Почему люди меняют пол презентация

Содержание

Терминология Термин «трансгендер» описывает людей, которые не чувствуют, что они вписываются в дихотомическую структуру пола, в которой они идентифицированы как мужские или как женские могут чувствовать, что они находятся в

Слайд 1Почему люди меняют пол?


Дмитрий Исаев
12 ноября 2017


Слайд 2Терминология
Термин «трансгендер»
описывает людей, которые не чувствуют, что они вписываются в

дихотомическую структуру пола, в которой они идентифицированы как мужские или как женские
могут чувствовать, что они находятся в неправильном гендере


Meier, S. & Labuski, C. (2013) The demographics of the transgender population



Слайд 3
Термин «трансгендер» относится к людям, гендерная идентичность которых находится в противоречии

с назначенным биологическим полом или социальными экспектациями (ожиданиями) гендерного выражения как мужчина или женщина

Bornstein, 1994; Elkins and King, 1996; Wilchins, 1997, 2002


Слайд 4МКБ-11: Гендерное несоответствие в подростковом и взрослом возрасте

Gender incongruence of adolescence

or adulthood
Гендерное несоответствие характеризуется выраженной и стойкой неконгруэнтностью между индивидуальным гендерным опытом и присвоеным полом, что часто приводит к стремлению к «переходу», чтобы жить и быть принятым в качестве лица переживаемого гендера, с помощью гормональной терапии, хирургии или других медицинских услуг, чтобы подправить тело, насколько хочется и насколько возможно, с переживаемым гендером.
Диагноз не может быть установлен до наступления половой зрелости

Слайд 5Распространенность
Мета-анализ обращений в клиники
транс* женщины – 1 из 15

тыс (6,8 на 100 тыс. )
транс* мужчин – 1 из 40 тыс (2,6 на 100 тыс. )


Arcelus, J., Bouman, W.P., Van De Noortgate, et al. (2015). Systematic review and meta-analysis of prevalence studies in transsexualism. European Psychiatry. 30, (6),  807–815

Слайд 6распространенность
Голландское исследование гендерной дисфории на популяционной выборке (8064 чел., 15-70 лет):



1,1 % лиц мужского пола
0.8 % лиц женского пола, сообщили о сильной идентификации с другим гендером

Kuyper и Wijsen (2014)

Слайд 7распространенность
Исследование в Бельгии (Van Caenegem et al. 2015)

гендерное несоответствие (идентификация с другим

гендером)
было найдено у 0,7 % мужчин и 0,6 % женщин


Слайд 8распространенность
The Massachusetts Behavioral Risk Factor Surveillance Survey посчитал 0,5% взрослого населения

в возрасте 18‐64 идентифицированными как TGNC в 2009‐2011
(Conron, Scott, Stowell, & Landers, 2012)

Согласно данным института Вильямса (2011), которые базировались на четырех последних национальных исследованиях, в США

около 700 тыс. трансгендеров – 0,3% населения


Слайд 9распространенность
Трасгендерные люди и другие гендерные меньшинства составляют приблизительно
0,3-0,5 % (25

миллионов) общей популяции населения Земли






Winter S, Diamond M, Green J, Karasic D, Reed T, Whittle S, et al. (2016) Transgender people: health at the margins of society. Lancet. 388(10042): 390–400


Слайд 10Отечественная статистика
В России не существует официальной статистики трансгендерности
по данным Минздрава,

из каждых 50 – 60 тысяч россиян один «рождается транссексуалом»

Опираясь на эти цифры можно предполагать, что в России делается не более 200-300 операций по коррекции пола в год, в то время как в США ежегодно их делается несколько тысяч

Слайд 11
Почему общество делает из этого такую проблему?


Слайд 12Еще раз к термину
термин трансгендер используется как зонтичная категория, чтобы обозначить

любого человека, гендерная идентификация которого и/или внешняя презентация нарушают нормативные концепции мужского и женского или смешивает различные аспекты мужской и женской гендерной роли и идентичности
Diamond, L.M. & Butterworth, M. (2008). Questioning gender and sexuality: dynamic links over time. Sex Roles. 59. 365-376.

Landon Cider


Слайд 13

Гендер – это первичная категория, через которую люди идентифицируют себя основываясь

на том, как их идентифицируют другие

Слайд 14
категоризация по гендеру (я - мальчик, я - девочка) не является

добровольной и не зависит от внутреннего выбора, поэтому принятие гендерной идентичности оказывается принудительной

Слайд 15
В настоящее время система образования основывается на полоролевом подходе —

представлениях о том, что социальные различия (в поведении, в статусе, в отношениях) между мальчиками и девочками естественным образом следуют из биологических различий

учителя придерживается традиционных взглядов на распределение ролей:
«девочки — это будущие матери и жены»
«мальчики — защитники и кормильцы»
такие педагоги поощряют детей к поведению в рамках таких ролей


Слайд 16Гендерные роли


Слайд 17

Гендер – совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает исполнять

людям в зависимости от их соматического пола

Слайд 18

Социальная заданность гендерных проявлений постоянно дисциплинирует индивида, навязывает границы существования Я

на всех уровнях, вызывая ощущение их «естественности» и «природности»

Слайд 19Понятие гендера
Гендер создаётся (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин,

определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании)


Быть в обществе мужчиной или женщиной НЕ означает обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли, воспроизводить гендерный дисплей




Слайд 20
Благодаря гендерным верованиям и стереотипам гендер превращается в универсальную систему межличностного

взаимодействия, обеспечивающую автоматическое (бессознательное) считывание информации и распознавания окружающих по принципу «Свой-Чужой»



Любой сбой в этой системе вызывает тревогу, настороженность, дезорганизацию и/или агрессию по отношению к источнику разрушения привычного порядка



Слайд 21
Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти

системы ассиметричны таким образом, что
мужчины и всё "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими
женщины и всё "женское/феминное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчинённое

Слайд 22
в чем же смысл постоянного и устойчивого воспроизводства гендерных различий в

обществе?

кажущееся безобидным разделение на мужчин и женщин выстроено не просто как социальное различие, а как

воспроизводство существующего социального порядка, основанного на неравенстве между мужчинами и женщинами

Слайд 23Теория социального конструирования гендера
гендерная система конструирует два пола как различные, неравные

и даже взаимодополняющие, и фактически она является системой власти и доминирования, цель которой - концентрация материального и символического капитала в руках отцов (мужчин)



Рубин Г. (2000) Обмен женщинами. Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи. 99-114.

Слайд 24
Существуют ли
индивидные основания для существования двух «социальных полов»?


Слайд 25Гендерные различия
Первая научная работа, обобщающая результаты исследований гендерных различий —книга Элеанор Маккоби

и Кэрол Джеклин «Психология половых различий» (The Psychology of Sex Differences, 1974)
Авторы собрали и систематизировали более 2000 научных работ и обнаружили отсутствие гендерных различий по большинству проанализированных параметров, включая восприятие различными органами чувств, процессы обучения и запоминания, эмоциональные реакции, внушаемость, самооценку и многие другие

Основной вывод: гендерные сходства гораздо более значимы, чем гендерные различия

Слайд 26различия в когнитивной сфере
«святая троица» гендерных различий
вербальные, математические и визуально-пространственные показатели

Наименьшие

различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин
наибольшие — в пространственной переработке информации и в пользу мужчин
Однозначного ответа о математических способностях дать нельзя. Некоторые математические задачи лучше выполняют женщины определенного возраста, другие — мужчины


Слайд 27Математические способности
Согласно распространённому гендерному стереотипу, мальчики и мужчины более способны к математике, чем

девочки и женщины
Научные исследования опровергают это представление
мета-анализ 1990 года, обобщивший исследования с общей численностью участников в более чем три миллиона, показал, что в целом существенных различий в успешности выполнения математических заданий между мальчиками и девочками нет

Hyde, J. S., Fennema, E., Lamon, S. J. (1990) Gender differences in mathematics performance: a meta-analysis. Psychological bulletin. 107 (2). 139-155.

Слайд 28различия в когнитивной сфере
в 90-е годы была предложена новая модель понимания

гендерных различий
мужчины и женщины применяют разные стратегии при выполнении когнитивных задач
Например, при вождении машины женщины более эффективно используют вербальные разъяснения и схемы, а мужчины — визуальные
женщины лучше выполняют задания, связанные с быстрым извлечением информации из памяти, а мужчины такие, где требуется удержание мысленных представлений и манипулирование ими в уме

D. Halpern, Т. Wright, «A process-oriented model of cognitive sex differences», Learning and Individual Differences, 1996, 8, 1: 3-24.


Слайд 29Мужской и женский мозг
Различия в мозговой физиологии между полами не обязательно

касаются различий в интеллекте.
Haier et al. отмечают в публикации 2005 года, что: «Мужчины и женщины достигают сходных результатов показателя IQ различными мозговыми областями, демонстрируя, что нет исключительных нейроанатомических структур для общего интеллекта и что различные типы организации мозга могут достигнуть эквивалентного интеллектуального результата»


Haier, R.J., Jung, R.E., Yeo, R.A., Head, K., Alkire, M.T. (2005) The neuroanatomy of general intelligence: sex matters . NeuroImage 25 (1): 320–327.

Слайд 30Речевые способности
Обычно предполагается, что по речевым способностям женщины превосходят мужчин
В 1988

году Дженет Хайд и Марсия Линн провели мета-анализ исследований гендерных различий в речевых способностях детей и взрослых
обобщая результаты исследований с разными методиками тестирования, они пришли к выводу, что даже небольших различий в речевых способностях между мужчинами и женщинами нет

Hyde, J. S., Linn, M. C. (1988) Gender differences in verbal ability: A meta-analysis. Psychological bulletin. 104 (1). 53-69.

Слайд 31Агрессия
мета-анализ, проведённый Дженет Хайд в 1984 году, показал, что гендерными различиями

обусловлено лишь 5 % вариаций в агрессивном поведении, причём с возрастом эти различия сокращаются




Hyde, J. S. (1984) How large are gender differences in aggression? A developmental meta-analysis. Developmental Psychology. 20 (4). 722-736.

Слайд 32Агрессия
Вопреки распространённым стереотипам, научные данные не подтверждают связи агрессивного поведения с

уровнем тестостерона в крови
хотя стереотипы предполагают, что женщины чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии, исследования показывают, что в действительности мужчины пользуются ими не меньше, чем женщины


Bjorkqvist, K. (1994) Sex differences in physical, verbal, and indirect aggression: A review of recent research. Sex Roles. 30. 177-188.

Слайд 33
Даже когда обнаруживаются различия между женщинами и мужчинами в мозговой структуре,

они не обязательно транслируются в различия функций
De Vries подчеркивал важность принципа 'компенсации' в рассмотрении функциональных проявлений вариативности эффекта пола


de Vries GJ, Sodersten P. (2009) Sex differences in the brain: the relation between structure and function. Horm. Behav. 55, 589–596.

Слайд 34Какой следует вывод?
Индивидные природные задатки намного более разнообразны и вариативны в

своей потенциальности к развитию, чем то, что из них хочет и может сделать современная культура
каждый человек обладает значительно большим диапазоном способностей и возможностей, чем он развивает в себе к периоду зрелости, в соответствие с тем, что оказывается востребовано культурой и соответствует гендерным нормативам

Исаев Д.Д. (2016) Деконструкция гетеронормативной матрицы. Психология. Журнал ВШЭ. 13. 1. 9-26.


Слайд 35Какой следует вывод?
Это не проблема тела или «пола»
Рождаются с телом, которое

выглядит «традиционно мужским» или «женским», но в процессе психологического становления начинают ощущать свое отличие

Говорить о своем отличии начинают лишь тогда, когда доступными оказываются слова, которыми можно как-то обозначить свое состояние, а в социуме фактически невидимы альтернативные модели бинарной системе

Слайд 36
Какие сдвиги происходят в современном обществе, что порождает гендерную вариативность?


Слайд 37
за 30 лет количество людей совершивших генедерный переход увеличилось в несколько

раз

количество обращений в клиники мира растет
на 14% в год


Динамика


Слайд 38Социальная реальность
Последние десятилетия идет процесс индивидуализации и роста разнообразия стилей жизни,

жизненных путей и обстоятельств
Процесс дифференциации (отличия) начинает преобладать над идентификационными процессами

Индивидуализация и плюрализация описываются как закономерный процесс при переходе от общества с сильно ограниченными ресурсами к состоятельному обществу (Бергер 2008)

Слайд 39Социальная реальность
Ранее человек был озабочен построением идентичности, которая понималась именно как

что-то стабильное, незыблемое и неизменное на протяжении жизни

В сегодняшних реалиях проблема состоит «не столько в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать ее, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится ее соблазнительных черт» (Бауман 2002: 185)

Бауман, З. (2002) Индивидуализированное общество. Москва: Логос.

Слайд 40Социальная реальность
Потребность в ощущении целостности и единства Я заставляет субъекта искать

для себя (своей идентичности) не социальные, а индивидуальные основания



Штайн, О.А. (2012) Маска как форма идентичности: Введение в философию образа. Санкт-Петербург: РХГА

Слайд 41

Для современного человека все более актуальным оказывается необходимость отстоять духовную свободу

и главенство внутреннего по отношению к внешнему


быть (стать) личностью - это и есть норма бытия



Слайд 42
главным стала потребность в самоактуализации (в понимании А.Маслоу) с целью раскрытия

индивидуальных талантов и потенциальных возможностей

«Индивидуализационный сдвиг» освобождает людей от традиционных классовых и социальных привязанностей и превращает в активных творцов собственной жизни (Бек 2000)
Становление личности происходит как процесс самоопределения при существовании различных степеней свободы

Бек, У. (2000) Общество риска. На пути к другому модерну. Москва: Прогресс-Традиция

Слайд 43
Гендерная идентичность – это индивидуальное определение собственной принадлежности к одной из

существующих гендерных моделей



Слайд 44
Гендерная идентичность представляет собой процесс «вложения Я» в существующую гендерную культуру


Процесс идентификации связан с называнием и помещением себя в социально сконструированные, культурно занормированные категории,
выстраивание идентичности из материала конкретной культуры



Слайд 45
Гендерная идентичность – осознание себя в рамках существующих гендерных моделей

Вопрос

в том, сколько этих моделей?
только две? или больше?
Они находятся на одном континууме или лежат в разных плоскостях?
на каких основаниях выстраивается конструкция, берутся ее элементы «извне» (как готовые паттерны) или обретаются в процессе «поиска себя»?

Слайд 46Новое поколение
«Гендер — это устаревший социальный конструкт ХХ века»

борьба за право «быть иными»
Новые

поколения считают гендерные рамки устаревшими и несущественными. Многие из них болезненно реагируют на навешивание гендерных ярлыков, видят в этом попытки угнетения, покушение на их свободу и самоопределение



Слайд 47
Все люди разные, и если человек ощущает, что ни один из

описываемых гендеров не описывает его, и для него важно найти для этого слова – он может описать и назвать свой гендер сам
в каком-то смысле гендеров может быть столько же, сколько и людей
На практике для многих людей остается важной возможность не причислять себя ни к одному из гендеров (и кто-то из них называет себя квир)
для многих достаточно тех гендеров, которые уже описаны

Слайд 48
на данный момент главное – людям мало тех двух гендеров, которые

были описаны до этого
Все люди разные!
для кого-то несоответствие абстрактному «Ж» или жестко структурированному «М» в заданных границах – данность бытия (в них очень сложно и не комфортно)

не обязательно не соответствие и ощущение себя не М – это сразу же Ж, и наоборот
Возможны различные сочетания черт и ощущений, которые маркируются как феминные, маскулинные и не феминные и не маскулинные одновременно. И они могут образовывать различные конструкты

Слайд 49деконструкция «маскулинности/феминности»
Если мы придем к пониманию (вроде бы очевидного факта) что

нет психологических качеств, которые имеют «половую принадлежность», то это потребует признания факта, что не существует «маскулинности» и «феминности» как психологических категорий, а они лишь реификация патриархатных отношений с целью воспроизводства существующей модели властных отношений
Есть «фантазии» о маскулинности и феминности, которые живут в головах каждого отдельного индивида и в сознании целых обществ

«маскулинность/ феминность»
как «ложные сущности»


Слайд 50
Уничтожение «М-Ф» полюсов (на уровне дискурса) не может повредить никому конкретно,

но заставит каждого индивида искать свой ответ на имеющийся вопрос в возникшей ситуации неопределенности («Кто Я?»), ответственность за имеющиеся или отсутствующие у себя качества или паттерны будет невозможно возложить на социум
Это неминуемо ведет к пересмотру всей конструкции, которая сама себя и поддерживает (воспроизводит)

Слайд 51Каково возможное число гендеров?


если просто разорвать бинарную систему, проблематичная квантификация гендера

перестает быть необходимостью

Слайд 52Нарушение гендерных границ—«разрушение общества»?


Люди, прежде всего, живут своей жизнью, а не

думают о политике

Политизированность – вынужденная реакция на социальную ситуацию

Слайд 53
Квир - это отказ от гендера, как жесткой схемы иерархических отношений

между людьми на основании принадлежности к тому или иному полу

личность и ее своеобразие оказываются важнее, чем социальное маркирование (типология, диагноз или что-то иное)

Слайд 54
Квир-идентичность - такое самоконструирование представлений о себе, которое позволяет принять различные

аспекты «Я», обеспечивая максимальную возможность для самореализации личности и предоставляет свободу от негативных стереотипных оценок окружающих (стигм)

Квир-идентичность – это следующий шаг в освобождении личности, который предоставляет индивиду право быть собой не только в сексуальности (приватная сфера), но и в форме самопрезентации (публичная сфера)



Слайд 55
Альтернативным вариантом является выстраивание идентичности как гибкой и текучей. Границы идентичности

в таком случае размываются, и основной причиной для отнесения человека к той или иной идентичности будет его собственная самоидентификация.
свобода самоопределения человека в таком случае будет безгранична


Слайд 56Квир: практический выход
Квирнесс как лозунг уникальности личности и право на

индивидуальный неповторимый выбор любого из элементов в системе гендер/идентичность/роль/желание/поведение

Лозунги квирности
«небинарность, многомерность, изменчивость и индивидуализация»

становятся футуристической перспективой для общества



Слайд 57
Квир-концепция содержит в себе гигантский потенциал роста и развития социума, если

направлена на раскрытие уникального позитивного потенциала, который есть в каждом человеке, и который будет находиться и использоваться (Богатство в разноцветье!).

Когда человек говорит «я не такой» («квир»), то он стремится вырваться из закостеневшей схемы и продемонстрировать свою индивидуальность, личностное своеобразие, а не враждебность

Слайд 58
новое личностное и субъективное определение для всего человечества может быть найдено

только вне категорий пола (женщины и мужчины), и появление индивидуальных субъектов требует, прежде всего, разрушения категорий пола, прекращения их использования…

М. Виттиг

Слайд 59«Острова» реальности
Современный ландшафт – это многоуровневая, часто непересекающаяся реальность, несводимая одна

к другой или чему-то «среднему», общему


Слайд 60Депатологизация
Трансгендерность - это социальное «расстройство», имеющее корни исключительно в культурном

дискурсе, а не в «природе» или в «психике»




Трансгендерности не существует вне примата гендера в общественном устройстве



Слайд 61Глобализация и индивидуализация
то, что есть больше слов для обозначения гендерных групп,

не значит, что жить легче


«это проявление более глубоких и мощных тенденций, которые могут стать мейнстримом в новом бравом постгендерном мире, где больше нет ни эллина, ни иудея, ни гея, ни натурала, ни женщины, ни мужчины»

Михаэль Дорфман, писатель и общественный активист

Слайд 62«Гендер - это конструкт, и только я его могу сконструировать»












Художник из

Венесуэлы Дэниел Арзола

Слайд 63Благодарю за внимание!





Исаев Д.Д. dr.disaev@gmail.com


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика