Методика БОУ и проблемного колеса. Возможности их применения в социологической практике презентация

Содержание

Понятие БОУ БОУ – аббревиатура, составленная из начальных букв трех первых слов полного названия данной исследовательской методики, – быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума . * методика БОУ

Слайд 1


КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ

ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методика БОУ и «Проблемного колеса» и возможности их применения в социологической практике






Череповец 2013

*

методика БОУ


Слайд 2Понятие БОУ
БОУ – аббревиатура, составленная из начальных букв трех первых

слов полного названия данной исследовательской методики, – быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума .

*

методика БОУ



Слайд 3Применение БОУ
Из полного наименования этого метода явствует, что его

следует применять:
во-первых, не во всех случаях исследовательской практики, а только при анализе актуальной проблематики социальных микрогрупп (семей, соседских общностей, первичного трудового коллектива, пенсионеров определенного микрорайона, многодетных матерей села, лиц, стоящих на учете в бирже труда и т.п.);
во-вторых, в ситуациях, когда требуется оперативное вмешательство в жизнедеятельность микросоциума, а потому быстрая оценка его проблем;
в-третьих, таким образом, чтобы обследуемые люди прямо и непосредственно участвовали в выработке научных оценок социальных проблем микрогруппы, членами которых они являются.

*

методика БОУ


Слайд 4Ошибки при применении БОУ
С сожалением приходится констатировать случаи попыток применения метода

БОУ для изучения макросоциальных процессов, например, тенденций электорального поведения населения городов. Такого рода исследования не могут быть валидными, так как метод БОУ имеет иное предназначение.

Не меньшую ошибку допускают те исследователи, которые не используют данный метод тогда, когда именно он наиболее уместен. Известно, что социологически малограмотные социальные работники и социальные педагоги, предпочитают выяснять проблемы своих клиентов методом анкетирования. Поскольку этим грешат многие начинающие исследовательскую деятельность специалисты социогуманитарного профиля (маркетологи, менеджеры, конфликтологи и др.), сравним эвристические возможности БОУ и анкетирования

*

методика БОУ


Слайд 5Сопоставление возможностей методов БОУ и анкетирования
*
методика БОУ


Слайд 6Сопоставление возможностей методов БОУ и анкетирования
*
методика БОУ


Слайд 7Сопоставление возможностей методов БОУ и анкетирования
*
методика БОУ


Слайд 8Сопоставление возможностей методов БОУ и анкетирования
*
методика БОУ


Слайд 9Три условия соблюдения принципа триангуляции
Создание особой исследовательской группы;
Использование разнообразных источников

информации;
Применение специфичного набора конкретных исследовательских методик, составляющих их "батарею", и инструментов, образующих особую "корзину".

*

методика БОУ


Слайд 10Схема триангуляции

*
методика БОУ


Слайд 11Компоненты технологии БОУ
Компонент I . БОУ – междисциплинарный метод социогуманитарных наук. Наибольший

эффект он дает при условии включения в исследовательскую группу представителей разных (но смежных) отраслей знания и практической деятельности. Конкретный состав команды, проводящей БОУ, зависит, естественно, от объекта, предмета, цели и задач исследования.

*

методика БОУ


Слайд 12
Рамки оптимальной численности исследовательских групп, работающих по методу БОУ, как показывает

практика, колеблются в узком пределе от 5 до 7 человек. При меньшей и большей численности эвристические потенции БОУ заметно снижаются.

*

методика БОУ


Слайд 13Участники группы
Кроме специалистов в проведении БОУ обязательно участвуют представители изучаемого микросоциума,

причем, не случайно избранные, а специально отобранные исследователями люди.
Они должны максимально адекватнее представлять наличествующие в этом микросоциуме социальные, возрастные, половые, профессиональные и иные группы, а также категории населения, отличающиеся друг от друга по уровню материального достатка и недовольства условиями жизни.
При соблюдении правила репрезентативности появляется возможность подобрать таких представителей микросоциума, которые способны выражать наиболее распространенные в нем потребности, интересы, настроение, установки и прочие важные для решения исследовательских задач характеристики.

*

методика БОУ


Слайд 14Состав группы
Желательная численность репрезентирующей микросоциум группы его представителей исчисляется, как правило,

12-15 человеками.
Это не исключает возможности, а иногда и необходимости, обследовать методом БОУ более многочисленные группы.
При этом, однако, следует иметь в виду, что по мере отступления численности реально обследованных людей от оптимальной (как в большую, так и меньшую стороны) валидность БОУ-исследования снижается.

*

методика БОУ


Слайд 15Компоненты технологии БОУ
Компонент II. Метод БОУ предполагает использование разнообразных источников информации.

На этапе подготовки к БОУ важное место занимают вторичные источники , роль которых играют ранее зафиксированные научные данные, относящиеся к предмету исследования. Речь идет о статистических сведениях, научных публикациях, диссертациях, докладах, картах населенных пунктов, текстах законов, распоряжений органов власти и прочих документах.

*

методика БОУ


Слайд 16Источники информации
Источниками первичной создаваемой методом БОУ информации выступают, с одной

стороны, наблюдаемые исследователями события (явления и процессы), происходящие в обследуемом микросоциуме, а с другой – оценки этих событий членами этого социума, их мнения, высказывания, невербальные реакции и т.д.

*

методика БОУ


Слайд 17Компоненты технологии БОУ
III компонент БОУ состоит из трех наборов специальных процедур,

инструментов и техник, с помощью которых получается и анализируется как первичная, так и вторичная информация
Инструментальная "корзина" БОУ наполнена разнообразными исследовательскими документами. Большая часть их, естественно, в незаполненном виде, заготавливается до начала полевого этапа БОУ.

*

методика БОУ


Слайд 18Основные задачи БОУ заключаются в выяснении следующих вопросов:
Какие внешние признаки

изучаемого объекта поддаются наблюдению?
Насколько позволительно по этим признакам судить о качественных характеристиках микросоциума?
Чего нельзя узнать о нем с помощью наблюдения?
Какие гипотезы можно сформулировать на основе предварительного наблюдения?
Каким должно быть конкретное содержание инструментария последующего наблюдения?

*

методика БОУ


Слайд 19Полуструктурированное интервьюирование
Полуструктурированное интервьюирование (ПСИ) отличается от прочих видов собеседований исследователей

с респондентами, прежде всего, тем, что первые имеют жесткую "домашнюю заготовку" лишь по части вопросов, предполагают, что в ходе интервью возникнут другие темы и необходимость их обсуждения.

*

методика БОУ



Слайд 20
При этом может получиться так, что заранее продуманные вопросы отодвинутся на

второй (или даже третий) план.
Если ПСИ используется в качестве чисто количественного метода, то нарушение запланированной логики беседы не допускается.
Но когда ПСИ выступает в роли составляющей комплекс операций методик БОУ, то лучше не прерывать непредвиденный ход разговора, ибо в нем может обнаружиться какое-то важное качество обследуемого объекта. 

*

методика БОУ


Слайд 21Интервью
ПСИ как составная часть метода БОУ может проводиться как беседа:
интервьюера с

одним респондентом;
интервьюера с группой респондентов;
группы интервьюеров с группой респондентов;
группы интервьюеров с одним респондентом.
Выбор той или иной формы ПСИ зависит от многих обстоятельств, прежде всего, предмета исследования, свойств объекта, особенностей респондентов. Чаще всего при БОУ-исследованиях используются три первых формы.

*

методика БОУ


Слайд 22В процессе проведения ПСИ исследовательской группе необходимо соблюдать следующие правила:
четко

выполнять закрепленные за каждым исследователем функции (модератора, т.е. основного ведущего ПСИ, его помощников, в т.ч. стенографистов, протоколистов, кинооператоров, наблюдателей);
установить доверительные отношения между исследователями и опрашиваемыми ими людьми;
задавать вопросы, обращаясь к тем участникам БОУ-группы, которые хорошо видны всем остальным;
формулировать вопросы предельно четко и в такой форме, чтобы стимулировать дискуссию;
продуманно и осторожно подводить респондентов к наиболее важным и сложным вопросам;

*

методика БОУ


Слайд 23В процессе проведения ПСИ исследовательской группе необходимо соблюдать следующие правила:
давать

возможность каждому респонденту сказать все, что он хочет, не прерывать его ответов даже в тех ситуациях, когда кажется, что они уводят обсуждение проблемы в сторону;
чутко реагировать на поведение респондентов, особенно на их экспрессивные проявления;
управлять ходом беседы, экспромтно корректировать постановки вопросов с учетом реакций респондентов;
демонстрировать искреннюю заинтересованность в узнавании мнений каждого респондента по всем вопросам, внимательность и уважительность к ним;
проводить индивидуальное интервью не дольше 35-40 минут, а групповое – не более полутора часов.

*

методика БОУ


Слайд 24Ошибки при проведении ПСИ в БОУ-исследованиях:
неумение внимательно слушать интервьюируемых и верно

оценивать их ответы;
повторение одних и тех же формулировок вопросов, неспособность переформулировать их;
постановка нетактичных вопросов, обидных для респондентов;
недоучет значимости жестов, выражения лица, телодвижений, тона и тембра голоса респондентов, дающих ключ к верной интерпретации их ответов;
выдвижение вопросов по несущественным проблемам;
подсказки ответов со стороны исследователей;
уделение повышенного внимания ответам отдельных лиц, недооценка мнений других;
игнорирование ответов, не соответствующих идеям и концепциям интервьюера;
неполнота записей интервью.

*

методика БОУ


Слайд 25Особенность ПСИ
Особенность ПСИ как методики БОУ проявляется еще и в том,

что здесь опрашиваемые лица играют роль не только и не столько традиционных респондентов, сколько экспертов.
Они более других компетентны в тех проблемах, которые являются предметом БОУ.
При использовании ПСИ в БОУ-исследованиях возникает особая научно-исследовательская задача – как согласовать мнения экспертов, интегрировать их оценки?

*

методика БОУ


Слайд 26
Чаще всего в БОУ-исследованиях прибегают к помощи картографических тестов, т.е. заданий,

предполагающих "очерчивание" испытуемыми пространственных границ изучаемого микросоциума (мест массового проживания его представителей, скажем, пенсионеров, инвалидов, безработных, каких-то групп риска и т.п.).
Такие тесты позволяют решать задачи не только определения уровня компетентности респондентов-экспертов, но и итогового картографирования объекта, осуществляемого исследователями

*

методика БОУ


Слайд 27Групповая дискуссия
Групповая дискуссия как составная часть метода БОУ может проводиться в

виде фокус-группы, "мозгового штурма", ИПИД (индуцирования психоинтеллектуальной деятельности) и в других формах.
Выбор конкретного способа и проведения дискуссии в БОУ-группе определяется в зависимости от меры сложности обсуждаемой проблемы, степени компетентности участников и овладения исследователями техникой реализации этих методик.

*

методика БОУ


Слайд 28Групповая дискуссия
Проведение групповых дискуссий в любой форме предполагает тщательную подготовку исследователей

к ней, разработку ее концептуально-логической схемы, в которой предусмотрены разные модели ее возможного хода, выделены основные варианты детализирующих их вопросов, сформулированные с учетом ожидаемых реакций аудитории.

*

методика БОУ


Слайд 29Специфика дискуссии
Специфика дискуссии, используемой в БОУ, заключена в том, что она

должна стать органическим следствием ПСИ. Если полустандартизированное интервьюирование не привело к дискуссии, то это свидетельствует о существенном браке в работе исследовательской группы. Чтобы исключить такую возможность, необходимо выполнить не только вышеотмеченные рекомендации по проведению ПСИ, но и ряд дополнительных техник

*

методика БОУ


Слайд 30Особо важно
Избегать такой постановки вопросов, которая наталкивает на однозначные ответы в

форме "да" или "нет" и не стимулирует развитие дискуссии.
Не злоупотреблять вопросами, начинающимися на слова "Почему", т.к. это может побудить отвечающего занять оборонительную позицию, замкнуться в себе, остановить приток нужной исследователям информации.

*

методика БОУ


Слайд 31Особо важно
Исключить знаки недоверия к мнениям участников дискуссии (обмен скептическими

улыбками между исследователями, критические замечания в адрес говорящего и т.п.).
Помогать выступающему высказываться до конца, поощрять его к этому соответствующими фразами и жестами.
Не подменять содержания высказываний участников дискуссии своими суждениями, не завершать начатых ими предложений своими словами, не перефразировать их мысли

*

методика БОУ


Слайд 32
Исключить нравоучения в адрес любого дискутирующего, поддержку одного и осуждение другого,

иные способы "одергивания" выступающих.
Использовать разнообразные приемы разрядки напряженности, как правило, возникающей в ходе острой дискуссии (умные анекдоты и притчи. пословицы и поговорки, "стоп-технику", насмешки над собой, но не над участниками дискуссии и т.п.).

*

методика БОУ


Слайд 33Ранжирование мнений
Ранжирование мнений и оценок обследуемых лиц, используемое в БОУ (и

иных качественных методах), осуществляется по другой технике, нежели в количественных исследованиях. В последнем случае оно делается на основе "жестких" критериев, сформулированных в текстах анкет, стандартах интервью, бланках (карточках) наблюдателя и т.п. инструментах.

*

методика БОУ


Слайд 34Инструментарий групповых дискуссий
При использовании качественных методов, сопряженных с проведением

групповых дискуссий, в ходе которых мнения обследуемых лиц, как правило, в чем-то меняются, требуется особый инструментарий, дающий возможность зафиксировать:
исходные мнения, обнаруженные с помощью ПСИ;
сдвиги во мнениях, происходящие в ходе дискуссии;
итоговые оценки, сформировавшиеся к концу БОУ-исследования.

*

методика БОУ


Слайд 35Завершающий этап БОУ
Паспортизирование и картографирование обследованного социального объекта  – завершающий этап

исследования по методу БОУ, самый трудоемкий и сложный в аналитическом отношении.
Паспорт обследованного микросоциума – специальный научный документ, отражающий те его характеристики, которые важны как для теоретического осмысления его проблем, так и для практического их решения.

*

методика БОУ


Слайд 36Паспорт обследованного микросоциума должен содержать следующие характеристики микросоциума:
количественные (численность, скажем, пенсионеров

микрорайона);
демографические (соотношение между разнополыми и разновозрастными группами микросоциума);
медико-социальные (показатели состояния здоровья и учреждений здравоохранения в микросоциуме);
социально-экономические (дифференцированность микросоциума по имущественному положению и потребности в материальной помощи);
социально-психологические (отражающее состояние и тенденции психического здоровья членов микросоциума, их нужду в психологической поддержке);

*

методика БОУ


Слайд 37Паспорт обследованного микросоциума должен содержать следующие характеристики микросоциума:
Нередко в паспорт микросоциума включают

его территориально-географические признаки. Иногда эти признаки представляются главным и основным компонентом социального паспорта. В таких случаях реально речь идет о картографировании микросоциума как либо части паспортизирования, либо подмене паспортизирования картографированием.
Чем более информативен паспорт микросоциума (трудового коллектива, соседской общности и т.п.), тем больше свидетельств успешности БОУ-исследования, его практической полезности и теоретической ценности.

*

методика БОУ


Слайд 38Паспорт обследованного микросоциума должен содержать следующие характеристики микросоциума
конфликтологические (степень недовольства микросоциума своим

положением, формы и массовость социального протеста, проявляемого его членами);
духовно-культурные (господствующие в микросоциуме духовные ценности и культурные установки);
идейно-политические (приверженность микросоциума (его частей) определенным идеологиям и политическим партиям);
проблемно-когнитивные (степень осознанности проблем микросоциума его членами, господствующие в нем мнения о путях и способах их решения).

*

методика БОУ


Слайд 39
"ПРОБЛЕМНОЕ КОЛЕСО"


методика БОУ
*


Слайд 40Технология проблемного колеса
Технология зависит от того, проблемы какого социального субъекта и

в контексте какой научной дисциплины изучаются.
она характеризуется:
во-первых, пятиэтапностью;
во-вторых, многошаговостью, как минимум, трехшаговостью, т.е. выявлением трех кругов проблем изучаемого субъекта;
в-третьих, комбинацией различных количественных и качественных методик сбора и анализа социальной информации; в-четвертых, вычеркиванием особых схем-картограмм проблем исследуемого социума.

*

методика БОУ


Слайд 41Первый этап
Первый этап имеет предварительный (подготовительный) характер.
Он предполагает изучение содержания,

характера и остроты проблем, испытываемых изучаемой группой людей.
Эти проблемы могут быть выявлены путем анкетирования, телефонного, прессового, экспертного или иного опроса, биографического, фокус-группового или другого качественного метода.
Итогом первого этапа является определение наиболее важной и актуальной потребности изучаемого субъекта, удовлетворение которой явно затруднено

*

методика БОУ


Слайд 42Второй этап
Суть первого шага  – выяснение и ранжирование ответов людей,

представляющих изучаемый субъект, на вопрос: "Почему возникла та проблема, которая предстает важной, актуальной и трудно решаемой?"
Данная задача решается в одних случаях методом интервьюирования (как правило, полустандартизированного) или фокус-группового обсуждения.
Результатом первого шага выступает определение первого круга проблем , от решения которых зависит удовлетворение ранее выявленной острой потребности.

*

методика БОУ


Слайд 43Второй этап
Второй шаг делается для выявления второго круга проблем. Для

этого вновь задается вопрос "почему", но уже в отношении каждой из выявленных в первом круге причин, осмысливаемых как отдельные проблемы. Таким образом выстраиваются ареалы причин – проблемы второго уровня.

*

методика БОУ


Слайд 44
Третий шаг устанавливает третий круг проблем исследуемого микросоциума, производных от каждой

проблемы второго круга.
Аналогично делаются четвертый, пятый и последующие шаги.
При этом проблемы предыдущего уровня осмысливаются основой конструирования детализирующих их проблем последующего круга.

*

методика БОУ


Слайд 45
второй и все последующие шаги, составляющие второй этап методики "проблемное колесо",

реализуются в виде групповой дискуссии, строящейся по принципу "фокус-группы" или других способов "мозгового штурма".

*

методика БОУ


Слайд 46
Третий этап исследования, осуществляемого по характеризуемой методике, – оценка выявленных проблем всех

кругов в контексте реальности их решения. На нем необходимо определить те причины проблем каждого круга, которые:
не подвластны субъекту, на которые он повлиять не может;
поддаются контролю со стороны социального субъекта;
в полной мере зависят от субъекта, на которые он может повлиять решающим образом, меняя сложившуюся проблемную ситуацию.

*

методика БОУ


Слайд 47
Второй и третий этапы сопровождаются вычерчиванием каждым исследователем особой картограммы – схематичного

изображения кругов проблем

*

методика БОУ


Слайд 48

*
методика БОУ


Слайд 49
Четвертый этап призван
решить две следующих задачи:
во-первых, разработку согласованной всеми

исследователями картограммы кругов проблем;
во-вторых, определение в этой картограмме проблем, которые: а)  следует принять как данность, не зависящую от изучаемого субъекта; б) можно и должно контролировать ; в) на которые субъект может влиять .

*

методика БОУ


Слайд 50
Пятый этап  – итоговая аналитическая работа исследовательской группы, разработка ею системы

практических рекомендаций по решению проблем обследованного микросоциума.

*

методика БОУ


Слайд 51Список использованной литературы:
Кравченко А.И.. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов.

/ А.И.Кравченко. - М.: ПЕРСЭ; Логос,- 2002.- 640 с.
Самойленко Е.Н. Социология: методы социологического исследования. / Е.Н. Самойленко. – Киев, КНУСА,- 2005. – С.125.
Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. - М.: Социал.-полит. журн.,- 1996. – С.255.
Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. / С.С. Фролов. - М.: Наука,- 1994 - 256 с.
Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений. / В.Г. Харчева.- М.: Логос,- 2000. – 302 с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. - М: Добросвет,- 1998. – 595 с.
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А. Ядов. - М: Изд-во ИНФРА-М,- 2002. – 328 с.

*

методика БОУ


Слайд 52
Благодарю за внимание!













*
методика БОУ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика