Слайд 1Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Слайд 2
Сложный и многовариантный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые
определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов:
- внешние и внутренние;
- биологические и социальные;
- факторы, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ.
Слайд 3
Чаще всего факторы делят на
объективные и
субъективные.
В первую группу выделены
факторы, относящиеся к окружающей дошкольников среде, во вторую - факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями.
Слайд 4К числу объективных факторов относят:
внешнесредовые факторы (социально-экономические, социокультурные, экологические особенности страны
и региона, в котором проживает ребенок),
педагогические факторы (программу обучения; личность воспитателя, его компетентность, стиль общения; состояние материально-технической базы ДОУ, санитарно-гигиенические условия),
семью (материальные, жилищно-бытовые условия семьи; общекультурный уровень родителей, их социальный статус; характер супружеских и детско-родительских отношений; стиль семейного воспитания),
группы сверстников.
Слайд 5Субъективные факторы:
состояние здоровья,
возрастные и индивидуальные особенности дошкольников,
уровень тренированности их
адаптационных возможностей.
Объективные и субъективные факторы находятся в неразрывном единстве, постоянном взаимодействии и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс социальной адаптации детей раннего возраста.
Слайд 6
Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4
года.
Слайд 7
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических
и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности.
Слайд 8Закономерности адаптации
Во-первых, до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
Слайд 9
3. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки,
поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
4. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери.
(Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ)
Слайд 10Критерии успешной адаптации
внутренний комфорт - эмоциональная уверенность,
внешняя адекватность поведения -
способность легко и точно выполнять требования среды.
Слайд 11
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Выделяют
4 основных фактора поведенческой адаптации:
эмоциональное состояние,
коммуникабельность,
дневной сон,
аппетит.
(Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ)
Слайд 12Не рекомендуется
В период адаптации ребенку не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая
прививка в детском саду назначается по окончании периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка.
Одновременно с определением ребенка в детский сад начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.
Слайд 13Облегчают адаптацию
музыкальные занятия,
функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как
отход ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное занятие),
рисование.
Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне детского сада увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере).
Слайд 14
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп)
организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знания и четкого выполнения определенных правил:
добровольность участия в игре;
взрослый должен стать непосредственным участником игры;
многократное повторение игр;
наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) нельзя превращать в обычный, всегда доступный;
взрослый не должен оценивать действия ребенка.
Слайд 15Игры детей в адаптационный период
Слайд 16
Задачи игр:
формирование эмоционального контакта;
формирование доверия детей к воспитателю.
Слайд 17
Игра «Иди ко мне».
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько
шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.
Игра «Пришел Петрушка».
Материалы к игре: Петрушка, погремушка.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Слайд 18
Игра «Прячем мишку».
Материалы к игре: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.
Ход игры.
Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.
Игра «Солнышко и дождик».
Материалы к игре: детские стулья.
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Слайд 19Эмоциональный портрет ребенка, поступившего в детский сад
Отрицательные эмоции - как
правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу. Малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему.
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций (малыш боится неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем).
Гнев - порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев.
Слайд 20
4. Положительные эмоции - Обычно в первые дни адаптации они не
проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш увлечен новизной.
5. Социальные контакты - как только ребенок сумеет наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
6. Познавательная деятельность (она, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций).
Слайд 21
7. Социальные навыки (под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что
может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома).
8. Особенности речи (у некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь в сторону регресса, словарный запас малыша скудеет, почти совсем нет существительных, прилагательных, встречаются одни глаголы и предложения из многосложных становятся односложными).
Слайд 22
9. Двигательная активность - во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется
в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
10. Сон (вначале дневной сон отсутствует совсем, по мере привыкания к ДОУ ребенок начинает засыпать, но сон беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением).
11. Аппетит (чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит. Реже ребенок впадает вдруг в другую крайность – начинает очень много есть).
Слайд 23Психологические приемы по снижению ситуативной тревоги
Прием «Эмоциональное поглаживание»
«Поглаживание» - общий термин,
который используется для обозначения физического контакта. Он может принимать самые разные формы: поглаживать ребенка, обнимать или похлопывать, а порой шутливо щипать. Обмен «поглаживаниями» определяет как единицу общения.
Прием «Отвлечение»
Ребенка можно отвлечь от горестных переживаний веселой игрой, наблюдением за животными или удивить ребенка чем-то необычным.
Слайд 24
Прием «Все вместе»
Он построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и
значимость, которое конкретизируется в мотивации общения в условиях помощи взрослому.
Прием «Расклад»
Суть его в том, что педагог должен знать и положительные, и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных.
Прием «Гордость»
Он основан частично на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным и частично на его личной заинтересованности.
Прием «День прошел»
Это мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось, как положительно отличился каждый ребенок.
Слайд 25Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ
Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по
следующим критериям:
1. Эмоционально-поведенческие реакции. Контроль проводит педагог-воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников - 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ). Оцениваются следующие поведенческие реакции: снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит.
Слайд 26
2. Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез,
нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей.
3. Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников - 1 раз в неделю.
4. Динамика уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра в лаборатории поликлиники.
5. Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.
Слайд 27
Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались
в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней - у детей ясельного возраста.
Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации. Продолжительность адаптационного периода - не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста.
В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.
Слайд 28Характеристика предметной среды для групп раннего возраста
Разнообразие.
Оптимальная насыщенность
Стабильность.
Доступность.
Эмоциогенность.
Зонирование.