Слайд 1Тема 5: Главная цель идеи национальной независимости – создание независимой и
процветающей Родины, свободной и благополучной жизни.
Слайд 2План:
1. Идея национальной независимости – концепция национального развития, выражающая перспективу Узбекистана.
2.
Узбекистан – государство с великим будущим. Его критерии, условия и факторы.
3. Роль активного участия граждан в строительстве свободного демократического гражданского общества. Осознание и чувство ценности свободной и процветающей родины.
Слайд 3 Идея национальной независимости – концепция национального развития,
выражающая перспективу Узбекистана.
Национальная идея должна стать объединяющей силой, крыльями на пути к процветающему государству, обществу, возвышению народа, достижению благих целей создания великого будущего и обретения в мировом масштабе достойного авторитета.
С одной стороны, национальная идея не должна подниматься до уровня господствующей государственной идеологии, с другой стороны — национальная идея, национальная идеология должны стать объединяющим знаменем для людей, партий и общественных организаций с различными взглядами на пути обеспечения мира, процветания Родины и благополучия народа, должны воплощать в себе общие интересы нации, общества и государства.
Слайд 4 Мы должны ясно представлять себе, что есть некая сила, идея, способная
объединить не соответствующие друг другу точки зрения жизненной философии, противоречивые стороны. Когда есть национальная идея — и цели становятся яснее. А благие цели каждого человека призывают к мобилизованности, еще больше объединяют общество. Государство, имеющее свою национальную идею, национальную идеологию, будет крепким, сильным и благоустроенным. Поэтому в этом вопросе никак нельзя допустить колебаний, медлительности, самотека, равнодушия.
В обществе преобладают самоотверженные, образованные, патриотически настроенные, имеющие здравое мышление интеллектуалы. Важнейшая наша задача — направить их поиски и стремления на благие цели, служащие интересам Родины, на этой основе создать главные принципы национальной идеологии и внедрить их в сознание народа.
Слайд 5Узбекистан – государство с великим будущим. Его критерии, условия и факторы.
Обретение суверенной государственности, формирование нового экономического базиса, социальное и духовное возрождение народа всегда происходило с преодолением огромных трудностей путем целеустремленной и настойчивой деятельности. Каждая страна, добившаяся независимости, искала свой путь развития, вырабатывала свою модели построения нового общества. При этом исходными моментами были своя система ценностей и целевая ориентация, национальные традиции и исторические условия, реальная социально-экономическая и политическая среда, сложившийся уклад жизни и мировоззрение людей.
В результате современный мир предоставляет исключительную возможность для изучения и познания всего многообразия неповторимых вариантов общественного развития, становления национальных экономик, прорыва к новому качеству жизни.
Слайд 6Широкий спектр различных моделей развития общества и реформирования экономики обусловлен рядом
факторов. Прежде всего их целевой ориентацией и принципами функционирования экономики. В течение многих десятилетий на мировой арене противоборствовали, стремились усилить свое влияние две диаметрально противоположные концепции общественного развития —”капиталистическая” и “социалистическая”.
Первая базировалась на идеях классической политической экономии, абсолютизации частной собственности, свободной саморегуляции экономики с целью максимального извлечения прибыли.
Вторая — проповедуя идеи марксизма, пыталась решить проблемы утверждения социальной справедливости и повышения народного благосостояния путем всеобщего огосударствления, централизованного командно-планового регулирования и распределения ресурсов. Носителями этих концепций были целые экономические системы, которые и контролировали мирохозяйственные отношения.
Слайд 7В этих границах и вынуждены были искать свой путь молодые развивающиеся
страны, ставя перед собой более доступные цели, опираясь на различные концепции теории “альтернативного развития”. Ведущие из них:
— концепция “основных потребностей”, целевой установкой которой является гарантированное обеспечение минимального прожиточного уровня населения и решение проблем занятости;
— концепция “подходящей или соответствующей технологии”, основывающаяся на необходимости развития трудоемкой технологии, обеспечивающая занятость населения и переработку местного, прежде всего сельскохозяйственного сырья;
— концепция “коллективной опоры на собственные силы”, направленная на более полное использование имеющихся ресурсов и укрепление сотрудничества между развивающимися странами с целью ослабления их зависимости от развитых стран;
— концепция “нового международного экономического порядка”, отражающая общее стремление развивающихся стран к экономической деколонизации и ликвидации экономической отсталости, признание их как равноправных партнеров, установление отвечающих их интересам новых цен на сырье и промышленные товары, норм международной торговли, валютного курса, расширение возможностей приобретения современных технологий.
Слайд 9Мировая цивилизация выработала качественно новую модель общественного развития, в основе которой
находится регулируемая рыночная экономика. Это вызвало мощный поток экономического реформирования, в который были вовлечены многие страны — развивающиеся и развитые, капиталистические и социалистические, демократические и авторитарные.
По исходным условиям перехода к регулируемой рыночной экономике можно выделить три принципиально различающихся подхода, обусловливающих и специфику самих реформ. Первый — это углубление и развитие рыночных отношений, формирование смешанной экономики в развитых странах, прошедших путь длительного эволюционного развития. Второй — это трансформация традиционной экономики развивающихся стран, с чертами примитивно рыночных и патриархально-феодальных отношений, в цивилизованно рыночную. Третий — это беспрецедентный переход пост социалистических стран от тоталитарного режима, командно-административного управления и централизованного директивного планирования к рыночным отношениям, демократическому обществу.
Слайд 10 Переход к рыночной экономике, как показывает мировой опыт, может осуществляться форсированным
способом или эволюционным путем. В первом случае это требует проведения радикальных реформ, полной ломки прежней системы и сложившихся экономических отношений. Различны не только пути перехода, но и сами модели регулируемой рыночной экономики. Прежде всего они отличаются национальными особенностями и традициями тех стран, в которых они создаются и функционируют. Поэтому не случайно известные модели рыночных экономик выделяются по принадлежности к определенной стране, их реализующей — например, немецкая, южнокорейская, турецкая, аргентинская, польская и др.
Слайд 11Многообразие моделей рыночной экономики и реформ, которые лежат в их основе,
вызвано и степенью сочетания свободной рыночной конкуренции с государственным регулированием экономики, их социальной направленностью, приоритетом решаемых макроэкономических проблем. Наиболее сильно роль свободных рыночных регуляторов находит отражение в “американской” модели, в то время как в “японской” и “французской” моделях значительно государственное участие в организации хозяйственной деятельности. Наибольшую социальную направленность имеют “немецкая” и “шведская” модели.
Слайд 12нашей принципиальной позицией является — не отвергая всего полезного, почерпнутого из
мирового опыта и собственной практики, выбор собственного пути социально-экономического развития. Это закономерный результат осмысления итогов прошлых лет, критического анализа различных взглядов на построение экономического фундамента обновленного общества. Это и реальная оценка сложившейся социальной действительности. И учет стремления народа Узбекистана к общественному прогрессу, достойным условиям жизни.
Слайд 13 Роль активного участия граждан в строительстве свободного демократического гражданского общества.
Осознание и чувство ценности свободной и процветающей родины.
В период формирования национальной государственности, осуществления демократических реформ, трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание необходимо уделять социальным проблемам. Об этом напоминает богатейший опыт общественного развития многих стран мира.
Важнейшей задачей демократического государства в переходный период является нейтрализовать остроту социальных противоречий, смягчить, за счет принятия утверждающих мер, неизбежные трудности этого периода и адаптацию людей к новым жизненным условиям. В этом, собственно говоря, и заключается одно из главных преимуществ проводимой Узбекистаном политики по сравнению с другими государствами, осуществляющими переход к рыночным отношениям.
Государство, которое способно найти ответы на сложные вопросы, как обеспечить общественный консенсус, как достичь общественного согласия, в том числе и межнационального согласия, может рассчитывать на устойчивый прогресс демократического и экономического развития.
Слайд 14ЛИТЕРАТУРА:
1. Каримов И.А.Узбекистан: национальная независимость, экономика,политика,идеологоия Т.1.Ташкент.,Узбекистан,1996г.
2. Конституция Республики Узбекистан. Т.:
Узбекистон, 1998.
3. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.: Узбекистон, 1997.
4. Каримов И.А. На пути духовного возрождения. Т.: Узбекистон, 1998.
5. Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. Т.: Узбекистон, 1999. Т-7.
6. Каримов И.А. Узбекистан устремленный в XXI век. Т.: Узбекистон, 1999.
7. Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т.: Узбекистон, 2000. Т-8.
8. Каримов И.А. Избранный нами путь – это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. Т.: Узбекистон, 2003. Т-10.
9. Каримов И.А. Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирование основ гражданского общества в Узбекистане. Т.: Узбекистон. 2003.
10. Каримов И.А. Узбекский народ никогда и ни откого не будет зависеть. Т.: Узбекистон, 2005.