Слайд 1
Модуль 4
«Особенности волонтерского взаимодействия с людьми с инвалидностью различных видов
нозологий »
Слайд 2
4.1. Особенности организации волонтерской работы при взаимодействии с людьми с инвалидностью
4.2.Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата
4.3.Технологии волонтерской работы с лицами с нарушениями зрения
4.4.Технологии волонтерской работы с людьми с нарушением слуха
4.5.Технологии волонтерской работы с людьми с задержкой в развитии
4.6Технологии волонтерской работы с людьми, испытывающими затруднения в речи
4.7.Волонтеры и люди с ивалидностью: точки пересечения, универсальная среда, особые возможности
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Слайд 3
Люди с инвалидностью
Люди с инвалидностью – граждане, имеющие стойкое нарушение
функций организма, жизнедеятельность которых затруднена вследствие отсутствия необходимых условий в обществе.
Основные социальные проблемы как предмет
деятельности социальных волонтеров:
ограниченные возможности жизнедеятельности
отсутствие занятости
низкий уровень жизни
низкая доступность среды
разрыв/малое количество социальных связей
низкая самооценка
Слайд 4Как говорить об инвалидности
Избегайте
Используйте
Ненормальный, отсталый, дефективный, с ограниченными возможностями, особый
Слова с
негативным оттенком, например «калека», «больной»
Глухонемой, глухой, слепой
Болезнь (как синоним инвалидности)
Жертва, несчастный…
Человек с инвалидностью (или укажите конкретный вид инвалидности)
Человек с … (укажите конкретную инвалидность, например нарушение зрения)
С нарушениями слуха, зрения, слабовидящий, слабослышащий
Инвалидность
Имеет инвалидность
Слайд 5Важно помнить при взаимодействии
с людьми с инвалидностью
Слайд 6Люди с инвалидностью по слуху
Другие категории людей с инвалидностью
Люди с инвалидностью
по зрению
Категории людей с инвалидностью
Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Слайд 7В первую очередь Вы общаетесь с Человеком
Используйте обычные повседневные выражения
Все достижения
– не «исключительные»
Инвалидность – это не болезнь, даже если болезнь была ее причиной
Инвалидность – это не основная характеристика личности
Спрашивайте, прежде чем начать помогать
Будьте готовы потратить больше времени, чем планировали
Инвалидность обычно имеет долгую историю
Не все виды инвалидности - очевидны
Не нужно говорить громче, чем обычно
Не нужно говорить проще, чем обычно
Общие правила взаимодействия волонтеров с людьми с инвалидностью
Слайд 8
Люди с нарушениями зрения
полностью слепые люди
люди, которые могут видеть частично
Слайд 9Правила взаимодействия волонтеров с людьми с нарушениями зрения
При сопровождении позвольте человеку
самому взять Вас за руку, а не наоборот
Представьтесь сами и представьте остальных
Информируйте о всех изменениях в окружении
Внимательно относитесь к описанию направлений, местоположений;
Не мешайте собакам-поводырям
Не стесняйтесь использовать распространенные выражения типа «Рад тебя видеть»
Слайд 10
Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата
люди с данной категорией инвалидности используют инвалидное
кресло, костыли либо другие технические приспособления.
люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости
Слайд 11
Правила взаимодействия волонтеров с людьми, использующими инвалидную коляску
Не толкайте и не
трогайте коляску без разрешения владельца;
Если разговор занимает много времени, расположитесь на одном уровне с собеседником
Не передвигайте пустую коляску
Не меняйте стиля и громкости Вашей речи
Коляска не ограничивает возможности, она их расширяет.
Коляска – часть личного пространства человека.
Слайд 12Люди с нарушением слуха
Существует много видов и степеней потери слуха,
и много способов общения для полностью или частично неслышащих людей.
У многих неслышащих людей слух есть, но слабый или искажённый. Некоторые используют жестовый язык. Многие могут принимать участие в беседе с использованием слухового аппарата или чтения по губам.
Слайд 13Правила взаимодействия волонтеров с людьми с нарушением слуха
Дайте знак, что
вы собираетесь что-то сказать. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, смотрите прямо на него.
Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами.
Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, чтобы она была точно понята.
Слайд 14Правила взаимодействия волонтеров с людьми с нарушением интеллекта
Рассказывайте им все
по «шагам»
Дайте собеседнику осмыслить ситуацию после вашего объяснения
Используйте иллюстрации/фотографии/информационные стойки/указатели
При необходимости задавайте вопросы по несколько раз, перефразируя их
Предоставьте таким людям больше времени для изложения своих мыслей
Возможно, вам необходимо будет предоставить такому человеку информацию в письменном виде, чтобы он мог впоследствии задать вам уточняющие вопросы
Будьте терпеливы и дружелюбны
Слайд 15Другая категория людей с инвалидностью
Люди с задержкой в развитии и проблемами общения
Люди
с психиатрическими проблемами
Люди, испытывающие затруднения в речи
Люди с гиперкинезами (спастикой)
Слайд 16Правила взаимодействия волонтеров с людьми, испытывающими затруднения в речи
Не перебивайте и
не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи.
Не пытайтесь ускорить разговор.
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все Ваше внимание.
Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте ваши вопросы, комментарии или просьбы компаньону.
Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Повторите то, как вы поняли, и реакция собеседника вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что вы не поняли. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас.
Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.
Слайд 17Правила взаимодействия волонтеров с людьми с задержкой в развитии
Используйте доступный язык, выражайтесь
точно и по делу.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
Не говорите "свысока". Не думайте, что вас не поймут.
Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
Обращайтесь непосредственно к человеку.
Помните, что люди с задержкой в развитии, дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
Слайд 18Правила взаимодействия волонтеров с людьми, имеющими психические нарушения
Не надо думать, что
люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что - плохо.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться с волнением.
Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого веские основания.
Слайд 19Правила взаимодействия волонтеров с людьми с гиперкинезами (спастикой)
Если вы видите человека
с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.
При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное
Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.
В транспорте: при входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужно ли это.
Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция "только не волнуйся", "ладно", приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что ваш собеседник нервничает.
При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе "люди с затруднениями в речи".
Слайд 20Технологии работы волонтеров с людьми с инвалидностью
Слайд 21Заполнить Анкету добровольца.
Пройти собеседование в волонтерской организации.
Пройти стажировку в
учреждения для людей с инвалидностью с координатором волонтеров. Стажировка позволит понять готовность кандидата помогать инвалидам и остаться один на один с подопечным.
Посетить тренинг «Взаимодействие с людьми с инвалидностью».
При знакомстве волонтера с подопечным очерчивается круг помощи и частота посещения.
Волонтер самостоятельно отчитывается после каждой акции.
Предусмотрена возможность индивидуальной психологической поддержки для избегания эмоционального выгорания и разрешения психологических проблем.
У каждого волонтера остается на руках Памятка волонтера, где даны важные телефоны (координатора, психолога и др.), предусмотрен ряд полезных советов.
Особенности подготовки
Волонтеров для работы с людьми с инвалидностью