Слайд 1Задание на семинар
Концепт социального факта в работе Э.Дюркгейма «Метод социологии»
Концепт социального
действия в работе М.Вебера «Основные социологические понятия»
Роль и содержание социальных институтов в работе Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функциони- рование экономики»
Роль труда в процессе социализация: трактовка Ф.Энгельса
Слайд 2ТЕМА 4
Личность, социальная связь и социальные институты
Слайд 3Вопросы:
Личность и ее социализация
Структура социальной связи
Понятие и функции социальных институтов
Социальные институты
народов Меланезии и Полинезии в исследованиях Маршалла Салинза
Слайд 4Вопрос 1
Личность и ее социализация
Слайд 5Личность: трактовки понятия
Исторически понятие личности человека имело две трактовки:
лицо как целостность
человека (лат. persona)
личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas)
Сегодня под личностью понимают:
человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности
устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности
Слайд 6Личность: социально значимые черты
З.Фрейд:
Id
Ego
Super-ego
Теория социальной личности:
Культурный идеал
Базисная личность
Социальная роль
Субъективное «Я»
Отраженное «Я»
Слайд 7Социализация: трактовка понятия
Социализация — процесс формирования личности, т.е. процесс усвоения человеком:
знаний и
навыков
психологических установок
социальных норм и ценностей
Слайд 8Социализация: цель и общий принцип ее достижения
Цель социализации – купирование противоречий
между эгоизмом человека и социальными нормами и ценностями
Общий принцип социализации – устранения двойственности человека путем:
Приобщения к нормам и ценностям путем воспитания
Общественного контроля над асоциальной природой человека
Слайд 9Параметры социализации: знания и навыки
Знание – совокупность информации и правил вывода
о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений
Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма
Слайд 10Параметры социализации: установка
Установка – уровень напряженности позитивных и негативных чувств индивида
по отношению к к.-л. объекту
Слайд 11Параметры социализации: социальные нормы
Социальные нормы – идеальные формы поведения, предписывающие следующие
способы действия:
Типическое действие - действие, которое широко распространено в данном сообществе и совершается без непосредственного взаимодействия людей
Конвенция - типическое действие, которое предполагает наличие добровольного соглашения между людьми о том, как именно нужно поступать
Правило - конвенциальное соглашение, подкрепленное позитивными или негативными санкциями
Слайд 12Социализация и труд
Труд – целесообразная деятельность человека, приспосабливающая окружающие предметы к
его потребностям
Слайд 13Социализация: роль труда
В процессе труда человек учится:
Получать и передавать информацию
Реагировать на
давление
Разрешать конфликтные ситуации
Дозировать собственные усилия и имитировать усердие
Устанавливать связи и зарабатывать авторитет
Накапливать капитал в его различных формах
«Деятельность – это не только экономический императив, но и долг жизни в коллективе. Ценностью наделяется деятельность как таковая, независимо от ее собственно экономической функции»
Бурдье П. Практический смысл. СПб: Алетейя, 2001. С. 228
Слайд 14Социализация в процессе труда: издержки
Отчуждение труда – социальные условия разделения труда
при капитализме, которые являются чуждыми человеческой природе, уродуют человека морально и физически
Аномия – выпадение человека из нормативной среды, по причине вступления в трудовые отношения, не урегулированные социальными нормами либо же нормы которых не соответствуют нормам большинства
Эксплуатация – присвоение ресурсов, произведенных одним социальным агентом, другим агентом путем создания несправедливой системы распределения между группами
«Если члены одной группы (коалиции) могут выиграть от «выхода», то они являются эксплуатируемыми»
Analytical Marxism / J.Roemer (ed.). Cambridge University Press, 1986. P. 103
Слайд 15Вопрос 2
Структура социальной связи
Слайд 16
Социальная связь – фундаментальное понятие социологии
Слайд 18Вопрос 2
Понятие и функции социальных институтов
Слайд 19Понятие социального института:
этимология
Понятие института происходит от латинского Institutium – установление, учреждение.
Исходная трактовка этого понятия была заимствована из юриспруденции, где его использовали для характеристики комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в определенных сферах (наследования, брака, собственности и т.д.)
Слайд 20Понятие социального института:
трактовка Спенсера
Социальный институт – регулирующая система общества, распадающаяся на
высшие центры регулирования и подчиненные центры.
В условиях «войны» с природой и соседними сообществами появление согласующей и координирующей общественной подсистемы неизбежно.
Слайд 21Понятие социального института:
трактовка Маркса
Социальные институты (учреждения) – исторически сложившиеся, обусловленные социальными,
прежде всего, производственными отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности.
Маркс и Энгельс дали глубокий анализ ряда социальных институтов, таких как институт разделения труда, институт родового строя, институт частной собственности и др.
Слайд 22Понятие социального института:
трактовка Вебера
Социальный институт – нормативно-ролевая конструкция, формирующая ожидания.
Нормы
социально-экономического поведения определяются господствующими в обществе моральными и, прежде всего, религиозными ценностями.
Слайд 23Понятие социального института:
структурно-функциональная трактовка
Сохраняется нормативно-ролевое представление позитивистов и Вебера о социальных
институтах, генетическая основа их формирования доминирующие в обществе ценности и социальные стереотипы
Парсонс: социальные институты - образующиеся в ходе устойчивого взаимодействия в определенных «предметных» сферах и воспроизводящаяся во времени «безличные» системы ролей и статусов, регулирующие поведение людей в этих сферах.
Слайд 24Понятие социального института:
альтернативные трактовки
Гамильтон: социальные институты - словесный символ для лучшего
описания группы общественных обычаев
Веблен: социальные институты - различные обычаи, преобладающие стереотипы мышления, способы и методы деятельности, укоренившиеся в сознании людей.
Слайд 25Три значения понятия социального института
Организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами
общности от имени всей общности.
Совокупность материальных учреждений, дающих возможность некоторым уполномоченным членам общности выполнять безличные функции.
Система ролей и статусов, регулирующих поведение людей в определенных предметных сферах.
Слайд 26Функции социальных институтов
Обеспечение возможности удовлетворения людьми своих потребностей, что позволяет обеспечивать
воспроизводство членов общества.
Регуляция действий посредством формирования системы норм и «ожиданий».
Обеспечение устойчивости социальной системы, что связывается с относительной «ригидностью» социальных институтов.
Обеспечение интеграции индивидов и внутренней сплоченности общности за счет санкционирования «ролевого» поведения.
Слайд 27Социальные институты: типология
Экономико-социальные - регламентируют производство, распределение, обмен и потребление (институты
разделения труда, частной собственности, рынка и др.)
Политические - обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, а также стабилизирующие социально-классовую структуру общества (государство, политические партии, профсоюзы, и др.)
Воспитательные и культурные - обеспечивают охрану, освоение и последующее воспроизводство культурных ценностей, включение индивидов в субкультуру (институты образования и воспитания)
Нормативно-санкционирующие - обеспечивают общественную регуляцию поведения с помощью формальных правил, предписаний и санкций за их несоблюдение (нормативно-правовые акты)
Общественные, «церемониальные» - обеспечивают воспроизводство установленных способов поведения членов общества с неравным положением (приветствия, обращения, методы обмена и передачи информации)
Слайд 28Социальные институты и культура: отличия
Неодинаковая структура.
социальные институты - система ролей
и статусов
культура - символические средства коммуникации, а также ценностно-нормативная и мотивационная «надстройка» над социальными институтами.
Присутствие момента оправдания действий.
социальный институт упорядочивает взаимодействия между людьми
культура оправдывает этот порядок, связывая действия людей с их мотивами и идеалами.
Наличие приказного момента.
в социальных институтах он представлен весьма сильно за счет включения в них санкций за невыполнение людьми нормативных требований.
в культуре он отсутствует, поскольку культурные нормы не нуждаются в «силовом» утверждении. Они оправдывают сами себя.
Слайд 29Вопрос 3
Социальные институты народов Меланезии и Полинезии в исследованиях Маршалла Салинза
Слайд 30Маршалл Салинз
Бедный, богатый, бигмен, вождь: Политическая типология Меланезии и Полинезии
Источник:
Marshall Sahlins,
Poor Man, Rich Man, Big Man, Chief; Political Types in Melanesia and Polynesia, In: Comparative Studies in Society and History, vol. 5, No.3, pp.285-303, April 1963.
Слайд 32Сходство Меланезии и Полинезии
Меланезия и Полинезия имеют общие:
Природные условия
Хозяйственный уклад
Технологии
Культурные основы
«И
Меланезия и Полинезия сельскохозяйственные области, культивирующие одни и те же культуры, такие как ямс, таро, хлебное дерево, бананы и кокосы, с незапамятных времен выращиваемые при помощи одинаковых технологий. …Культуры Полинезии произошли от культур Меланезии, отделившись от них в первом тысячелетии до нашей эры»
Указ соч., р. 286
Слайд 33Методологический подход к анализу
Меланезия и Полинезия очень разнородны
В целом Меланезия уступает
Полинезии в социальном развитии
Наиболее показательным будет сравнение крайних точек: наиболее развитых областей Полинезии и наименее развитых районов Меланезии
«очень показательно сравнение противоположных концов градиента – недоразвитость западной Меланезии с крупными политическими образованиями возглавляемыми вождями в Полинезии. Хотя такое сравнение и не исчерпывает эволюционную изменчивость оно хорошо очерчивает масштаб политического развития в семействе культур Тихого океана»
Указ соч., р. 286
Слайд 34Меланезия и Полинезия:
основное отличие
Меланезия
«Характерное «племя» западной Меланезии… состоит из
множества родственно-соседских групп, соответствующих на местности деревне или кластеру меленьких деревенек. Каждая такая группа является копией других в плане организации. Каждая имеет склонность к экономической самоуправляемости и все они имеют равный политический статус. Племя состоит из неинтегрированных сегментов»
Указ соч., р. 287
Полинезия
«Политическая организация в Полинезии напротив, пирамидальна. Местные группы уровня самоуправляющихся меланезийских местечек в Полинезии предстают частями политического порядка более высокого уровня… (и) интегрированы в более крупные посредством системы межгруппового старшинства и сети вождей-представителей своих подразделений, образующих координирующую политическую структуру»
Указ соч., р. 287
Слайд 35Меланезия и Полинезия: характеристика аристократа
Меланезия
«Меланезийский бигмен кажется чисто буржуазным… Он
сочетает показной интерес к общему благополучию с гораздо более фундаментальным и сильным собственным корыстным интересом, хитростью и экономическим расчетом… Любое его публичное действие направлено на соревновательное и индивидуальное сравнение с другими, на демонстрацию положения над массами, положения которого он добился своими собственными усилиями»
Указ соч., р. 289
Полинезия
Фигура «полинезийского вождя будет не капиталистической, а феодальной. У него почти королевские привычки и внешний вид. Любое его публичное действие показывает утонченность породы, его манеры всегда свидетельствуют о знатности.. и непререкаемом праве повелевать. В его положении, .. полагающемся ему по праву рождения, он может позволить и позволяет себе быть вождем каждым дюймом своего тела»
Указ соч., р. 289
Слайд 36Меланезия и Полинезия: политическая сфера аристократа
Меланезия
«Политическая сфера бигмена делится на
малый внутренний сектор, состоящий из его личных сателлитов – редко когда превышающий 80 человек, и гораздо больший внешний сектор, состоящий из множества таких созвездий. При переходе от внутреннего сектора ко внешнему власть бигмена подвергается качественному изменению. Внутри своей группы меланезийский лидер имеет реальную возможность командовать, снаружи же у него есть только известность и опосредованное влияние»
Указ соч., р. 290
Полинезия
«Система субординации низших вождей и групп высшим на основе наследуемого общественного положения превратила локальные блоки или группы последователей всего лишь в зависимые части большого полинезийского вождества. Таким образом, узами скрепляющими полинезийское общество стало множество служебных должностей, пирамида высших и низших вождей, держащих бразды правления больших или меньших частей единого политического образования»
Указ соч., р. 295-296
Слайд 37Меланезия и Полинезия: механизм приобретения социального статуса
Меланезия
«Группа создается посредством неформальной
частной помощи людям живущим по соседству. Положение в племени и известность создаются более широкими общественными раздачами, зачастую от лица своей группы, также как и от своего собственного лица… Совершенно необходимо установить прочные отношения верности и обязательств со множеством людей, с тем чтобы их производство можно было бы мобилизовать для внешних раздач, необходимых для приобретения известности»
Указ соч., р. 291
Полинезия
Полинезийские вожди не создавали своего общественного положения – они занимали уже готовые общественные посты. На некоторых островах люди боролись за пост против желаний и уловок конкурентов. Но победив они приходили к власти. Власть заключалась в должности. Она не создавалась демонстрацией личного превосходства. На других островах – особенно знаменит в этом отношении Таити – вступление в должность вождя строго определялось правом наследства... Преемником вождя становился его старший сын, у которого лидерство было «в крови»
Указ соч., р. 296- 297
Слайд 38Меланезия и Полинезия:
средства поддержания власти
Меланезия
«Обычно решающее значение имеет использование сил
и способностей в определенных направлениях: накоплению ценностей, чаще всего свиней, ракушечных монет, растительной пищи и раздаче всего этого методами, которые создают для человека славу если не за сочувствие, то по крайней мере за бесшабашную щедрость. Группа создается посредством неформальной частной помощи людям живущим по соседству. Положение в племени и известность создаются более широкими общественными раздачами»
Указ соч., р. 292
Полинезия
«Верховные вожди на Таити или Гавайях имели в своем распоряжении более убедительные средства чем просто слова. Они имели в своем распоряжении готовую к употреблению физическую силу, вооруженный отряд палачей, который позволял господствовать, по крайней мере над нижайшими членами общества»
Указ соч., р. 300
Слайд 39Меланезия и Полинезия:
лакуны социальной организации
Меланезия
«Возможность растерять последователей очевидно
ограничивает способность лидера интенсифицировать производство… Если бигмен хочет чтобы его известность росла его рвение к праздничным демонстрациям своей славы с большой вероятностью входит в противоречие с его отношениями внутри группы, так что он стимулируя производство поощряет измену, а иногда и хуже того – эгалитаристское восстание»
Указ соч., р. 294
Полинезия
«опасности имеют под собой фундаментальную причину – знаменитый закон Паркинсона, что прогрессивное развитие политического масштаба влечет за собой более чем пропорциональный рост руководящего аппарата, нарушая равновесие в потоке материальных благ в пользу аппарата. Следующее за этим возмущение обуздывает аппетиты вождя, иногда уменьшая масштаб государства»
Указ соч., р. 301
Слайд 40Меланезия и Полинезия:
эксплуатация
Условие эксплуатации в Меланезии:
личные заслуги
реципрокный обмен
Условие эксплуатации в
Полинезии:
Наследуемое право
Репрессии
Демонстрационное поведение и потребление
«Полинезийские вожди имели права распоряжаться трудом и сельскохозяйственной продукцией дворов в своих владениях. Экономическая мобилизация не зависела более, как это было в Меланезии, от создания лидером с нуля личных связей и экономических обязательств. Вождю не приходится кланяться для того чтобы обязать того или иного человека, ему не нужно побуждать других поддерживать себя с помощью серии отдельных демонстраций щедрости. Экономическая власть над группой полагалась вождю по наследству»
Указ соч., р. 298
Слайд 41Меланезия и Полинезия:
потолок социальной организации
Меланезия
«Сталкиваясь с внутренними ограничениями меланезийский политический
режим бигменов останавливается в эволюционном развитии на определенном уровне. Он устанавливает потолок интенсификации политической власти, интенсификации производства семейного хозяйства в интересах более широкой политической организации»
Указ соч., р. 294.
Полинезия
«В Полинезии как и в Меланезии политическая эволюция замыкается перегрузкой отношений между лидерами и их последователями. Но… в Полинезии потолок был установлен изъятием у населения в целом в пользу приближенных вождя, в Меланезии изъятием у приближенных бигмена для перераспределения в пользу населения в целом. Самое главное что полинезийский потолок был выше»
Указ соч., р. 294.
Слайд 42Преимущество полинезийской системы: мобилизационный аспект
Иерархическая система Полинезии доказала свою более высокую
устойчивость в сравнении с самоорганизующимися горизонтальными структурами Меланезии
«Почти все туземные народы южной части Тихого океана в конце 18-го и в 19-м веке столкнулись с сильным культурным давлением европейцев. Но только гавайцы, таитянцы, тонга и в меньшей степени фиджийцы смогли успешно защититься, создав в противовес европейцам туземные государства. Вполне законченные, с правительством, законами, монархами и налогами, министрами и подчиненными им чиновниками...»
Указ соч., р. 288
Слайд 43Преимущество полинезийской системы: хозяйственно-культурный аспект
«Более высокий потенциал полинезийских вождей в точности
соответствует большему давлению, которое они способны осуществить на производство семейного хозяйства одновременно увеличивая прибавочный продукт и направляя его на более широкое разделение труда, совместное строительство, масштабные церемониальные и военные акции. Полинезийские вожди были более эффективным инструментом общественного сотрудничества на экономическом, политическом, да на самом деле и на всех культурных фронтах»
Указ соч., р. 303
Потенциал полинезийской системы основан на насилии. Но в результате общество может мобилизовать больше ресурсов