Основные принципы деятельности современных печатных СМИ России презентация

Содержание

Содержание Понятие «принцип журналистики». Значимость принципиального подхода для устойчивого существования периодических печатных изданий на информационном рынке. Основные принципы деятельности современной газетно-журнальной периодики (правдивость, народность, демократичность, корпоративность, прибыльность, доступность и пр.).

Слайд 1Основные принципы деятельности современных печатных СМИ России
Лекция III


Слайд 2Содержание
Понятие «принцип журналистики».
Значимость принципиального подхода для устойчивого существования периодических печатных

изданий на информационном рынке.
Основные принципы деятельности современной газетно-журнальной периодики (правдивость, народность, демократичность, корпоративность, прибыльность, доступность и пр.).
Доминирование тех или иных их принципов в деятельности разных видов газетно-журнальных изданий.
Динамика принципов журналистики (в том числе – периодической печати) в процессе перехода страны от социалистического общества к рыночному.
Сравнительный анализ принципов журналистики предыдущего (советского) периода развития и современной журналистики.
Принципы деятельности печатных СМИ и формирование редакционной политики.

Слайд 3Принцип
Исходный пункт, первооснова, первопричина (Аристотель).
Основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим

доказательства.
Основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной – максимой – и направляет волю или объективной – законом – и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Слайд 4Принцип — тяжеловооружённый воин империи Древнего Рима, такие воины обычно располагались

в первых, редко — во вторых рядах римских легионов (отсюда и название).
Имели доспехи, щиты, были вооружены копьями и мечами.
Принципы — оборонительный пояс римского легиона, прорвать который было сложно и опасно.

Слайд 5Принципы журналистики
Принципы журналистики – это общие закономерности деятельности СМИ, обусловленные определенной

системой задач.
Они универсальны, но опосредованы социально-политической парадигмой и культурно-религиозными факторами.

Слайд 6Принципы журналистики вырабатываются на основе исследований и опыта, привносятся в нее

руководителями и сотрудниками редакций.
В то же время отклонение от них ведет к изменению социальной ориентации журналистики и производимых ею эффектов.
Современное российское журналистское сообщество ориентируется на общепринятые мировые принципы журналистики.

Слайд 7Системный подход как журналистский принцип
Если журналист будет рассматривать общество как замкнутую

систему с известным уровнем упорядоченности, то вне его понимания окажутся интереснейшие процессы самоорганизации, которые существенным образом характеризуют общественную систему.
Важно исходить не из человека вне общества и не из общества над людьми, а из общественного человека и человеческого общества.
Должно быть достигнуто взаимное соответствие целей системы и ее частей.
Для журналиста – это принципиальный вывод, системный подход.

Слайд 8Динамический принцип как онтологический принцип журналистики
Развитие – есть такое изменение состояний,

которое происходит при условии сохранения их основы, то есть некоего исходного состояния, порождающего новые состояния.
Развитие есть связь качественных преобразований системы.
Для этой связи характерна, прежде всего, необратимость, то есть возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее, а также невозможность по тем или иным причинам сохранение существующих форм функционирования.

Слайд 9Качественный характер, необходимость и направленность – три признака развития.
И когда

мы говорим, что происходит развитие чего-либо, мы должны ответить на вопросы:
почему прежнее функционирование перестало устраивать,
какие новые потребности заставили производить какие-то действия,
к каким качественным изменениям это привело,
какие новые возможности возникли,
каково направление дальнейшего развитие.


Слайд 10Национально-патриотический и исторический принципы журналистики
Задача исторического подхода к описанию действительности –

это выявление психологических характеристик времени у людей, то есть, как они ощущают текущее время, и обозначение нетленного значения их деяний.
Что касается пространства, то оно наполняется содержанием той социальной материи, которая находится в нем.
На каждой конкретной территории проживает конкретная нация.

Слайд 11Содержание этого понятия во всем его разнообразии и особенностях и будет

национальным подходом к освещению жизни конкретного сообщества.
Патриотизм – это положительная оценка конкретного национального образа бытия.
Поэтому когда мы говорим о национально-патриотическом подходе к освещению событий, то имеем в виду защиту, одобрение национальных особенностей.


Слайд 12Единство формы и содержания как онтологический принцип журналистики
Нет ни одной материальной

системы на свете, у которой бы не было содержания и формы.
Форма содержательна, а содержание оформлено.
Форма и содержание неразрывны.
Их связь неоднозначна – одно и то же содержание может иметь разные формы, а одна и та же форма может иметь разное содержание. И противоречивость единства.

Слайд 13У содержания преобладает тенденция к изменениям, а у формы – к

устойчивости.
Форма имеет границы, за рамками которых она становится другой формой.
И потому ее изменения не могут быть бесконечными.
Единство семантической и синтаксической стороны произведения.


Слайд 14Принцип детерминизма как онтологический журналистский принцип
Детерминизм – это учение о всеобщей

обусловленности объективных явлений.
Поскольку в человеческом обществе причинность носит и информационный характер, то есть причиной служит не только передача энергии и вещества, но и информационное воздействие, то одна и та же причина в разных условиях может не привести к следствию.
Кроме того, для наступления следствия с необходимостью нужна не только причина, условия, но еще и повод – все вместе это и будет полной причиной, которая с необходимостью порождает следствия.
Журналисты должны отличать причинные и непричинные детерминации, чтобы не выдвигать безумных целей, например, искореним преступность к следующему году.

Слайд 15Принцип объективности (правдивости)
В реальности на объективность журналиста влияют два фактора:


мировоззренческая позиция журналиста
социальный интерес, стоящий за позицией журналиста.
Или же его собственная социальная позиция, основанная на мировоззренческой.
Очевидно, что добиться полной, абсолютной объективности от журналиста не представляется возможным.

Слайд 16В Кодексе профессиональной этики журналиста, принятом в 1991 году, отмечено следующее:


«Статья 2. Правдивость и объективность. Журналист обязан давать правдивое изображение действительности путём точной и исчерпывающей информации.
Он излагает факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах».

Слайд 17Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а скорее

такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений.
Журналистская объективность часто ассоциируется с «перевёрнутой пирамидой» и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: «кто? что? где? почему? когда? и как?».

Слайд 18Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме

беспристрастного описания.
Например, в Канонах журналистики есть пункт «Беспристрастность», который гласит:
«В существующей газетной практике принято проводить резкую грань между соотношением новостей и выражением мнений.
Хроникальные сообщения не должны содержать мнений или отличаться какой-либо тенденциозностью.
Это правило не распространяется на так называемые специальные статьи, сам характер которых и подпись под ними обеспечивают автору право на собственную интерпретацию».

Слайд 19Американский исследователь СМИ Дж. Мэррилл утверждает:
«Реальное состояние дел таково, что

каждый журналист, комментатор или обозреватель в работе над материалом идёт дальше простого описания фактов.
Журналисты не могут быть объективными, даже если они этого захотят. Они попадают в естественную ловушку субъективности.
Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале.
Они принимают решение о том, на чём заострить внимание, а что сгладить, какие цитаты использовать, а какие нет, что перефразировать, а где использовать прямую речь.
Несмотря на то, что такая журналистика не может назваться объективной, в ней нет ничего предосудительного».

Слайд 20Другой американский исследователь Э. Деннис признаёт, что «мнения, которые мы находим

на редакционных страницах, высказываются с определённых позиций, - и в этом смысле являются предвзятыми, хотя и не обязательно связанными с предубеждением.
Лучшая комментаторская работа анализирует факты и предлагает выводы.
Такова её задача, и комментаторы, как правило, принадлежат к какому-то сектору политического спектра и исходят из собственного опыта, личной заинтересованности.
Это – журналистика мнений».

Слайд 21Итак, как видим, требование объективности, которое является главным во всех кодексах

журналистской этики, на деле трудно выполнимо уже постольку, поскольку журналист – это, прежде всего, личность.
Если рассуждать глобально, то субъективность – это основное понятие, которое отражает суть каждого человека.

Слайд 22Поэтому, для того, чтобы оптимально соответствовать этому принципу, журналист должен:
во-первых, отделять

факт от мнения;
во-вторых, освещать события эмоционально отстранённо;
в-третьих, стремиться к точности и сбалансированности, дающее обеим сторонам возможность высказать свою точку зрения, что позволит аудитории получить наиболее полную информацию.


Слайд 23Принцип народности
Принцип народности предусматривает обеспечение журналистикой интересов народа как совокупности его

классов и групп, заинтересованных в прогрессивном развитии общества.
Медиа – посредник между интересами народа и властных структур.
Принцип народности предполагает единство и взаимообогащение общечеловеческих и национальных ценностей.

Слайд 24Принцип демократизма
Принцип демократизма связан с системой управления обществом и направлен на

максимально полное участие в нем всех его членов
Он характеризуется трансформацией традиционных отношений «журналист-аудитория» в сторону большей гуманизации.
В рамках данной модели аудитория становится не только потребителем информации, но и ее поставщиком, а также соучастником в решении общих проблем для достижения социально значимого результата.

Слайд 25Журналистика, как институт демократии и трибуна внепарламентского участия людей в управлении

общественными делами, призвана помогать своей аудитории становиться активной силой в государстве (принцип демократизма); защищать интересы основной массы населения, стремиться к тому, чтобы народ осознал свои истинные цели и действовал как сплоченная сила (принцип народности); добиваться эффективной обратной связи, расширения авторского актива, увеличения потока читательских откликов (принцип массовости).

Слайд 26За последнее время в отечественных СМИ произошли значительные изменения в понимании

принципов журналистики.
Это связано не только с общей деидеологизацией общественной жизни, но и с изменением самой модели восприятия СМИ.

Слайд 27СМИ
media
vs


Слайд 28


СМИ
средства массовой информации
Механизмы передачи информации от источников к массовой аудитории
Методы информирования

масс о чём-то
Инструменты доставки фактов до широкой аудитории
Каналы для транспортировки данных

транспорт


Слайд 29СМИ

Т Р А Н С П О Р Т






























источники


Слайд 30Однокоренные слова с media
медиатор
медиация
медиана


Слайд 31медитация
медиум


Слайд 32Medieval ages


Слайд 33Медиатор – посредник между пальцами гитариста и струнами.
Медиум – посредник

между людьми и духами.
Медиана – отрезок, соединяющий угол треугольника с серединой противоположной стороны.
Медитация – достижение равновесия (середины) физических, духовных, психических сил.

Слайд 34Слово media является множественной формой существительного medium.
Medium — это способ

и средство, в то же время это и среда как вещество, в котором существует что-либо.
Можно обнаружить вполне логичную связь как в русском, так и в английском языках слов «средний» (middle, medium), «средства» (medium), «среда» (medium) и «посредник» (mediator).

Слайд 35Медиа

ПОСРЕДНИК
ПОМОЩНИК
СРЕДА













Слайд 36Горизонталь против вертикали
Медийные отношения образуют горизонтальные связи.
СМИ-отношения – вертикальные.


Слайд 37Примеры

СМИ
МЕДИА


Слайд 38СМИ

МЕДИА


Слайд 39Медийные отношения
СМИ-отношения


Слайд 40СМИ-отношения


Слайд 41Медийные отношения


Слайд 42
Прообраз медиа
Прообраз СМИ


Слайд 43Изображение концепции “медиа” будет отличаться от картинки “СМИ”. 
Поле, на котором работают

журналисты-медиаторы — это поле общественного диалога.
Медиа — это помощник, посредник в налаживании коммуникации между людьми,  различными социальными и профессиональными группами.
Журналист, живущий в концепции медиа, ощущает себя посредником, помогающим соединиться разным группам, заинтересованным друг в друге.

Слайд 44
Различия в словах означают различия в мироощущениях и практиках
И ЧТО ТЕПЕРЬ?


Слайд 45Поэтому подходы к проектам СМИ и проектам медиа противоположны:
с точки зрения

контента;
с точки зрения менеджмента;
по подбору людей;
по постановке задач

Слайд 46Схема мировой Сети – World Wide Web.
Она горизонтальна.


Слайд 47СМИ и медиа – разные картины мира.
Если вы выходите в медиапространство

(например, Интернет) со СМИ-подходом – вас ждет неудача.

Слайд 50Именно в этой парадигме происходит дальнейшее развитие принципов отечественного журнализма.


Слайд 51В 1997 году группа влиятельных американских журналистов, обеспокоенных неблагоприятным воздействием СМИ

на общественность и снижением доверия к ним, сформировала Комитет обеспокоенных журналистов (Committee of Concerned Journalists).
Более 3000 специалистов приняло участие в его работе.
Основываясь на итогах проделанной работы, Комитет определил девять основных принципов журналистики в современном мире. Вот они:

Слайд 52Правдивость является первостепенной задачей журналистики.
Журналистика должна быть лояльной, в первую очередь,

к гражданам.
Сущностью журналистики является достоверность.
Журналисты должны сохранять независимость от освещаемых ими событий и людей.
Журналистика должна делать независимый мониторинг деятельности властей.
Она должна предоставлять свою информационную площадь для открытых дискуссий с целью освещения общественной критики и нахождения компромиссов.
Журналистика должна стараться делать материалы интересными и актуальными.
Она должна освещать новости всеобъемлюще и пропорционально.
Журналистам должны быть созданы условия, позволяющие им действовать по совести.
Данные принципы составляют фундамент, на котором строятся этические представления и нормы профессии.

Слайд 53Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика