Слайд 1Мультисистемный подход
индивид
семья
социальные факторы
друзья
соседи
общество
Слайд 2
Существует опасность, что по мере роста вмешательства «Мира Систем» в жизнь
семьи, увеличивается риск ее изоляции от «Жизненного Мира». И тогда хорошая координация между инстанциями может быть деструктивна
Для того, чтобы стать конструктивными они должны найти общий язык с семьей и сетью ее личных контактов
Слайд 3Понятие сети контактов
Понятие сети социальных контактов включает как людей, так и
характер отношений между ними
Слайд 4Сети контактов различаются в зависимости от:
среды отношений (отношения с родственниками, соседями,
друзьями, коллегами)
степени формальности сети (формальная и неформальная сети)
Слайд 6СЕКТОРЫ
Семья
Под семьёй мы имеем в виду всех, проживающих
под одной крышей. Это могут быть мать, отец, братья и сестры, бабушка по линии матери.
Слайд 7Родственники
Родственники - это наша «корневая система»: родственники по линии матери
и по линии отца, а также все, кто состоит с ними в браке. Родственники обладают особым качеством, поскольку они - вопреки сказанному ранее - придают социальной сети стабильность. "Перестать быть родственником невозможно, даже находясь с ним в конфликте. Контакт прервется, но родственники все равно останутся родственниками
Слайд 8Работа, школа, детский сад
Этот сектор наряду с сектором семьи составляет
повседневную основу нашей жизни. Именно в этих двух микросистемах мы находимся ежедневно. Мы знакомимся и общаемся с людьми, не прилагая особых усилий. В результате "контактный порог" становится ниже, а значимость окружающих людей возрастает, и последние выступают либо в качестве фактора поддержки, либо вызывают раздражение.
Эти две микросистемы соотносятся между собой как сообщающиеся сосуду
Слайд 9Друзья, соседи и др.
Друзья, в отличие от родственников, не появляются
автоматически. Чтобы их найти, надо проявить инициативу.
Есть большая разница между друзьями и родственниками. Если мы поссорились с близким другом, то перестаем быть друзьями. Конфликты же между родственниками могут длиться из поколения в поколение
Слайд 10Институты
У уязвимых и мультипроблемных семей представители институтов составляют весьма значительную
часть их сети социальных контактов
Слайд 11Как составлять карту?
1-ый этап. Инструкция.
Объясняя ребенку инструкцию, мы акцентируем внимание на
следующем:
что у каждого человека есть своя сеть социальных контактов
что у самого ребенка/ подростка тоже имеются социальные связи с другими людьми
что сетевая карта разделена на 5(6 ) секторов
что сеть социальных контактов не является статичной и постоянно находится в движении
что на сетевой карте должны быть изображены все «важные» для подростка люди из его контактной сети
что на карте должны быть отмечены все, кто выполняет какие-то определенные функции по отношению к ребенку/подростку, как бы он к ним не относился
что иногда важную роль играют животные, и в этом случае их также следует нанести на сетевую карту
что люди, которых уже нет в живых, но которые многое значили для ребенка/подростка, и о которых он по-прежнему думает, тоже должны быть отмечены на карте.
Слайд 122-ой этап
Выявление всех значимых людей.
Состав сети.
Слайд 133-ий этап. Рисование карты
Значимые лица, выявленные на предыдущем этапе теперь распределяются
по секторам.
Вначале ребенок изображает себя, в центре.
Затем всех остальных, в зависимости от степени их важности и значимости, с учетом их эмоциональной дистанции.
Слайд 144-ый этап. Выявление ресурсов сети
Ресурсы контактной сети можно выявить с помощью
вопросов, например:
Кому из твоих родственников небезразлично, как складывается твоя жизнь и как ты себя ощущаешь?
Кто из членов твоей семьи, по твоему мнению, оказывает на тебя положительное влияние?
Кто из твоих приятелей готов помочь тебе и выслушать тебя, если ты окажешься в трудном положении?
Как ты поступишь, если кто-то из твоих приятелей окажется в трудной ситуации?
Кого из твоих приятелей ты выбираешь для своих любимых занятий?
Слайд 155-ый этап. Позитивные изменения
Важно выяснить вместе с подростком, какие изменения
ему хотелось бы увидеть в своей контактной сети, если бы мы примерно через год начертили новую карту. Эти пожелания мы отмечаем стрелками на карте. Цель этой работы – заставить подростка задуматься над возможностью позитивных изменений в своей сети социальных контактов
Слайд 16Итоги анализа карты социальных контактов
По завершении работы с сетевой картой
у нас должны появиться ответы на следующие вопросы:
Как выглядит семья ребенка?
Как ребенок воспринимает отношения с членами семьи?
Какие значимые для ребенка фигуры имеются в его контактной сети? В чем заключается их значимость и влияние?
Как ребенок воспринимает своих друзей?
Доволен ли он общением с друзьями и знакомыми?
Досуг?
Кто из окружения ребенка является для него, являлся когда-то или может стать в будущем поддерживающим ресурсом?
Считает ли ребенок свой круг общения большим/маленьким?
Какие изменения хотел бы увидеть ребенок в своей контактной сети?
Слайд 17СЕТЕВАЯ ДИАГНОСТИКА
Параметры анализа:
нексус/ изолянт
символические лица
наполненность
дистанция
соединения
движение
стабильность/изменения
длительность/краткосрочность
Слайд 18Нексус
Это человек, знающий наибольшее количество людей, разных групп, микросистем в окружении
составителя карты.
Нексус – это тот человек, который начнет бить тревогу в случае возникновения проблем. Потеря нексуса увеличивает незащищенность человека в трудных жизненных ситуациях
Слайд 19Символические лица
Это значимые люди, имеющие большое влияние на составителя карты, но
не доступные для непосредственного общения. Это могут быть кумиры или люди, которых уже нет в живых или которые находятся очень далеко