Плюрализм современной западной социологии презентация

Содержание

- 2 – ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Возникла как противоположность чрезмерно теоретизированной социологии Х1Х столетия , в 20-30 гг. ХХ столетия. Рассматривалась как позитивистская наука. Наибольшая популярность - в 30-50 гг. Задачи

Слайд 1Лекция 17. ПЛЮРАЛИЗМ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
ПЛАН
Эмпирическая социология
Критическая социология франкфуртской

школы
Теории агрессии
Постфрейдистские и неофрейдистские концепции
Социометрия
Феноменологическая социология
Этнометодология
Структурализм, постсруктурализм
Постмодернистская социальная теория
Синтетические теории
Структура научных революций и социология как полипарадигмальная наука



Слайд 2- 2 –
ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Возникла как противоположность чрезмерно теоретизированной социологии Х1Х столетия

, в 20-30 гг. ХХ столетия. Рассматривалась как позитивистская наука. Наибольшая популярность - в 30-50 гг.
Задачи ЭС:
решение новых задач по управлению общественными процессами
разработка средств контроля и регулирования общественной жизни.
В ЭС сформировались 2 основных течения:
АКАДЕМИЧЕСКОЕ – университетское: зарождение и развитие отраслевых социологий, служащих методологическим основанием для конкретных социологических исследований.
ПРИКЛАДНОЕ – организация конкретных, практических исследований, связанных с выполнением функций социальной инженерии.
Особое внимание было уделено процессам урбанизации и индустриализации. Наибольшие результаты были представлены ЧИКАГСКОЙ ШКОЛОЙ (Роберт Парк, Эрнст Бёрджес, Уильям Огборн, Луис Вирт).




Слайд 3- 3 -
ПЕРВАЯ ЗНАЧИМАЯ РАБОТА ЭТОЙ ШКОЛЫ – РАБОТА УИЛЬЯМА ТОМАСА

И ФЛОРИАНА ЗНАНЕЦКОГО «ПОЛЬСКИЙ КРЕСТЬЯНИН В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ» (1918-1920). ЗДЕСЬ БЫЛО РАЗРАБОТАНО ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ», включающая 3 элемента:
объективные условия (нормы и ценности)
установки индивида и группы
определение ситуации действующим лицом.
Социальная дезинтеграция возникает, когда определение общества индивидом не совпадает с групповыми ценностями. Определение ситуации на уровне группы дает представление о нормах и ценностях. Определение ситуации на уровне индивида (на основе собственных представлений и норм группы) свидетельствует о степени конформности индивида.
В соответствии с этим выстраивается типология личностей по характеру приспособления к социальному окружению, с выделением типов:
мещанского (традиционные установки и стереотипы)
богемного (слабо связанные, неустойчивые установки)
творческого (логически связанные и творческие установки приводят к оптимальному определению ситуации.






Слайд 4- 4 -
Социальный прогресс определяется творческими личностями, поэтому социология должна быть

переориентирована на изучение личных документов – биограмм (писем, документов, дневников).
Роберт ПАРК (1864-1944) является автором классической СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЕЕ суть состоит в том, что любая социальная эволюция предполагает единство 4-х последовательных стадий = 4-х «порядков»:
экологической (пространственное, физическое взаимодействие; размещение социальных институтов и миграция как форма социального поведения)
экономической
политической
культурной. (Последние 3 порядка обеспечивают контроль посредством согласования деятельности на основе юридических и экономических законов, моральных норм, правил и обычаев).
СЛЕДУЮЩИМ ВКЛАДОМ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ СТАЛА РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ СОЦИОЛОГИИ ГОРОДА.
Эрнст БЁРДЖЕС (1886-1966) на основе теории социальной экологии Парка предпринял изучение ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВ в Чикаго.


Слайд 5- 5 -
Бёрджес выдвинул гипотезу КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ ЗОН, описывающую социальную неоднородность города.

Здесь доминанта – бизнес-центр. Конкуренция (как основное экологическое понятие) определяет, какой вид бизнеса захватывает центральный район. Окружающее расширяющееся пространство называется зоной транзита, с соответствующими транспортными артериями, бульварами и парками.
Зоны изучались посредством картографирования, а затем – на основе включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Всего было выделено 75 естественных зон. Проверка гипотезы существования локальных сообществ Чикаго была произведена на основании дважды проведенных переписей населения.
Данные об этих сообществах и обоснование зональных гипотез были включены в университетские программы. В результате социология города приобрела инструментальный характер. Ее основной целью стало достижение социального согласия и установление социального контроля. Типы локальных сообществ определялись на основе функционального разделения труда.
В рамках Чикагской школы также была разработана УРБАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Луиса ВИРТА (1897-1952). Он разработал понятие «городской образ жизни» и описал особый городской тип личности, формирующийся в этих условиях.


Слайд 6- 6 -
Городскую культуру Вирт описал как основанную на поверхностных анонимных

контактах и деловых кратковременных связях. В городе происходит ослабление территориальных связей, повышение социальной мобильности, снижение роли традиций и уменьшение роли семьи.
В 60-е гг. концепция урбанизма подверглась значительной критике. Оппоненты считали, что городской образ жизни определяется не системой населения, а социальным положением и жизненными циклами человека.
В 70-е гг. сложилась т.называемая городская социология, основное внимание сосредоточившая на изучении социально-территориальных последствий массового применения новых технологий.
В 60-70-е гг. самой мощной школой эмпирической социологии становится НЕМЕЦКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Она предъявила много имен и направлений отраслевых социологий. Наиболее известным был Хельмут ШЕЛЬСКИЙ (1912-1984), основавший в Билефельдском университете крупнейший социологический центр.




Слайд 7- 7 -
Шельский считал, что структура социологии должна быть представлена восхождением

от:
эмпирических исследований к
социологической теории, а затем к
критической теории социального, включающей изучение критической рефлексии субъекта, его нравственных качеств и деятельности по поддержанию социальных институтов. Именно критическая теория, надстраивающаяся над предыдущими уровнями, позволяет понять и проинтерпретировать состояние общества в конкретных условиях.
В 80-90-е гг. самыми популярными отраслевыми социологиями в немецкой традиции стали индустриальная социология и социология труда.
В этот же период ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ становится отраслью индустрии. Значительно возрастает число городских структур и частных фирм, разрабатывающих социоинженерные проекты.
Также в этот период АКАДЕМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ способствовало введению новых курсов отраслевых социологий в университетские программы, обеспечивая и теоретико-методологическую базу для прикладных исследований.

Слайд 8- 8 -

В 80-е гг. ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ, в свою

очередь, подразделилось на 2 поднаправления – СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ и КЛИНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. Они использовали разные методы. В первом случае после проведения исследований предлагались рекомендации по изменению структуры деятельности (например, компании). Во втором – проводились социально-психологические тренинги, с целью переориентации сознания на адаптацию к возникающим изменениям.
В конце ХХ столетия в эмпирической социологии гигантски вырос спрос на исследования, на достоверное, конкретизированное знание. Произошли изменения в профессиональном статусе социолога – возник новый тип социолога-эксперта, -консультанта, -аналитика. Деятельность социолога преодолела университетские стены и оказалась востребована бизнесом, правительством, промышленностью, городскими администрациями и сервисными структурами.
2. КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ (далее – теоретические направления)
Название – по месту нахождения ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ во ФРАНКФУРТЕ-на-МАЙНЕ (Германия).

Слайд 9- 9 -
Но оно достаточно условно, т.к. с 1933 г. Ин-т

переместился в Женеву, его филиал – в Париж, а в 1938-39 гг. директор Ин-та Макс ХОРКХАЙМЕР и сотрудники выезжают в США, где деятельность продолжалась в Нью-Йорке при Колумбийском университете. И только в 1950 г. основная часть сотрудников вновь возвращается во Франкфуртский университет во Франкфурте-на-Майне.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Макс ХОРКХАЙМЕР (1895-1973)
Теодор АДОРНО (1909-1969)
Герберт МАРКУЗЕ (1895-1979)
Эрих ФРОММ (1900-1980)
Юрген ХАБЕРМАС (1929)
предприняли поиск методов познания не только типичных, но и уникальных явлений. Поэтому в сферу социологического анализа оказались включены проблемы культуры и политическая практика.
Основная ориентация представителей франкфуртской школы – гуманистическая. В центре изучения – проблемы личности.




Слайд 10- 10 -
Франкфуртская школа стала оппонентом (противником) позитивистских и неопозитивистских концепций.

На критике этих подходов основывалась «КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» М.Хоркхаймера и «КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА» Т.Маркузе. Впоследствии эти близкородственные теории стали называть одним синтетическим условным наименованием «КРИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ».
К теоретическим источникам франкфуртской школы относят марксизм и фрейдизм. Поэтому в литературе это направление иногда называют одним из вариантов неомарксизма, а Г.Маркузе – родоначальником фрейдомарксизма, поскольку он первым попытался соединить марксизм с психоанализом.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ представителей франкфуртской школы:
Критика позитивизма, естественно-научной модели познания в социальных областях.
Критика экономизма ортодоксального марксизма.
Критика развитого капитализма.
Соединение идей психоанализа З.Фрейда с социальной теорией К.Маркса.

Слайд 11- 11-
5. Критика инструментальной рациональности как основного принципа деятельности современного общества.
Теории

франкфуртской школы называют не только неомарксистскими, но и ревизионистскими, поскольку:
Была предпринята ревизия марксизма с изъятием из него экономического детерминизма.
Эклектично привлекались психоаналитические и социологические объяснительные механизмы.
Отвергалась идея о революционной миссии пролетариата.
Для современного общества наиболее значимыми рассматривались идеи культуры и искусства, дающие больше конструктивных возможностей для изменения и усложнения ОЖ.
2.1. Макс Хоркхаймер (1895-1973) - директор Франкфуртского института социальных исследований, один из основателей франкфуртской школы неомарксизма.
Сформулировал ряд требований «критической теории», противостоящих «традиционной теории»:



Слайд 12- 12 -
Любая деятельность ограничена – это лишь часть целостного исторического

«праксиса» (термин Лукача).
Предмет социальных наук определяется через праксис-систему взаимодействия общества и природы.
Познающий человек – всегда «общественный человек».
Познаваемый предмет – всегда продукт деятельности «общественного субъекта».

По Хоркхаймеру, общество представляет собой тождество субъекта и объекта. Их разрыв является следствием капиталистического отчуждения.
Развивает идею сумасшествия западного буржуазного разума. Повреждение разума усматривается в противостоянии природе, в гипертрофированной воли к власти, подавляющей «природные основания» в человеке и его окружении.
Пик популярности его идей – 60-70-е гг. ХХ столетия.

Слайд 13- 13 -
2.2. Герберт МАРКУЗЕ (1898-1979)
Во время второй МВ, проживая в

США, работал в информационных органах американской разведки, занимался антисоветсткой пропагандой. В 50-е гг. был сотрудником Русского центра Колумбийского университета и Русского центра Гарвардского университета. Был известен как эксперт по «советскому марксизму». Объединил ранние работы Маркса, философию Гегеля и философию нем.экзистенциализма.
Основные труды: «Одномерный человек», 1964; «Конец утопии», 1967, «Эссе об освобождении», 1969.
В 30-50-е гг., объединив диалектику и теорию политэкономии, предлагает свою фрейдо-марксистскую версию «критической теории общества»:
Современные общества – индустриальные или позднекапиталистические.
Общество и его члены «одномерны», ограничены социокультурными рамками, авторитаризмом и репрессивным мышлением.
Преодолеть это «насилие» возможно путем революции, движущей силой которой должны стать люмпены, молодежь и нацменьшинства.

Слайд 14- 14 -
2.3. Теодор ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (1903-1969)
Начинал свою деятельность как авангардистский музыкальный

критик, социолог музыки. Перенес представления Маркса о товарном фетишизме на восприятие слушателями музыки.
В совместной работе с М.Хокхаймером «Диалектика просвещения» (1947) рассматривал историю как неудавшуюся цивилизацию, пришедшую к противостоянию природе, к утрате свободы и фашизоидному капитализму.
В книге «Негативная диалектика» (1966) формулирует тезисы новой методологии социальных наук:
Деонтологизация диалектики – ее применение к человеческой деятельности.
Отказ от отчужденных понятий традиционной диалектики и рыночно обусловленной рациональности.
Абсолютизация принципа негативности - критических оснований диалектики.
Отрицание требования системности: целое не является истинным. Истинно – грядущее иное, которое может быть осмыслено в сюрреалистических фантазиях или средствами негативной диалектики.

Слайд 15- 15 -
2.4. Эрих ФРОММ (1900-1980)
Автор фрейдо-марксисткой концепции «социального характера» и

один из авторов концепции «авторитарной личности».
Социальный характер считал промежуточным звеном между экономическим базисом и идеологической надстройкой. Это - совокупность индивидуальных энергий и черт характера, присущих большинству членов социальной группы, объединенных общим ОЖ.
Структура личности индивида – всегда лишь вариации общего ядра, которым и является социальный характер.
Нормой является такое состояние общества, когда он формируется в процессе адаптации человеческой природы к общественному строю с перспективой будущих изменений. Патологией – состояние, когда существует зацикленность на определенных экономических отношениях и изменения не приемлются.
Авторитарная личность – это человек массы, толпы, основа тоталитарных режимов. Характерные черты такого типа личности: конформизм, стереотипность мышления, реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции и нацменьшинствам.

Слайд 16- 16 -
Концепцию авторитарной личности разрабатывает в книге «Бегство от

свободы»:
Авторитаризм – это способ закрепления новых вторичных социально-психологических уз, помогающих человеку избавиться от бремени свободы, чувства одиночества и бессилия.
Основные признаки авторитарной личности: мазохизм - уничтожение собственного Я; и садизм - присоединение к более сильному целому, способному на проявление насилия и полного господства над другим человеком.
К авторитарному, фашизоидному типу личности относил обширную наименее состоятельную часть среднего класса Германии. М. Хокхаймер вообще характеризует авторитарную личность как новый антропологический тип человека ХХ столетия. А Т.Адорно, выпустивший в соавторстве в 1950 г. книгу «Авторитарная личность», представляет уже типологию авторитарной личности, выделяя:
конвенциональный,
садомазохистский,
причудливый,
меланхолический и
манипулятивный типы.

Слайд 17- 17 -
2.5. Юрген ХАБЕРМАС (р. в 1929 г.)
Представляет второе

поколение франкфуртцев. Его основные работы:
«Познание и человеческие интересы», 1968.
«На пути к рациональному обществу», 1970.
«Теория общества или социальная технология», 1971.
«Теории коммуникативного действия», 1981.
«Философский дискурс модерна», 1988.
Основная идея его критической теории – в том, что обоснованные знания могут возникать только в условиях постоянного, открытого и свободного диалога, в условиях свободы коммуникации.
Основная концепция Ю.Хабермаса – теория коммуникативного действия. Считал, что важнейшей задачей современной социальной теории становится критика современного общества в виде критики его идеологии. Это – критика знания. Поэтому социальная теория д.б. последовательной критикой знания. В этом случае она позволит снять коммуникационные искажения, возникающие под воздействием идеологии.


Слайд 18- 18 -
Социология изучает общество – интегральный результат человеческой деятельности, поэтому

становится метапарадигмальной метатеорией.
Основная социологическая категория в критической теории Хабермаса – «жизненный мир». Это – совокупность значений, составляющих жизненный опыт индивида, формируемый культурой и языком.
Теория коммуникативного действия описывает эволюцию жизненного мира через призму развития познавательных способностей человека. В процессе эволюции происходит возрастание рациональности.
В эпоху современности – модерна основной задачей становится достижение согласия – консенсуса. Поэтому в современном обществе действия рациональны настолько, насколько способны разрешить потенциальные конфликты посредством аргументации. Т.е., рациональность представляется способом оправдания действия.
Хабермас выделяет 5 стадий социальной эволюции:
мифологическую,
космологическую,
религиозную,
метафизическую и
современную.

Слайд 19- 19 -
«Жизненный мир» составляет основу предпонимания и структурируется на 3

относительно независимые сферы:
объективный,
социальный и
субъективный миры.
Эти миры являются сферами референции=соотнесения «жизненного мира», формальными способами схематизации реальности. Поэтому любое явление может быть описано через определенную схему референции.
Связь целей и видов рациональности с мирами референции «жизненного мира» представлена Хабермасом в типологии идеальных типов.
В современных условиях модерна он выделяет 4 основных типа социального действия:
стратегический - порождается эгоистическими целями для получения желаемого;
нормативный - основывается на нормах и ценностях и направлено на достижение взаимно выгодных результатов;
драматический - свободное самовыражение, создание публичного имиджа;
коммуникативный - свободное соглашение участников для достижения совместных результатов.


Слайд 20- 20 -
Коммуникативное действие наиболее многопланово и рационально, направлено на достижение

взаимопонимания критериев рациональности всех миров референции. Но поскольку в реальной практике согласие редко - коммуникативное действие нередко остается перманентной возможностью.
Люди относят себя одновременно ко всем трем мирам. Поэтому каждое действие является комплексным, системой референций, состоящей из:
объективных фактов = объективный мир;
социальных норм = социальный мир;
и личностного опыта = субъективный мир.
Действие управляется знанием. Язык становится посредником знания, а коммуникативное взаимодействие – взаимно выгодным.
Социальная патология возникает вследствие искажения коммуникации. Средством его преодоления Хабермас опеределяет критическое знание.
3. ТЕОРИИ АГРЕСИИ подразделяются на ряд теорий
3.1. Фундаментальные инстинктивистские теории
Наиболее характерны для американской социологической школы – У.Мак-Дугалл, У.Джеймс. + психоаналитическая теория З.Фрейда.

Слайд 21- 21 -
Основной тезис – агрессия возникает в результате избыточности нервной

энергии. Агрессия спонтанна и сама порождает стимулы.
3.2. Теории фрустрации-агрессии
Относятся к драйв-теориям – промежуточным между биологическими и социологическими. Драйв-теории основываются на поиске мотива агрессии. Согласно гипотезе фрустрации-агрессии, агрессия всегда основывается на фрустрации, а фрустрация – на агрессии. Здесь агрессия – внутренняя предрасположенность, активируемая внешними стимулами.
Популярны в 30-40-е гг. Представители – Л.Берковитц и Р.Джин.
3.3. Теории социального научения агрессии
Здесь в центре внимания – социальные и социально-психологические явления. Наиболее яркий представитель - А.Бандура, амер. социолог.
Рассматривает агрессию как специфическую форму социального поведения личности, приобретаемую, поддерживаемую и регулируемую условиями социального окружения, где ведущую роль получают СМК.
Знания о механизмах возникновения и воспроизводства агрессии признаются важными для социального контроля и обеспечения механизмов нормативного поведения.



Слайд 22- 22 -
3.4. Теории социального влияния
Представлены группой социологов университета в

Олбани, США. – Дж.Тедещи, Р.Смит, Р.Браун и др.
Они рассматривают агрессию как социальную этикетку для обозначения действий, вызванных принудительной силой. Здесь агрессивное действие рассматривается также антинормативным и предполагает нанесение ущерба.
Агрессия начинает рассматриваться через призму общественных связей и отношений. Один из способов устранения агрессии – поиск истоков насилия при изучении социально-политических структур.
3.5. Теории социального объяснения агрессии
Авторы – М.Биллат и Р.Добэш абсолютизируют социальные причины агрессии. Их позиция противоположна инстинктивистским теориям.
Абсолютизация неправомерна, но результаты способствовали расширению возможностей сферы контроля и сдерживания агрессии.
4. ПОСТФРЕЙДИСТСКИЕ И НЕОФРЕЙДИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ


Слайд 23- 23 -
4.1. Постфрейдизм
Альфред АДЛЕР (1870-1937) – австрийский психолог, в конце

жизни переехавший в США. Осуществил социологизацию психоанализа.
Отвергал разделение личности Фрейдом на Оно, Я и Сверх-Я. Рассматривал личность как целостное социальное существо, но социальные чувства и интересы считал биологически врожденными. Социальность и коллективность считал основными жизненными смыслами.
Отвергал значение сексуальности. Неврозы объяснял с позиций компенсации неполноценности=недостаточности социального чувства и волей к власти – так же врожденными.
Выделил 3 основных вида компенсации и соответствующих стиля жизни:
успешная компенсация – совпадение чувства превосходства с социальным интересом;
сверхкомпенсация - одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития одной из способностей личности;
уход в болезнь - невозможность обретения компенсации нормальными способами. Для оправдания неудач – уход в болезнь.


Слайд 24- 24 -
Второе постфрейдистское учение представлено Карлом ЮНГОМ (1875-1961) – швейцарским

психологом и психиатром, основателем «аналитической психологии».
Также отказался от идеи пансексуализма. Считал, что либидо – это психическая энергия, лежащая в основе культуры и цивилизации.
Структуру человеческой личности представил 4-мя элементами или универсалиями:
личным сознанием;
коллективным сознанием;
личным бессознательным;
коллективным бессознательным.
Под коллективным бессознательным понимал разум древнейших предков, отражение в душе индивида опыта предшествовавших поколений. Коллективно наследуемые стороны бессознательного представлены архетипами – основными образами, символами и программами человека.

Слайд 25- 25 -
Основным архетипом человека является «самость». Этот центр личности определяет

поведение человека. Архетипы проявляют себя в сновидениях, мифах, религии, искусстве, политике и др. видах человеческой деятельности.
Современное общество считал кризисным, средством оздоровления - демократию и принципы гуманизма.
Выделил 2 основных типа личности: экстра – и интравертированный.

4.2. Основоположником неофрейдистской социологии является Карен ХОРНИ (1885-1952) - врач по профессии, в 1932 г. переехавшая из Германии в США.
Не приняла фрейдовскую концепцию женской психологии и многие положения психоанализа. Выводы психоанализа объявила несостоятельными, поскольку наблюдения производились исключительно за представителями европейской культуры.


Слайд 26- 26 -

Сущность человека Хорни усматривала в чувстве беспокойства, на формирование

которого оказывают влияние жестокость, лицемерие, раздражительность и безразличие взрослых к ребенку. В результате у него вместо чувства сопринадлежности к другим людям возникает чувство небезопасности, изолированности, беспомощности и отчужденности.
Стремление к безопасности в реализации собственных желаний в дальнейшем определяет все поведение взрослого человека, а конфликт этих двух стремлений находит разрешение в выборе стратегии поведения.
Хорни выделяет 3 типа моделей или стратегий поведения:
стремление к людям
стремление от людей
стремление против людей
Этим трем моделям соответствуют три типа конфликтной невротической личности:
устойчивый
устраненный
деструктивный.



Слайд 27- 27 -
Источник неврозов в современном обществе – конфликт интересов/ценностей/потребностей личности

и реальных возможностей/реального социального статуса человека.
К неофрейдистским теориям относят также работы Гарри Салливена и Эриха Фромма.
5. СОЦИОМЕТРИЯ
Второе название направления – МИКРОСОЦИОЛОГИЯ. Возникла в 30-е гг. ХХ столетия в США. Ее основатель – эмигрировавший румынский психиатр и социолог Джекоб МОРЕНО (1892-1974).
Социометрия – это теоретико-прикладные исследования психологических взаимоотношений личностей в малых группах, с применением количественных и качественных методов. Производятся с использованием социометрических тестов, социоматриц и социограмм.
Для определения психологического взаимодействия в больших группах ввел понятие «психосоциальные сети». Здесь линии взаимодействия более сложные. Наименьшей социальной структурой в коллективе является «ядро отношений» - тонкое вокруг одних индивидов и широкое и плотное – вокруг других.


Слайд 28- 28 -
Фундаментальное положение социометрии: социальные процессы могут быть поняты адекватно

лишь с учетом макро- и микроструктур. Макроструктуры – это пространственное взаимоположение и отношения людей при взаимодействии. Микроструктуры - совокупность психологических отношений людей, их желаний, чувств и представлений.
Морено сформулировал универсальный микрозакон: социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямопропорционально социодинамической разнице между микро- и макроструктурой. Здесь микроструктура – это социометрическая матрица, а макроструктура – большое общество.
В соответствии с этим, одним из основных путей в разрешении конфликтов становится приведение в соответствие микро- и макроструктур. Это означает, что для снятия напряжения достаточно перегруппировки людей на основании принципа симпатии.
Морено также сформулировал целый ряд социометрических законов:
закон насыщения - в национальных и межнациональных отношениях существуют определенные точки насыщения, за пределами которых начинаются национальные конфликты и войны;
социогенетический закон – высшие формы коллективной организации развиваются из простейших форм;

Слайд 29 - 29 -
социодинамический закон – человеческие привязанности внутри группы

распределяются неравномерно, с выделением «звезд», которых меньшинство, и преобладающего «эмоционально обездоленного социометрического пролетариата».
Одним из методов социометрии рассматривал активный терапевтический процесс – продолжение психоанализа, которое он называл «психодрамой», в результате которой достигается свобода самовыражения и снятия напряжения современной жизни.
6. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
К фономенологической социологии относят социологические школы Альфреда Шюца и Гарольда Гарфинкеля. Оба направления сформировались под воздействием европейской школы феноменологической философии, возникли в США в 60-е гг., пик популярности – в 70-е гг.
Альфред ШЮЦ (1899-1959 гг.) - австрийско-американский философ и социолог, последователь Гуссерля, основоположник феноменологической социологии. Основное внимание уделял созданию философского фундамента социальных наук. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.




Слайд 30- 30 -
Альфред Шюц в 1939 эмигрировал в США, с 1952

г. - проф. социологии и социальной психологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Испытал воздействие идей М. Вебера, Бергсона, позже Джеймса и Дж.-Г. Мида. Поставил цель "дополнить" Вебера - создать теоретико-познавательное обоснование веберовской понимающей социологии.
Автор ряда монографий на немецком и английском языках:
«Смысловое строение социального мира» (1932),
«Собрание статей». Тома I—III (1962—1966),
«Структуры жизненного мира» (1972),
«Теория жизненных форм» (1981),
«Проблема релевантности» (1982),
«Переписка А. Шюца и А. Гурвича» (1984).
Новая социологическая теория Шюца получила название СОЦИОЛОГИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Она представила описание познания структур социального мира, с точки зрения действующего индивида. Поэтому его теорию иногда называют также СОЦИОЛОГИЕЙ ПОЗНАНИЯ.
Шюц связал науку со здравым смыслом и повседневностью, лишив ее статуса объективности, поскольку обыденное и научное познание не разделимы.

Слайд 31- 31 -
Альфред Шюц известен как автор множества философских и социологических

концепций. В частности:
концепции объективности социального мира,
концепции социального взаимодействия и
концепции повседневной реальности как реальности высшего порядка.
КОНЦЕПЦИЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО МИРА. Индивидуальная позиция всегда определяется биографически. Все биографические ситуации имеют что-то общее, определяемое историей, культурой, образованием, воспитанием. Поэтому человек видит мир объективно и субъективно, Повседневное мышление преодолевает эти различия с помощью:
идеализации взаимозаменяемости точек зрения (моей и не-моей)
идеализации совпадения систем релевантности (уместности соответствия).
В результате принятия этих идеализаций социальный мир становится объективным, а социальные взаимодействия основывается на представлениях о типическом. В реальном мире мы ориентируемся на действия определенных типов. Чем выше степень типичности и анонимности в обществе, тем оно менее конфликтно, более здорово и благополучно.

Слайд 32- 32 -
КОНЦЕПЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Социальное взаимодействие основывается на типичных,

занормированных представлениях, и само становится типическим. Чем выше степень анонимности и типичности во взаимодействии, чем более они институционализированы и стандартизованы, тем более успешной и беспроблемной оказывается повседневная жизнь. В повседневной жизни условия рационального поведения (в веберовском понимании научной рациональности) не выполнимы. Тем не менее, мы достигаем целей, наши действия разумны, понятны и в этом смысле рациональны. Таким образом, можно говорить о повседневной рациональности, основанной на типических структурах, которые не анализируются и не рассчитываются, а принимаются на веру.
КОНЦЕПЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. У.Джеймс сформулировал идею о существовании многообразных миров опыта, единственным критерием реальности которых является вера в их существование. Шюц считает, что такие реальности зависят от когнитивного стиля, конструирующего тот или иной мир. В частности:
от формы активности сознания – для повседневного мира это – напряженное внимание к жизни;


Слайд 33- 33 -
от специфического «эпохе» - установки сознания от воздержания от

суждений о существовании или не существовании объектов внешнего мира;
от преобладающей формы деятельности – например, трудовой, предполагающей реализацию различных проектов;
от специфической формы личностной вовлеченности – от «трудящегося Я» во всем единстве способностей;
от особенностей формы социальности – типизированного мира взаимодействия;
и от своеобразия переживания времени – времени трудовых ритмов.
Поэтому мир повседневности – это сфера человеческого опыта, с особой сферой восприятия, которое возникает в результате трудовой деятельности. Другие миры, например, мир фантазии, можно рассматривать по этой же познавательной схеме, но характеристики этого мира будут иными, основанными на созерцании и воображении.
7. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ
Разработана в рамках феноменологической социологии Гарольдом ГАРФИНКЕЛЕМ (р. 1917), американским социологом.

Слайд 34- 34 -
Занимался анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для

описания и осмысления своей деятельности. Его основное произведение - сборник эссе "Исследования по этнометодологии".
Этнометодология – наука о методах организации современной практической повседневной жизни. Исследования – эмпирические и теоретические. Анализ – практического функционирования обыденных типов. Эти типы представляют не осознаваемые фоновые ожидания того, как должны происходить различного рода действия.
Сознательное нарушение экспериментатором нормального фона взаимодействия получило наименование «гарфинкелинг». Результатом стало появление «моральных аффектов» (чувства беспокойства, смущения, изолированности, деперсонализации), а также фоновых ожиданий, т.е. того, как действие должно происходить нормальным образом.
Например, Гарфинкель просил своих студентов и аспирантов вести себя дома, как в гостинице – без традиционного выполнения обязанностей и коммуникаций. Реакция родственников была одинаковой. Сначала – недоумение, затем – враждебность.
Суть теории: в повседневной жизни люди ориентированы на неосознаваемые модели, первичные для взаимодействия, определяющие цели и мотивы. При разрушении этих моделей возникает фрустрация.


Слайд 35- 35 -
Претендуя на универсальность, этнометодология проецирует эти выводы и на

социологию. Социологи рассматриваются как практики, повседневные деятели. Следовательно, социология оперирует категориями повседневного знания и не может претендовать на научный статус.
Такого радикализма научное социологическое сообщество допустить не могло. В результате, после 70-х гг. направление оказалось практически табуировано.
8. СТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
Структурализм не является обозначением отдельной школы. В широкой трактовке – это термин для выделения концепций, исследующих социальную структуру на основании утверждения первичности общества по отношению к индивидам. В узкой – структурализм предполагает изучение ненаблюдаемых социальных структур, в основе которых - ненаблюдаемые социальные явления.
Представители (в основном, французская школа):
Луи Альтюссер (1918-1990)
Ролан БАРТ (1915-1980)
Клод ЛЕВИ-СТРОСС (1908)
Мишель ФУКО (1926-1984)


Слайд 36- 36 -
Направление неоднородно. Здесь справедлива перефразировка: сколько структуралистов – столько

структурализмов.
Условно можно выделить несколько интегративных принципов:
Утверждение первичности отношений над элементами в системе. Структура отношений определяет специфику элементов.
Определение структуры как инвариантного абстрактного ядра системы отношений.
Утверждение главенства синхронного метода исследования.
Провозглашение «теоретического антигуманизма». Человек лишь воображает себя свободным. На самом деле, являясь элементом структуры, полностью ею детерминируется.
СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ МАРКСИЗМ возник во Франции в 60-е гг., представлен работами Луи АЛЬТЮССЕРА и Нико ПУЛЯНТУАСА (1936). Сам Альтюссер себя социологом не считал – оценка сообщества социологов.
В их работах можно выделить 2 основных направления:
критика марксистского волюнтаризма
критика марксистского экономизма.
Направленность исследования – от скрытых социальных структур к поведению, действиям отдельных личностей.


Слайд 37- 37 -
Основные понятия в работах Альтюссера: «практика» и «структура».
Практика –

это достижение определенными средствами конкретного результата, являющегося целью действия. Моделью любой практики является экономическая деятельность, состоящая из 3 элементов:
исходного материала (мотивы, опыт, сырье);
средств производства (способы достижения цели, рабочая сила, орудия труда);
конечного продукта (результат действия и «социальные позиции»).
Личное бытие человека представлено совокупностью различных взаимодействующих практик. Здесь тоже выделяются 3 основных, как для общества, так и для индивида: экономическая, политическая и идеологическая. Структуры взаимодействующих практик формируют также взаимодействующие уровни общества, образуя социальную формацию.
Альтюссер выделяет 4 формации:
феодализм
промежуточный способ производства (переходная стадия от феодализма к капитализму)
капитализм
социализм.



Слайд 38- 38 -
Личностное поведение определяется социальными структурами, поэтому индивид подобен tabula

rasa (лат.) – чистому листу, на котором общество пишет свои письмена.
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ представлен , прежде всего, именами Жака ДЕРРИДЫ (философские работы) и Мишеля ФУКО (разработка социальной теории). Теоретические источники: леворадикальная критика работ Альтюссера, влияние экзистенциализма, нигилизма и анархизма.
Жак ДЕРРИДА разрабатывает концепцию «отсутствия значения»: угол зрения формирует описываемую реальность. Следовательно, значения порождаются только языком.
Значение слова определяется не его сущностью, а отношением к другим словам в предложении. Для постсруктурализма интересен только уровень значений, действующих хаотично. Субъект может внести в этот хаос значений некоторый порядок, дифференцируя хаос значений, находящихся не в словах, а между ними. Этот процесс и будет означиванием мира и описанием различий.
Мгновенный порядок создается высказыванием, которое рассматривается как событие. Ряд событий-высказываний формирует личность. Значение высказываний определяется отношением к другим высказываниям.

Слайд 39- 39 -
В этом случае построение социологической теории оказывается под вопросом.

Нужны какие-то критерии, точки отсчета для создания порядка. Мишель ФУКО определяет их через понятие «власть».
С его точки зрения, институциональная структура относится к вне-дискурсивному миру высказываний. Но высказывания фиксируются властными отношениями. Высшей властью Фуко определяет знание. Оно имманентно обладает властью, способностью контроля, определением того, кто и в каком контексте может эти высказывания создавать.
Общество у Фуко представлено огромным числом властных отношений, порождающих противодействия и конфликты по поводу власти. Эту изменчивую природу социального мира можно описывать только на основе эмпирических обобщений.
Фуко разрабатывает новое направление – «генеалогию власти» (происхождение). Здесь центральным становится прояснение того, как люди управляют собой и другими посредством создания знаний. С этой точки зрения, человеческая история представляется как переход от одной системы господства, основанной на знании, к другой. В «Истории сексуальности» определение режима власти связано не только с прояснением характера и роли знания, но и с удовольствия, сексуальности.



Слайд 40- 40 -
10. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
Постмодернизм неоднороден. Согласно типологии Бэрри Смарта,

можно выделить 3 различных позиции определения постмодернизма:
крайняя, радикальная (современное общество радикально заменено постсовременным) – Жан Бодрийяр, Жиль Делёз, Феликс Гваттари;
умеренная (постмодернизм вырастает из модернизма и неразрывен с ним) - Фредерик Джеймсон, Линда Николсон и др.;
промежуточная (модернизм и более совершенный постмодернизм – отдельные эпохи-участники постоянного взаимодействия) – Бэрри Смарт.
Если историю социологии рассматривать как историю «больших идей», то постмодернизм имеет право на представленность в этой области знания. Особенностью является то, что реальная угроза социологическому знанию исходит из формы постмодернистского знания, отвергающего «большие повествования», к которым относится вся предшествующая социологическая теория.
УМЕРЕННАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ Фредерика Джеймсона (1934, американский социальный философ, автор концепции постмодернистской культуры). Считает, что марксизм предлагает лучшее теоретическое объяснение постмодерна. Выделяет в истории капитализма 3 этапа:




Слайд 41 - 41 -
рыночный капитализм (возникновение единых национальных рынков);
империалистический

( возникновение глобальной капиталистической системы);
поздний капитализм (обширная экспансия капитала на не коммерциализованные сферы).
Особенностью современного капитализма является его многонациональный характер и расширенное взаимодействие. Соответственно:
реалистическая культура связывается со стадией рыночного капитализма;
модернистская – со стадией монополистического капитализма,
культура постмодерна - с многонациональным капитализмом.
В эпоху постмодерна происходит «взрыв культуры», закрепляется «культурная доминанта» – силовое поле, в котором должны «пробивать себе дорогу различные культурные импульсы».
Джеймсон выделяет основные признаки общества постмодерна:
преобладание поверхностности и недостаточности глубины в социальном взаимодействии и культуре;

Слайд 42- 42 -
ослабление эмоций и аффектов, переход к эйфории

от использования все новых электронных средств;
утрата историчности, ощущения исторического времени;
замена производительных технологий на воспроизводительные.
Образ общества постмодерна – это плывущие по течению люди, не способные к осмыслению многонациональной капиталистической системы и бурно развивающейся культуры. Здесь необходимыми оказываются «карты познания», помогающие в ориентации. Этими когнитивными картами могут стать труды социальных теоретиков, произведения писателей, а также собственно представления обычных людей, вычерчивающих собственные пространственные карты. Пространственные потому, что эпоха постмодерна отказывается от мира, определяемого временем, и переходит к миру, определяемому пространством.
РАДИКАЛЬНАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ Жана БОДРИЙЯРА (1929, французский философ, социолог, культуролог; социолог по образованию). Бодрийяр считал марксизм буржуазным и требовал радикальных изменений в социальной теории. В качестве альтернативы экономическому обмену предложил идею символического обмена.

Слайд 43- 43 -
Символический обмен представлен непрерывным циклом приобретений и возмещений, отдачи

и получения. Также и производство в обществе постмодерна все больше изменяется в сторону создания и воспроизводства высокотехнологичных средств управления. Эти системы управления, обработки и трансляции информации, индустрии знаний и развлечений порождают абсолютизацию знаков.
Соответственно, общество постмодерна становится контролируемо кодами (знаками) производства. Знаки становятся самореферентными. Различие между знаками и действительностью сокращается. Поэтому, если мир модерна можно было определить как мир дифференциации, то мир постмодерна становится миром дедифференциации (сжатия на фоне воспроизводства различий).
Он характеризуется подражательством, притворством, порождением «симулякров» – имитаций, заместителей реального, занимающих господствующие позиции.
Мир постмодерна описывается Бодрийяром как сверхреальность (когда, например, СМИ становятся «более реальными», чем реальность). В результате информационной мозаики ложь и искажения становятся сверхреальностью, а действительность исчезает.

Слайд 44- 44 -
В культуре постмодерна происходит «катастрофическая революция» все более возрастающей

пассивности масс, поглощающих без всякого разбора предлагаемые симулякры. Здесь СМИ не манипулируют массами, но вынуждены удовлетворять растущий спрос на потребительство и зрелища.
Критика постмодерна представлена следующими положениями:
неспособность постмодернистских теорий соответствовать научным стандартам модерна;
постмодернистская «теория» – это только идеология;
«бессистемная» манипуляция большим диапазоном идей, затрудняющая понимание;
неопределенность и абстрактность идей постмодернизма, невозможность установления их связи с социальным миром;
несмотря на отрицание «больших повествований», создание собственных;
критика модерна без нормативного фундамента для высказывания суждений;
отрицание значения субъекта и субъективности, отсутствие теории деятельности;
абсолютизация критицизма и отсутствие конструктивных объяснений;
абсолютизация пессимизма;
игнорирование большинства актуальных проблем современности;
чрезмерный интерес к различиям, отрицание истины и неспособность разработки критической политической программы действий (претензия современного феминизма).

Слайд 45- 45 -
10. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Это – условное название для обозначения тенденции

синтеза в социологической теории конца 60-х гг. и получившей широкое распространение в настоящее время. Некоторые социологи называют ее господствующей.
Иногда к представителям этого направления относят Ю.Хабермаса, предпринявшего попытку эволюционного синтеза для достижения универсального знания. Чаще здесь называют имена Пьера БУРДЬЁ, Энтони ГИДДЕНСА и Никласа ЛУМАНА.
Пьер БУРДЬЁ (1930-2002) – французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля, теории габитуса. Ученик Л.Альтюссера и М.Фуко, предполагавший создать синтетическую теорию субъекта и объекта.
Бурдьё утверждал, что восприятие социального мира определяется двойным структурирование – объективным и субъективным (в частности, языковым). Эти 2 механизма – основные в «производстве общего мира».
Социальная действительность представляет «социальное пространство» – заданную систему координат, относительно которой располагаются социальные субъекты.

Слайд 46- 46 -
Социальное пространство тесно связано с физическим пространством. Они взаимно

пересекаются и м.б. разделены только аналитически.
Социальное пространство представлено социальными структурами, которые одновременно существуют как объективная реальность и как реальность, существующая в представлениях, схемах мышления и поведении.
Реальное положение индивида в социуме отражают его позиции. Представления же о собственном положении, схемы поведения, мышления и оценивания отражают диспозиции.
Совокупность позиций дает объективный срез социального пространства, а совокупность диспозиций – субъективный. Т.е., социальное пространство можно рассматривать с точки зрения взаимодействия индивидов, занимающих определенные позиции, и их практик, с помощью которых они преобразуют это пространство.
Практики, по Бурдьё, это больше неосознанное поведение индивидов, подчиняющееся правилам внешней среды.
Понятие «habitus» вводится для объяснения упорядоченности мира. Нabitus (лат. привычка, предрасположение) – это система прочных приобретенных диспозиций, структурированных структур для функционирования структурирующих структур.

Слайд 47- 47 -
Другими словами: габитус – это структура познавательных и мотивационных

установок в сознании индивида, являющихся неосознаваемым слепком воспринятых исторических условий.
Практики являются посредником габитуса и различных событий. Габитус задает пределы субъективным намерениям, ориентируя на воспроизводство рутинных, непроблематичных действий.
Сходство условий существования приводит к формированию сходного или гомологичного габитуса. Гомологичность габитуса приводит к образованию групповых и классовых общностей.
Общая направленность «стратегии синтеза» П.Бурдьё определяется движением от социальной структуры к субъекту действия.
Основные сферы анализа П.Бурдьё – социология культуры и образования, общая социологическая теория. Основные работы:
«Очерк теории практики», 1977;
«Воспроизводство в образовании, обществе и культуре», 1977;
«Дистинкция», 1984;
«Поле культурного производства», 1993.



Слайд 48- 48 -
Работы П.Бурдьё, изданные на русском языке
Социология политики / Пер.

с фр.; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993.
Начала. Choses dites / Пер. с фр. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1994.
Университетская докса и творчество: против схоластических делений / Пер. с фр. // Socio-Logos’96. — М.: Socio-Logos, 1996. — С. 8—31.
За рационалистический историзм / Пер. с фр. // Социо-Логос постмодернизма. Альманах Российско-французского центра социологических исследований. — М.: Изд-во Института экспериментальной социологии, 1997.
Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / Пер. с фр. // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. — С. 125—166.
Социология и демократия / Пер. с фр. // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. — С. 119—124.
Практический смысл / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. http://yanko.lib.ru/books/cultur/bourdieu-all.htmПрактический смысл / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. http://yanko.lib.ru/books/cultur/bourdieu-all.htm архивный файл
Опыт рефлексивной социологии / Пер. с англ. Е. Д. Руткевич // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. — 424 с. ISBN 5-8013-0046-5
Политическая онтология Мартина ХайдеггераПолитическая онтология Мартина Хайдеггера / Пер. с франц. А. Т. Бикбова, Т. В. Анисимовой. — М.: Праксис, 2003. — 272 с. — («Идеологии».) ISBN 5-901574-27-3Политическая онтология Мартина Хайдеггера / Пер. с франц. А. Т. Бикбова, Т. В. Анисимовой. — М.: Праксис, 2003. — 272 с. — («Идеологии».) ISBN 5-901574-27-3 (Рецензии: Илья Нилов. Двуличная философия)
О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимова и Ю. В. Марковой, отв.ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Прагматика культуры, 2002. — 160 с.
Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. — Том I, 1998. — № 2.
Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. В 2-х т.
Бурдье, П. Формы капитала /пер. с англ. М. С. Добряковой; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. — М.: РОССПЭН, 2004. — 680 с.
За ангажированное знание // Неприкосновенный запас. — 2002. — № 5 (25).


Слайд 49- 49 -
ТЕОРИЯ СТРУКТУРАЦИИ Энтони ГИДДЕНСА (1938) – английский социолог. Выпускник

Лондонской школы экономики, доктор философии Кембриджского университета (1974), профессор Кембриджского университета, директор Лондонской школы экономики (1997-2003), Лауреат премии принца Аустрийского (2002, социальные науки). Автор 34 книг и более 200 статей.
Считал, что обращение к истории социологии поможет созданию новой единой социологической теории.
Выделил фундаментальные признаки эпохи модерна (последние 150-200 лет):
разделение общества на классы – основу для дальнейшей групповой принадлежности;
внутренне присущая модерну рефлексивность – возрастние роли языка и интерпретаций смысла (знание социальных агентов о своих действиях, т.е., рефлексия агентов, становится важнейшим компонентом структуры социального действия, приводя к изменению социальных институтов);
изменение роли и места социологии.
В 1976 г. выпускает работу «Новые правила социологического метода» (Э.Дюркгейм «Правила социологического метода»).



Слайд 50- 50 -
Новым инструментом социального познания становится теория структурации. Она предполагает

интеграцию действия, системы и структуры на основе рефлексивности социального действия, с учетом взаимной дополнительности субъективных и объективных характеристик.
Основное понятие теории структурации – «социальный агент», представляющее 3-х уровневую модель:
1-й уровень – мотивация действия (проявляется в нестандартных проблемных ситуациях; большинство повседневных действий немотивировано).
2-й уровень – рационализация действий (поддержка теоретического понимания оснований собственной деятельности; взаимное согласие участников взаимодействия о компетенции друг друга).
3-й уровень – рефлексивный мониторинг действия (постоянство отслеживания собственных действий, действий других людей, физических и социальных условий действия).
По этой же схеме м.б. описана стратификационная модель субъекта действия :
бессознательные мотивы, познавательная способность и стремление действовать;
уровень практического осознания действия;
уровень дискурсивного сознания.



Слайд 51- 51 -

Гидденс делает вывод о том, что предметом социальных наук

становятся социальные практики, а социальную деятельность рассматривает как самовоспроизводящуюся реальность.
Теория структурации представлена 3-мя основными «компонентами»: структурой, системой и структурацией.
Структура задает правила трансформации действия и представляет регулярные наборы отношений, производимых и воспроизводимых субъектами действия.
Система отражает относительно стабильные совокупности действия и представлена отношениями между индивидами и коллективами, воспроизводимыми в виде регулярных социальных практик.
Структурация относится к условиям, управляющим преемственностью и преобразованием структур и социальных систем.
Взаимоотношения субъекта и системы Гидденс объясняет в терминах обратных причинных связей или «причинных петель».

Слайд 52- 52 -
Книги Гидденса, опубликованные на русском языке
Гидденс, Э. Социология /

Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. — М.: Весь мир, 2004.
Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Пер. с англ. В. Анурина. — СПб.: Питер, 2004.
Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005.
Статьи Гидденса, опубликованные на русском языке
Гидденс Э. Политика, управление и государство // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 3. С. 78-107.
Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // СОЦИС. 1992. № 7. С. 135-140.
Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СОЦИС. 1992. № 9. С. 112-123.
Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СОЦИС. 1992. № 11. С. 107-120.
Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. — 1993. — № 1. — С. 57—82.
Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. — 1994. — № 5. — С. 107—134.
Гидденс Э. Новые правила социологического метода / Пер. с англ. С.П. Баньковской // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. — 424 с.

Слайд 53- 53 -
САМОРЕФЕРЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ Никласа ЛУМАНА (1927-1998) – немецкий социолог. Юрист

по профессии, затем учился в Гарварде у Толкотта Парсонса. По возвращении на родину занимался изучением теории управления. С 1965 г. приступает к научной работе. В 1966 г. защитил 2 диссертации по социологии. Работал в Мюнстерском университете с 1968 по 1993 гг., вплоть до выхода на пенсию.
В начале своей профессорской деятельности поставил задачу: за 30 лет создать полное описание общества. Ее разрешением он занимался всю жизнь. Книга "Общество общества" ("Die Gesellschaft der Gesellschaft"), вышедшая перед смертью, стала итогом этой деятельности.
Разделял научные взгляды нейробиологов, в своих работах использовал биологическую концепцию «аутопойезиса». Кроме научной деятельности, был хозяином пивной в родном Люнебурге и никогда не преподавал в Люнебургском университете.
Всего написал 77 книг и около 250 статей по темам теории социального познания и системной теории общества.
Луман фиксирует кризисное состояние современной социологии. Считает, что задачей социологии является разработка операционального теоретического инструментария для познания социального мира. Поэтому обращается к оформлению понятия и теории общества.




Слайд 54- 54 -
Он предлагает осуществить переход к новой парадигме социологического знания

– системному подходу. В новой системной социальной теории центральным понятием должна стать «коммуникация».
В системном анализе в истории социологии Луман выделяет 3 этапа:
общество – система, подобная биологическому организму;
общества как система, состоящая из взаимосвязанных частей (Т.Парсонс);
современный этап представлен теорией самореферентных систем.
Система, с позиций этого подхода, способна выделять себя из внешней среды, воспроизводить границы, самовоспроизводиться и описывать себя.
Элементами такой социальной системы оказываются коммуникации, которые (для упрощения системой самой себя) разлагаются на действия или события.
Коммуникация означает различение информации, сообщения и понимания. Это – смысловой, самореферентный, а не трансляционный процесс.
Социальная структура, представленная отношением мгновенных действий или событий, не м.б. устойчивой. Поэтому она перестает быть фактором устойчивости системы и становится фактором ее обновления.



Слайд 55- 55 -
Люди в этой теории не рассматриваются как часть социальной

системы. Они – лишь часть окружающей среды, а значит, и общество перестает быть организованным взаимодействием.
Очевидно лишь то, что социальная система как совокупность коммуникаций создает описание самой себя, и каждая коммуникация предполагает самоописание.
Общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как:
функциональные подсистемы (масс-медиа, политика, наука и пр.),
системы интеракций лицом-к-лицу,
а также системы организаций.
Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через «да-редакции» и «нет-редакции», заложенные в смысле. Каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для нее, и, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода.

Слайд 56- 56 -
Книги Н.Лумана, изданные на русском языке
Луман Н. Власть. М.:

Праксис, 2001.
Луман Н. Общество общества. Часть Луман Н. Общество общества. Часть I. Луман Н. Общество общества. Часть I. Общество как социальная система. Логос, 2004.Луман Н. Общество общества. Часть I. Общество как социальная система. Логос, 2004. (Библиотека Fort/Da)(PDF)
Луман Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации. Логос, 2005.
Луман Н. Общество общества. Часть III. Эволюция. Логос, 2005.
Луман Н. Общество общества. Часть IV. Дифференциация. М.: Логос, 2006.
Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Праксис, 2005. (Niklas Luhmann. DIE REALITAT DER MASSENMEDIEN. 2., erweiterte Auflage. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996.)
Луман Н. Социальные системы очерк общей теории / Перевод с немецкого И. Д. Газиева Под редакцией Н. А. Головина. Санкт-Петербург. «Наука». 2007. (Niklas Luhmann. Soziale Systeme Grundriss Einer Allgemeinen Theorie. Suhrkamp)
Статьи Н.Лумана, изданные на русском языке
Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 114-125.
Луман Н. Невероятность коммуникации
Луман Н. Решения в «информационном обществе»
Луман Н. Понятие риска // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. — 1994. — № 5. — С. 135-160.Луман Н. Понятие риска // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. — 1994. — № 5. — С. 135-160. (PDF)

Слайд 57- 57 -
Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий

// Социологический журнал. — 2000. — № 1/2. — С. 16-35.
Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Под. ред. А.О. Бороноева. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — С. 25—42.
Луман Н. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. С. 43-54.
Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // СОЦИО-ЛОГОС. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 194-216.
Луман Н. Теория общества (фрагмент) // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999. С. 196-235.
Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность политики // Вопросы социологии. — 1992. — N 1. — С. 69—76.
Луман Н. Глоссарий // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 125-127.
Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. М., 1991. Вып. 1.
Луман Н. Теория общества // Теория общества. Фундаментальные проблемы. М.: КАНОН-пресс-Ц, 1999.
Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность политики // Вопросы социологии. — 1992. — № 1.
Луман Н. «Что происходит?» и «что за этим кроется?». Две социологии и теория общества // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. — 424 с.
Луман Н. Теория общества (вариант San Foca '89) // Теория общества. Сборник / Под ред. А.Ф. Филиппова. — М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 1999. — 416 с.
Луман, Н. Мировое время и история систем // Логос. — 2004. — № 5. — С. 131-168.

Слайд 58- 58 -
11. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И СОЦИОЛОГИЯ КАК ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУКА
Концепция

развития науки Томаса КУНА (1922-1996, американский философ и историк науки)
Она опубликована в книге «Структура научных революций». Основное понятие концепции – «парадигма» . Это – дисциплинарная матрица, в рамках одной научной картины мира обеспечивающая способы постановки и решения научных задач. Она представлена совокупностью знаний, методов и ценностей, разделяемых членами научного сообщества.
Кун выделяет следующие стадии развития научного знания:
допарадигмальную (эклектичное соединение альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ);
парадигмальную (господство определенной парадигмы, определяющей спектр значимых научных проблем и способы их разрешения);
экстраординарную (научную революцию, обеспечивающую переход к господству новой парадигмы).



Слайд 59- 59 -
Нормальная наука , по Куну, - это период накопления

знаний, в течение которой ученые развивают господствующую парадигму. Кризисный этап наступает в результате накопления аномалий. Кризис завершается научной революцией, когда господствующая парадигма ниспровергается, а новая занимает господствующее положение.
***
КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОЦИОЛОГИИ
С современных позиций, ведущие направления в социологии нередко называют парадигмами. В этом случае присутствует желание подчеркнуть их определяющую роль на определенном этапе развития социологического знания.
К макросоциологии принято относить: организмический эволюционизм, структурно-функциональный анализ, теории социальных систем и конфликтов, интегративную социологию и ряд др. К микросоциологии – бихевиоризм, психологическую социологию, теорию социального обмена, символический интеракционизм и др. Это – традиционный взгляд на историю теоретической социологии.
ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Джорджа РИТЦЕРА (1940) – американский социолог.


Слайд 60- 60 -
Заслуженный профессор Мэрилендского университета (США). Читал лекции в университете

графства Суррей (Англия), Шанхайском университете (Китай), университете Тампере (Канада), Бременском университете (Германия). Является лауреатом премии Мэрилендского университета (1989-1990), премии Американской социологической ассоциации за заслуги в преподавании (2000), почетным доктором университета Латроуб (Австралия). В 2004 выдвинут на пост президента Южного социологического общества.
Ритцер является автором концепции "макдональдизации", представляющей развитие веберовской идеи инструментальной рационализации современных общества и культуры. Другой важной темой научного творчества Ритцера является изучение потребления, рассматриваемое системным фактором современного общества, обусловливающим его наиболее негативные качества. С этими темами связана проблема глобализации обществ и культур, по мнению Ритцера, способствующая утрате разнообразия социальной жизни, где все больше доминируют централизованно создающиеся и контролируемые формы.
Широкую известность получила также принадлежащая Ритцеру концепция метатеоретизирования, под которым понимается систематическое, сравнительное и рефлексивное изучение социологических теорий с целью выявления имплицитных концептуальных структур и скрытых допущений. Ритцер также известен как автор многочисленных популярных учебников по социальной теории.

Слайд 61- 61 -
Ритцер определяет полипарадигмальный статус современной социологии через 3

господствующие парадигмы:
парадигму социальных фактов
парадигму социального определения и
парадигму социального поведения.
ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ
Образец: теория Э.Дюркгейма.
Предметная область: социальные факты, социальные структуры и институты.
Методы: опросные, исторического сравнения.
Теории: структурно-функциональные, конфликта, системные.
ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Образец: работы М.Вебера.
Предметная область: определение акторами социальной ситуации, воздействие этого определения на последующие действия и взаимодействия.
Методы: наблюдения, опросные.
Теории: действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология, экзистенциализм.


Слайд 62- 62-
ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Образец: теория Б.Скиннера.
Предметная область: неосознанное поведение индивидов, награды

и наказания.
Методы: эксперимент.
Теории: поведенческая социология и теория обмена.
Ритцер обосновывает необходимость в ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЕ, дополняющей существующие парадигмы. Она должна быть разработана с позиций целостного подхода. Ключом к интегрированной парадигме служит понятие «уровень» социального анализа. В реальности социальный мир не разделен на уровни анализа. Понятие «социальный уровень» вводится как схематическое для проведения анализа.
В построении основных уровней социального мира используются 2 континуума социальной реальности:
Микро-макроконтинуум (макроотрезок - группы обществ, общества и культуры; микроотрезок - индивидуальные акторы, их мысли и действия; промежуточное положение – явления мезоуровня: группы, коллективные образования, социальные классы и организации)


Слайд 63- 63 -
Объективно-субъективный континуум измерения социального анализа (субъективное – происходящее в

области представлений, объективное – относимое к материальным, реальным событиям. Существует также и множество промежуточных явлений, обладающих как объективными, так и субъективными элементами, например, семья, государство).
Интегрированная социологическая парадигма должна учитывать все 4 уровня социального анализа.
Основные уровни социального анализа Ритцера:
Макро






Микро
Вертикально: слева – Объективное, справа - Субъективное

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика