Маркс, Дюркгейм, Вебер презентация

Содержание

Социология в трудах Карла Маркса Карл Маркс (1818-1883) — немецкий политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. В основе его учения лежат философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, трансформированные в концепцию диалектического материализма. Маркс

Слайд 1 Маркс - Дюркгейм - Вебер


д.ф.н., проф. Добрынин В.В.


Слайд 2Социология в трудах Карла Маркса
Карл Маркс (1818-1883) — немецкий политический деятель,

социолог, философ, историк, экономист. В основе его учения лежат философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, трансформированные в концепцию диалектического материализма.
Маркс разработал теорию материалистического понимания истории, основанную на принципе естественно-исторического развития общества.

Слайд 3По Марксу, социальное развитие имеет единую трехчленную схему, второе звено которой

является отрицанием первого, но само отрицается третьим. Так, исторически первичное бесклассовое общество сменяется классовым, внутренне противоречивым обществом, которое в свою очередь сменяется бесклассовым, но высокоразвитым коммунистическим, где будут сняты социальные противоречия. Двигателем социального развития является непрекращающаяся борьба между антагонистическими классами.
В рамках материалистического понимания истории Маркс создает типологию обществ, классифицируя их по общественно- экономическим формациям. Общественно-экономическая формация — это конкретно-исторический тип общества, главнейшей характеристикой которого является тип господствующих в нем производственных отношений.

Слайд 4Согласно взглядам Маркса, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния

максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия, или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего. По Марксу, ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм — социализмом и, наконец, социализм — коммунизмом (высшей стадией развития общества).

Слайд 5Важным социокультурным следствием капиталистических отношений, на котором акцентировал внимание Маркс, является

отчуждение — утрата полноты человеческого, культурного, личностного бытия перед лицом накопления капитала. Обезличивание касается как наемного работника — пролетария, от которого в труде отчуждается не только продукт, но и сама человеческая сущность, так и капиталиста, для которого все богатство и разнообразие культурной и общественной жизни сводится к погоне за прибылью.

Слайд 6Согласно Марксу, политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство

составляют надстройку общества. Экономический базис общества — способ производства материальных благ и классовая структура — влияет на формирование всех социальных институтов. Когда один класс распоряжается всеми средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается «система рычагов», необходимых для формирования прочих аспектов институциональной жизни — надстройки. Однако экономическая система воздействует на надстройку не односторонне. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. Маркс полагал, что, когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый строй — коммунизм.

Слайд 7Исторический материализм
С именами Карла Маркса (1818-1881) и Фридриха Энгельса (1820-1895) связано

создание исторического (экономического) материализма. Они рассматривали общество как исторически сложившуюся систему жизнедеятельности людей. Главными факторами его функционирования и развития являются экономические. Природа есть преимущественно предмет труда, которую общество с помощью развивающейся технологии превращает в материальные блага. Сознание, а вместе с ним мораль, религия и т. п. вторичны, зависимы от экономической жизни. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Из этого принципа вытекают другие положения исторического материализма.

Слайд 8Общественно-экономическая формация
В историческом материализме «общественно-экономическая формация» выступает:
типом общественного организма
ступенью

исторического развития человечества; кроме того,
основу ОЭФ образует экономика (материальное производство), а не религиозные, нравственные или политические (государство) факторы.

Слайд 9ОЭФ включает в себя:
способ общественного производства (базис общества);
надстройку (юридическую,

политическую, формы общественного сознания), определяемую базисом.
Способ производства материальных благ есть единство производительных сил (люди и средства производства) и производственных отношений (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ). В этом понимании оставалось неясным: какой элемент базиса является главным — производственные отношения или способ производства? После смерти Сталина общественно-экономические формации стали рассматривать как социальные организмы (общества), включающие в себя и другие элементы общества: быт, семью, образ жизни и т. п.

Слайд 10Революции
На определенном этапе своего развития материальные производительные силы вступают в противоречие

с наличными производственными отношениями. Наступает эпоха социальных революций: замена старых производственных отношений, форм государства, типов идеологии и т. п. новыми. Ни одна ОЭФ не погибнет, пока не созреют новые производительные силы, а старые производственные отношения не перестанут соответствовать им. Человечество в этой связи ставит перед собой только те задачи, которые соответствуют производительным силам общества.

Слайд 11Переход человечества от одной ОЭФ к другой есть естественно-исторический процесс, т.

е. не зависящий от сознания и воли людей и определяющий их сознание и волю. В более простой схеме вышеназванные способы производства можно уложить в три основные эпохи человеческой истории (не экономической формации): 1) доклассовая (первобытнообщинная, доиндустриальная, неэкономическая); 2) классовая (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества - экономические); 3) бесклассовая (неэкономическое, коммунистическое общество, первой фазой которого является социализм).
Маркс и Энгельс доказывали, что коммунизм — более высокий тип экономической формации, а переход от капитализма к коммунизму — важнейшая закономерность, реализующаяся в результате пролетарско-социалистической революции.

Слайд 12Критика марксизма
Исторический материализм играл важную идеологическую функцию в компартиях. «Подобно тому,

как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие». Это духовное оружие оказалось, в частности, жесткой уздой для сознания «советской интеллигенции», в котором идеологически-догматическая сторона стала преобладающей в ущерб познавательной.
Карл Поппер сравнивал исторический материализм с астрологией, которая тоже не обращает внимания на неблагоприятные для нее факты. Выдающийся либеральный мыслитель Людвиг фон Мизес подчеркивал фатализм гегелевской и марксовой социальной философии и социологии.

Слайд 13Главными аргументами против исторического материализма оказался крах советской модели социализма в

СССР и других странах, а также развитие по пути буржуазного социализма (демократического капитализма, социал-капитализма) тех стран мира, где движущей силой является средний класс. Оказалась несостоятельной претензия марксизма и индустриального пролетариата на прогрессивную роль в мире. Великий эксперимент с пролетарским социализмом, социальным равенством, лучшей жизнью для всех и т. п. состоялся и провалился.

Слайд 14Социология Эмиля Дюркгейма
Разделяя частично точку зрения позитивизма, Дюркгейм выступал против биологизации

социологии. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.

Слайд 15По мнению Дюркгейма, структура социологии включает в себя социальную морфологию, социальную

физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, ее сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Слайд 16Структура социологии по Дюркгейму


Слайд 17Социологизм как обобщающее понятие социологии Дюркгейма
различают два аспекта этого понятия:
онтологический (учение

о бытии, о наиболее общих законах бытия):
а) социальная реальность столь же основательна, «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому — развивается в соответствии с определенными законами;
б) общество — реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;
методологический (вытекает из онтологического):
а) поскольку социология — часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, то есть познавательной целью должно быть исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей;
б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).

Слайд 18Существуют два типа социальной солидарности:
механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу. Она

основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество моделей. Индивид здесь не принадлежал себе: «Я — это только МЫ». Социальное принуждение выражалось в репрессивных мерах;
органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.


Слайд 19Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем

и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

Слайд 20«Понимающая социология» Макса Вебера
Макс Вебер (1864-1920) считал, что при изучении общества,

нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания.
Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание».
В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида.

Слайд 21Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального

действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.

Слайд 22Социальное действие
Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на

четырёх типах мотивации:
Целерациональное социальное действие – основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и регулируемы (например, успех);
Ценностно-рациональное социальное действие – основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую, этическую или любую другую безусловную ценность какого-либо поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;
Аффективное социальное действие – это, главным образом, эмоциональное действие, которое обусловлено аффектами или интенсивными эмоциональными состояниями человека;
Традиционное социальное действие – основывается на привычном поведении человека.

Слайд 23Рационализация социальной жизни
Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни,

выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного бытия) на основе бюрократически-целерациональных методов управления:
в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);
в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);
в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

Слайд 24Проблема власти
Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства (политической

власти, т. е. власти государственной). Если власть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством. Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его (1) соответствие законности и (2) вере подчиненного, что это распоряжение действительно соответствует законности.

Слайд 25Власть и легитимность
Вебер выделяет три типа легитимности:
легально легитимный, при котором люди

подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);
харизматический, при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (например — в СССР — распоряжения Сталина);
традиционный, при котором исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

Слайд 26Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от

естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные законы социальной жизни (что считается главной задачей в марксизме). Социология не может давать научных прогнозов по типу тех, которые дает естествознание (затмение Солнца и т. п.), но она может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.

Слайд 27Важнейшие работы М.Вебера
«Протестантская этика и дух капитализма»,
«Экономика и общество»,
«Основные

социологические понятия»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика