Респондент –
Это участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкеты, то

есть выступающий в качестве источника первичной информации об изучаемых явлениях и процессах.

Слайд 22ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ -
Это все люди, подлежащие исследованию.


Слайд 23ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (ВЫБОРКА) -
Это представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая количественные

параметры распределения признака в этой совокупности.
Другими словами, это те люди из генеральной совокупности, которые должны быть опрошены.

Слайд 24Виды выборки:
Случайная;
Квотная.
Выборка неслучайная – способ отбора единиц совокупности, принцип которого отличен

от случайного. Основная цель неслучайного отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемую. Направленный отбор респондентов характеризуется выбором единиц или групп единиц по какому-либо заранее определенному принципу.

Слайд 25Ошибка выборки -
Отклонение выборки от точного соответствия генеральной совокупности.


Слайд 26Институт Гэллапа выявил, что при общенациональной выборке в:
100 чел. – ошибка

выборки будет в пределах ±11%;
200 чел. - ±8%;
400 чел. - ±6%;
600 чел. - ±5%;
750 чел. - ±4%;
1000 чел. - ± 4%;
1500 чел. - ±3%;
4000 чел. - ±2%.
Именно поэтому институт Гэллапа, как правило, проводит общенациональные опросы в США на выборке в 1500-2000 чел.

Слайд 27Погрешность данных -
Это отклонение полученных в результате опроса данных от

тех данных, которые были бы получены, если бы была опрошена вся генеральная совокупность.

Слайд 28Метод формализованного интервью
подразумевает, что интервьюер устно задает вопросы и собственноручно

фиксирует ответы, отмечая номера соответствующих кодовых позиций в анкете.

Слайд 29Углубленное (глубинное) интервью (in-depth interview)
– метод устного опроса респондентов, при котором

ставится задача выявить не просто мнение по тем или иным проблемам, но также скрытые и не явные причины этих мнений, факторы и обстоятельства, повлиявшие на формирование мнений, возможности изменения высказываемых позиций в ту или иную сторону.

Слайд 30Экспертное интервью
направлено на выявление мнения и оценок экспертов, т.е. специалистов

в своей области деятельности.

Слайд 31Групповое интервью
– вид опроса, при котором беседа в форме устного интервью

проводится одновременно с группой респондентов.

Слайд 32Фокусированное интервью, или фокус-группа
Этот метод был разработан в США в середине

XX века одновременно рядом исследователей, среди которых Р. Мертон, П. Кендалл и М. Фиске.

Слайд 33Правила проведения фокус-групп:
Фокус-группа должна состоять из 8-12 человек. В процессе групповой

работы респонденты могут общаться друг с другом, и никто не должен быть исключен из общения.
Фокус-группа проводится в определенном, специально подготовленном помещении.
Отбор участников фокус-группы зависит от целей конкретного исследования. Но при этом каждая фокус-группа должна состоять из респондентов, принадлежащих к одной целевой аудитории, то есть, они должны быть достаточно близки по своему социальному уровню.

Слайд 34Модератор
– ведущий фокус-группы – задает вопросы или дает информацию, пояснения (это

может быть демонстрация видеороликов, плакатов, картинок, лозунгов, образцов товарной продукции и т.п.) по специально подготовленному сценарию.

Слайд 35Групповая динамика
это изменение мнений респондентов в процессе групповой работы.


Слайд 36Прожективные методики
Существо этих методов состоит в том, чтобы предложить респондентам гипотетическую

ситуацию и предложить им вообразить свою реакцию на нее («гипотетические сценарии»), изобразить свои ассоциации на рисунке («психорисунки»), или высказать первые приходящие на ум слова, оценки, людей и т.д. («метод свободных ассоциаций»).

Слайд 37Естественная групповая дискуссия
- вид группового интервью, проводимый в естественных для респондентов

условиях: скажем, прямо на рабочем месте, в отделе социальной защиты или ином месте, где возникает ненапряженная атмосфера и люди охотно подключаются к обсуждению проблемы, минуя психологические барьеры, которые могли бы возникнуть в искусственной среде фокус-группы или во время индивидуального интервью с социологом.

Слайд 38Монографическое исследование
– научное исследование, углубленно рассматривающее какую-либо одну тему, имеющее описательный

характер (от греческого monos – один, единый, единственный, grapho – писать). Это особый вид эмпирического исследования, или исследовательская стратегия, – изучение какой-либо одной социальной группы, совокупности, одного класса социальных процессов или явлений. Название этого типа исследования, принятое в западной социологии – кейс-стади (изучение частного случая).

Слайд 39
Изучение такого единичного объекта проводится подробно, разными эмпирическими методами, иногда

на протяжении длительного времени. Это дает возможность углубленного понимания такого типа объектов. Многие исследования социологов и социальных антропологов XX века (Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна и других), ставшие классическими, опирались на монографический метод.

Слайд 40Монографическое исследование
можно разделить на следующие типы:
биографическое,
исследование семьи,
исследование организации,


исследование населенного пункта,
исследование события.

Слайд 41Контент-анализ –
это количественный метод получения социологической информации при помощи изучения частоты

встречаемости того или иного признака (фамилии, слова, сочетания слов, лозунга, темы и т.д.). Этот метод может применяться для анализа интернет-источников, газет, журналов и некоторых других средств массовой информации, которые возможно подвергнуть такому исследованию.

Слайд 42Анализ документов,
в отличие от контент-анализа, носит, прежде всего, качественный, а не

количественный характер. Это может быть анализ биографий, писем, текстов, архивов, фотографий, документальных фильмов и других информационных (в т.ч. электронных) источников.

Слайд 43Наблюдение
– это метод сбора социологической информации при помощи непосредственного отслеживания исследователем

событий, поведения социальных групп, общностей, обстановки в организациях.

Слайд 44Виды наблюдения:
Включенное наблюдение используется, когда исследователь сам принимает участие в событиях

(например, участвует в митинге, работает в наблюдаемой организации).
Невключенное наблюдение – это отслеживание явления со стороны, в качестве внешнего лица.


Слайд 45Итоговый отчет
Должен содержать наглядное представление данных, полученных в результате исследования, в

сочетании с математическим и социологическим анализом этих данных, а также практическими выводами и рекомендациями по результатам исследования.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика