Слайд 1Социология
ОБЩЕСТВО КАК
СОЦИАЛЬНАЯ
СИСТЕМА
Слайд 2Вопросы лекции:
Понятие «общество» в социологии.
Классификация обществ.
Социальное развитие и общественный
прогресс.
Слайд 3Вопросы к семинару:
Сущность и признаки общества.
Типология обществ.
Эволюция обществ.
Слайд 4Доклады:
Формирование представления об обществе как социальной системе (индивидуалистическое, коллективистское, систематическое).
Исторический
процесс становления общества.
Динамика развития общества.
Классификация обществ.
Свободная личность как цель общественного прогресса.
Слайд 51. Понятие «общество» в социологии.
Общество выступает объектом изучения многих гуманитарных наук.
Для социологии как базовой науки об обществе понятие “общество” является одним из центральных.
Над феноменом общества, его типами, элементами, структурой и природой общественных отношений люди размышляют с
древнейших времен.
Слайд 6 Гераклитова теория разума связана с обществом как с социальной реальностью. Здесь
люди общаются друг с другом, управляют и контролируют одни других, здесь основа уверенности людей в том, что они живут в реальном мире.
У Платона и Аристотеля размышления об обществе и его составляющих приобретают концептуальный характер. Для них общество – это подверженная постоянным изменениям социальная реальность со своими функциями, целями и возможностями принятия необходимых решений.
Слайд 7 По мнению Гегеля, народ и
общество – “это общность всех единиц и над каждой из них всегда господствует общее”.
Слайд 8Огюст Конт
Рассматривал общество как специфическую социальную реальность, как часть объективного мира.
Для обозначения этой реальности он использует различные термины: социальный организм, социальная система, социальное существование, общество.
Слайд 9Общество обладает двойственной сущностью:
1. оно – продолжение биологического ряда.
2. оно –
качественно новый ряд, обладающий новым качеством, которое Конт называл социальностью. Человек по природе своей социален, социальность – его естественное состояние. Но и эгоизм – также естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом посредством воспитания.
Слайд 10Соотношение общества и индивида.
Конт постоянно подчеркивает примат общества
над индивидом, объективность общества по отношению к индивиду. Человек не может по своей воле создавать социальные явления, но он может их видоизменять при условии учета естественных законов.
Индивиды обладают отдельными независимым существованием, думающим, что они действуют согласно своим личным импульсам, но на самом деле они постоянно участвуют в общем развитии, как правило, не задумываясь над этим.
Слайд 11Конт одним из первых разработал подход к обществу как к системе,
согласно
которому общество выступает как биологический организм.
Системе присуще – солидарность, консенсус, целостность.
Основные свойства – максимальная сложность, изменчивость, активность, спонтанность, регулирование искусственным порядком.
Слайд 12Таким образом, О.Конт заложил основы
позитивистского направления в изучении общества, согласно которому общество представляло собой часть объективной (природной) действительности, изучаемой на основе общенаучной методологии.
Слайд 13Карл Маркс.
Рассматривал общество как особый социальный организм, как особую социальную форму
движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития.
Соотношение общества и индивида.
Основу общества составляет индивид, человек, т.к. он есть совокупность всех общественных отношений.
Специфика же общества состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Слайд 14Таким образом, в интерпретации Маркса,
общество представляет собой систему
связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности и, прежде всего, трудовой. Общество не состоит из индивидов, и выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Общество, в его понимании – это продукт взаимодействия людей, при этом люди не свободны в выборе той или иной общественной формы.
Слайд 15Является основоположником учения об ОЭФ.
Общественная формация - это социальная система, состоящая
из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсистема.
Способ производства имеет две стороны:
производительные силы общества:
производственные отношения.
Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия, при этом ведущую роль играют производительные силы.
Слайд 16Таким образом, развитие общества Маркс понимал
как последовательную смену общественных формаций.
Слайд 17Эмиль Дюркгейм.
Общество Дюркгейм представлял как индивидуальную реальность, состоящую из социальных фактов.
Социальный факт – это реальность, кристаллизованная в привычках и выраженная в определенных формах: юридических законах, нравственных установках, правилах поведения.
К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи, групповое поведения.
Слайд 18Общество, согласно Дюркгейму
Общество
– не простая сумма индивидов, но система образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.
Коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Необходимо, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом.
Слайд 19Соотношение общества и индивида.
Социальная реальность имеет приоритет перед
индивидуальностью. Т. К. она детерминирует человеческое сознание и поведение.
Таким образом, общество – это самостоятельное бытие, наделенное чертами превосходства над индивидами.
Слайд 20Макс Вебер.
В качестве предпосылки общества у Вебера выступает не социум,
а осмысленно действующие индивиды. Общество у него не стоит выше индивида, а наоборот, индивид имеет приоритет перед обществом.
Слайд 21В основе общества лежит социальное действие.
Классификацию социального действия:
целерациональное действие, в
основе его лежит достижение определенной цели, определенного результата;
ценностно-рациональное действие, производимое в соответствии с этическими и эстетическими ценностями;
аффективное действие, в основе которого лежат чувства, эмоции;
традиционное действие, действие по привычке, по традиции.
Слайд 22Таким образом, в основе общества, по Веберу, лежит социальное действие, подразделяющееся
на целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.
Слайд 23Общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.
Слайд 24Общественная жизнь многосферна.
Под
сферой общественной жизни понимается относительно самостоятельная область жизнедеятельности человека, которая необходима для жизни общества.
жизнедеятельности общества:
Экономическая сфера.
Политическая сфера.
Социальная сфера.
Сфера духовной жизни.
Слайд 262. Классификация обществ.
Существует множество критериев дифференциации обществ: исторические, экономические, социальные, политические,
культурные, религиозные, идеологические и т. д.
Политическое общество:
Демократическое.
Бюрократическое.
Авторитарное.
Тоталитарное.
Слайд 27Типы общества.
Культура и
образованность:
цивилизованное;
нецивилизованное;
образованное;
малообразованное.
Характеризуются разной степенью социального единства.
Историческое развитие:
древнее (родовое, рабовладельческое);
средневековое (феодальное);
современное (буржуазное, социалистическое);
Слайд 28ОЭФ К.Маркса
Первобытная.
Рабовладельческая.
Феодальная.
Капиталистическая.
Коммунистическая (будущее социально-экономического развития).
Слайд 29Типология Даниела Балла.
Основной критерий – способ добывания средств существования.
Доиндустриальное общество (традиционное).
Индустриальное
общество (промышленность, корпорация и фирма во главе).
Постиндустриальное общество ( преобладает информатика и сфера обслуживания).
Слайд 30Западная социология делит современные общества на:
Открытые;
Закрытые.
(Изучить самостоятельно)
Слайд 313. Социальное развитие и общественный прогресс.
Под социальным прогрессом
понимается поступательное развитие человечества и его отдельных отрядов (обществ и народов) от низших и менее совершенных форм организации производства, распределения, потребления, а также ступеней развития человеческой личности, к более высоким и совершенным.
Слайд 32Прогресс – это значит, что сегодня лучше, чем
вчера, а завтра будет еще лучше, чем сегодня.
Слайд 33Застой (стагнация).
Означает продолжительное движение на одном и
том же уровне.
Слайд 34Регресс.
Это развитие по нисходящей линии, откат назад.
Основные этапы развития
общества изучить самостоятельно (примеры обязательны).