Слайд 2 Гендер – одна из базовых характеристик личности, которая обуславливает социальное и
психологическое развитие индивида.
Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный конструкт, включающий в себя:
гендерную идентичность
маскулинные и феминные черты личности
стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.
Слайд 3Гендерная идентичность
одна из базовых структур социальной идентичности (наряду с
этнической), поскольку базируется на «природной» предопределенности и лишь затем связывается в сознании с принадлежностью к определенной социальной группе.
Определения:
осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу (И.С. Кон);
осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности (Д. Джерри., Дж. Джерри).
Слайд 4 Гендерная идентичность – продукт социального конструирования, она начинает формироваться с момента
рождения ребенка, когда определяется его паспортный пол (на основании строения его наружных половых органов).
С этого момента начинается гендерная социализация - процесс, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в обществе представлениям о «женском» или «мужском».
Слайд 5 Родители с младенческого возраста создают гендерно нормированный образ новорожденного ребенка.
Первичное представление
о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в 1,5 года, 2-х летний ребенок уже знает свой пол.
В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но часто связывает его с внешними, случайными признаками.
Необратимость половой принадлежности дети осознают в 6-7 лет, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок.
Слайд 6 Следующий важный этап формирования гендерной идентичности – подростковый возраст, именно тогда
она становится центральным компонентом самосознания.
Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, которое, помимо осознания собственной половой принадлежности, включает сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и предпочтения (И.С. Кон).
Слайд 7Гендерные роли
В процессе гендерной социализации люди усваивают гендерные роли -
роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола.
Американский социолог Рут Хартли выделяет 4 основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка:
социализация через манипуляции
вербальная апелляция
канализация
демонстрация деятельности
Слайд 8 Гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений,
которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.
Другими словами, гендерные роли - социальное проявление гендерной идентичности индивида.
На уровне культуры гендерные роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности.
Слайд 9 Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера,
соответствующие понятиям «мужское» и «женское».
На основе гендерных стереотипов формируются гендерные установки – субъективная готовность к полотипичным формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида определенного пола.
Слайд 10Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на 3 группы:
стереотипы маскулинности
- феминности – нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
стереотипы, касающиеся разделения труда мужчин и женщин – традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская, а для мужчин – инструментальная, творческая, организаторская, руководящая;
стереотипы, связанные с закреплением семейных и профессиональных ролей мужчин и женщин – для мужчин главные роли – профессиональные, для женщин – семейные.
Слайд 11 Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различий в
разные исторические периоды, в разных культурах, а также в результате существовавшего разделения труда.
Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью, прочно укоренились в сознании большей части населения и поэтому воспроизводятся из поколения в поколение в процессе социализации.
Даже индивид, заявляющий о своей независимости от гендерных стереотипов, может им следовать на бессознательном уровне.
Слайд 12 Функция гендерных стереотипов – они поддерживают межличностное и межгрупповое понимание и
сотрудничество.
Дисфункции:
на пути женщины к высокооплачиваемым и высоким по статусу должностям поставлено множество барьеров: культурные, юридические, экономические, образовательные;
многие из мужчин не могут полностью соответствовать компонентам традиционной мужской роли (умственная, физическая, эмоциональная твердость), что вызывает стресс.
Слайд 13Гендерный конфликт
- противоречие между нормативными представлениями о чертах личности и
особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям – требованиям
Слайд 14Уровни гендерных конфликтов
Макроуровень – социальный конфликт, в основе которого лежит борьба
между социальными группами (мужчины, женщины) за реализацию собственных целей.
Микроуровень (в семейной и профессиональной сферах) – чаще всего вызван необходимостью перераспределения традиционных мужских и женских ролей.
Внутриличностный гендерный конфликт – внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения.