Слайд 1ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ
Лекция 7
Слайд 2План
Понятия пола и гендера
Маскулинность и феминность
Теории гендера и пола
Гендерное неравенство
Теории гендерного
неравенства
Гендерные отношения, порядок и иерархия
Меняющаяся женщина и меняющийся мужчина
«Новый мужчина» как гендерная идентичность
Слайд 3Пол и гендер
Пол – это анатомические и физиологические различия мужчин и
женщин
Гендер - это психологические, социальные и культурные различия мужчин и женщин
Слайд 4Гендер
Гендер - это социально сконструированное понятие, приписывающее мужчинам и женщинам
различные социальные особенности и роли в обществе. То есть гендер – это представления общества о том, как то, как женщины и мужчины должны думать, чувствовать и поступать
Гендер не обязательно является продуктом биологического пола индивида
Слайд 5Гендерная идентичность
Гендерная идентичность – это самоидентификация индивида в качестве мужчины или
женщины
Гендерная идентичность связана с социаль-ными понятиями мужественности (маскулин-ности) и женственности (феминности)
Слайд 6Маскулинность
Маскулинность - (от лат. masculinus - мужской) - комплекс психологических и
социальных особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. Это – агрессив-ность, физическая сила, жестокость, стремление к конкуренции и пр.
Слайд 7Феминность
Феминность – (от лат. femina - женщина, самка) - комплекс психологических
и социальных особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это - мягкость, жертвенность, готовность помочь и пр.
Слайд 8?
Существуют ли универсальные стандарты мужественности и женственности или эти качества зависят
от социального класса, этничности и других характеристик мужчин и женщин?
Слайд 9Гендерные проблемы
Социологов интересуют не половые различия мужчин и женщин как таковые,
а то:
как общество формирует мужчин и женщин
почему мужские роли ценятся в обществе выше чем женские
меняется ли что-нибудь в обществе в этом отношении
Слайд 10Сколько существует полов?
В настоящее время социальной нормой считается модель «двух полов»
Существуют
люди, не вписывающиеся в эту модель. Например, интерсексуалы – люди с неопределенным полом, транссексуалы – люди, сменившие пол
Слайд 11Социальные модели полов
до XVIII в.
XVIII- XX вв.
2-я пол. XX в. ~
Модель
«одного пола»
Женщина – несовершенная версия мужчины
Модель «двух полов»
Мужчина и женщина – абсолютно различны
Модель «одного пола»? Конвергенция мужского и женского поведения
Слайд 12Теории пола и гендера
Гендерные различия имеют биологическую основу
Гендерные различия являются результатом
социализации, т.е. обучения гендерным ролям в семье, школе, обществе
И гендер и пол являются социально сконструированными понятиями и не имеют биологической основы
Слайд 13Биологический детерминизм
Различия в поведении мужчин и женщин связаны с их врожденными
различиями, обусловленными разными хромосомами, гормонами, размером и структурой головного мозга. Эти различия существовали во всех культурах во все времена. Например, практи-чески везде мужчины чаще занимались охотой и ходили на войну, а женщины занимались домашним хозяйством и заботились о детях
Слайд 14Критика биологического детерминизма
Эти теории пренебрегают жизненно важной ролью социального взаимодействия, отыскивая
объяснения социальных феноменов в биологическом строении человеческих тел. С этих позиций трудно объяснить, например, как женщины могут осваивать мужские профессии и наоборот?
Слайд 15
Гендерная социализация
Существует различие между биологическим полом и социальным гендером – младенец
рождается, обладая первым и, в процессе жизни, развивает второй
Гендерные различия биологически не детерминированы, они создаются в процессе социализации индивида, когда он осваивает гендерные роли
Слайд 16
Усвоение гендерных ролей
Процесс усвоения гендерных ролей подкрепля-ется позитивными и негативными санкциями,
т.е. поощрениями или наказаниями за опреде-ленное поведение. Например, поведение маленького мальчика можно поощрить («Какой храбрый мальчик») или осудить («Мальчики не играют в куклы!»), формируя у него тем самым представления о желательном для его пола поведении
Слайд 17Гендерная социализация в школе
Школьное образование способствует форми-ро-ванию и закреплению гендерных ролей
(маскулинных для мальчиков и феминных для девочек)
Гендерной нагруженностью обладают следу-ющие составляющие процесса школьного образования:
школьная форма
школьные программы и учебники
учительские ожидания
Слайд 18Сексизм
Установки или действия, дискриминирующие мужчин или женщин на основании их гендера.
Они бывают скрытыми и явными
Сексизм в школьных программах:
наличие предметов только для мальчиков или только для девочек
Сексизм в школьных учебниках:
мальчики чаще появляются в качестве главных героев учебных заданий и показываются более активными, чем девочки
Слайд 19Критика теории гендерных ролей
Гендерная социализация не является одноз-начно предопределенным с рождения
про-цессом; различные факторы – семья, школа, СМИ, группы сверстников могут оказывать противоречащие друг другу влияния. Кроме того, индивид может отвергнуть или изменить социальные ожидания, связанные с гендер-ными ролями. Люди не являются пассивными объектами гендерного «программирования»
Слайд 20Социальное конструирование гендера и пола
И пол, и гендер не имеют биологической
основы, они – социально созданные продукты. Не только социальные роли, но само человечес-кое тело подвержено действию социальных сил, которые разными способами формируют и изменяют его
Современные технологи размывают границы физических тел и поэтому тело – это не биоло-гическая данность, а результат воздействия общества и персонального выбора
Слайд 21Влияние гендера на половые различия
Гендерные представления о том, как должны выглядеть
мужчины или женщины могут заставить их менять свой физический облик, прибегая к тренировкам, диетам, пластичес-ким операциям и др.
Слайд 22Гендерное неравенство
Гендер является важной формой социального неравенства. Хотя роли мужчин и
женщин меняются от культуры к культуре, нет ни одного известного примера общества, в котором женщи-ны были бы более влиятельны и могущественны, чем мужчины. В целом мужские роли ценятся в обществе выше и вознаграждаются лучше, чем женские
Слайд 23Теоретические подходы к объяснению гендерного неравенства
Функционалистский подход
Феминистские подходы:
либеральный феминизм
марксистский феминизм
радикальный феминизм
«черный»
феминизм
Слайд 24Функционализм, 1950-60-е гг.
Рассматривал гендерные различия с точки зрения их вклада в
социальную стабильность и интеграцию общества
Слайд 25Т. Парсонс, 1956 г.
Рассматривал роль семьи в обеспечении стабильности индустриального общества
Наиболее
успешно свои функции по социали-зации детей выполняет семья, в которой роли мужчин и женщин четко разделены: женщи-ны играют экспрессивную роль (воспитание детей и эмоциональная поддержка членов семьи), а мужчины – инструментальную (материальное обеспечение семьи)
Слайд 26Джон Боулби, 1953 г.
Роль матери в первичной социализации детей
Отсутствие матери в
раннем детстве (материн-ская депривация) ведет к неадекватной социализации детей
Роль матери может выполнять только женщина
Работающие женщины не могут полноценно заботиться о своих детях
Слайд 27Критика функционализма
Разделение труда в обществе не имеет биоло-гической основы, оно полностью
определяется культурой общества
Утверждение Парсонса об экспрессивности женщин является оправданием господства мужчин в семье
Роль матери в социализации детей конечно же важна, однако развитие ребенка зависит и от того вклада, который вносит отец
Слайд 28Либеральный феминизм
Гендерное неравенство коренится в социаль-ных и культурных установках общества
Не рассматривает
подчинение женщин как часть общей системы доминирования мужчин
Делает акцент на борьбе за равные права и возможности женщин через законодательство и другие демократические процедуры
Слайд 29Оценка либерального феминизма
Не рассматривают причины гендерного неравенства и системную природу подавле-ния
женщин в обществе
Акцентируют внимание на отдельных лишени-ях, от которых страдают женщины – сексизм, дискриминация, «стеклянный потолок», неравная оплата за равный труд, являющихся только частью общей картины гендерного неравенства
Слайд 30Патриархат
В антропологической литературе – доминиро-вание отца в семье
В феминистской литературе –
доминирование мужчин в целом, системное превосходство мужчин над женщинами
Трактовка патриархата отличатся в разных направлениях феминизма
Слайд 31Марксистский феминизм
Рассматривает взаимосвязь капитализма и патриархата
Бесплатный домашний труд женщин приносит прибыль
капиталистам, удешевляя стоимость рабочей силы
Женщины вносят существенный вклад в вос-производство рабочей силы как существующей (уход за мужем), так и новой (уход за детьми и их воспитание), однако их труд не оплачива-ется
Слайд 32Радикальный феминизм
Патриархат является атрибутом всех извест-ных обществ, а не только капиталистического
, так как в любом обществе мужчины эксплуати-руют женщин и получают от этого прибыль
Семья – один из главных институтов патриар-хата, так как именно в семье угнетаются и эксплуатируются женщины
Как группа, мужчины также препятствуют про-движению женщин к властным и влиятельным должностям в обществе
Слайд 33Частный и публичный патриархат (Сильвия Уолби, 1990)
Слайд 34
Оценка радикального феминизма
Патриархат не является универсальным явлением
Игнорируют важное влияние расы, этноса
и класса на природу женской субординации в обществе
Слайд 35«Черный феминизм»
Рассмотрение проблем, с которыми сталки-ваются чернокожие женщины
Не существует универсальной формы
гендер-ного подавления
Чернокожие женщины подвергаются тройной дискриминации: на основании их расы, класса и пола
Семья – главное место консолидации против расизма
Слайд 36Гендерные отношения («Гендер и власть» Роберт Коннелл, 1987)
Гендерные отношения – это
социально обуслов-ленные взаимодействия мужчин и женщин, которые устанавливаются и поддерживаются в трех важнейших сферах общества:
сфере труда
сфере власти
сфере личных, сексуальных отношений
Слайд 37
Гендерный порядок
Гендерные отношения, предписываемые сферами труда, власти и личных отношений,
структурируются на уровне общества в определенный гендерный порядок
Гендерный порядок – структура властных отношений в обществе между носителями мужественности и женственности
Слайд 38Гендерная иерархия
Гегемонная мужественность
Комплицитная
мужественность
Подчиненая мужественность
Подчиненная женственность
Гомосексуальная мужественность
Подчеркнутая женственность
Сопротивляющаяся женственность
Слайд 39Гегемонная мужественность
Это доминирование мужчин в обществе, которое осуществляется не столько за
счет грубой физической силы, сколько за счет культурной динамики, распространяющейся на социальную сферу и частную жизнь
Каналами доминирования мужчин выступают СМИ, образование, идеология
Доминирующая мужественность связана, с гетеросексуальностью и браком, властью, оплачиваемой работой и физической силой
Слайд 40Комплицитная мужественность
Большинство мужчин извлекают определен-ную выгоду из доминирующего положения мужчин в
патриархальном обществе, являясь носителями комплицитной (сопричастной) мужественности
Слайд 41Подчиненная мужественность
В гендерном порядке, определяемом домини-рующей мужественностью, гомосексуалист рассматривается как противоположность
настоящему мужчине. Как правило, такая форма мужественности стигматизирована (заклеймена позором) и находится в самой нижней части гендерной иерархии мужчин
Слайд 42Подчеркнутая женственность
Является важным дополнением к доминирую-щей мужественности. Она ориентирована на приспособление
к интересам и желаниям мужчин и характеризуется уступчивостью, опекой и сопереживанием
Слайд 43
Среди молодых женщин подчеркнутая женственность ассоциируется с сексуальностью, а среди женщин
более старшего возраста - с материнством
Слайд 44Сопротивляющаяся женственность
Занимает второстепенное положение в гендерной иерархии
Характерна для феминисток, лесбиянок, старых
дев, гадалок, проституток
Слайд 45Меняющаяся женщина
Начиная с 1960-х гг. отмечается процесс маскулинизации
женщин , т.е. приобретения ими качеств, традиционно считавшихся мужскими. Это было связано с:
Ростом женской профессиональной занятости и освоением женщинами новых сфер занятости, ранее считавшихся мужскими
Слайд 46
2. Ростом образованности женщин, что является фактором включения женщин в профессиональную
занятость
3. Сменой ценностных ориентаций женщин и девушек. В западных обществах женщины все меньше ориентируются на дом, детей и все больше на работу и карьеру
Слайд 47Смена ценностных ориентаций девушек
1970-е гг.
1990-е гг.
Любовь
Брак
Дети
Работа
Карьера
Слайд 48Факторы освобождения женщин
Доступ к образованию
Доступ к профессиональной занятости
Свобода разводов
Свобода деторождения, связанная
с достижениями медицины в плане контроля над рождаемостью (оральные контрацептивы и др.)
Слайд 49Амбивалентное положение женщины
Рост занятости, образованности, карьерных устремлений женщин, стремление к независимости
Повышенное
внимание к своему телу и внешнему облику, стремление соответствовать ожиданиям мужчин
Маскулинизация женщин
Подчеркнутая феминность
Слайд 50Меняющийся мужчина
Начиная с 1980-х гг. отмечается процесс феминизации мужчин, т.е.
появление у них качеств, традиционно считавшихся женскими. Это было связано с:
1. Изменениями в структуре занятости западных стран: рост сектора услуг, где более востребован женский труд
Слайд 51
2. Изменениями в сфере домашней работы и ухода за детьми (механизация
и автомати-зация домашнего труда, все более активное вовлечение мужчин в эту сферу)
3. Изменениями ролевых ожиданий в отноше-нии мужчин и мужей
Слайд 52«Новый мужчина» как новая идентичность
Понятие «новый мужчина» появилось вначале в СМИ
и рекламе в 1980-е гг.
Характерные черты «нового мужчины»:
Мягкость и уступчивость, нежелание конкурировать и идти на конфликт
Эмоциональность, чувствительность
Интерес к собственной внешности, косметике, стилю
Слайд 53«Новый мужчина» как медиа-образ
Существует мнение, что «новый мужчина» - это, скорее,
продукт СМИ и индустрии моды, нежели общества
Молодые, бездетные, хорошо зарабатываю-щие мужчины рассматриваются как важная категория потребителей модных продуктов
Традиционные образы маскулинности также представлены в СМИ
Слайд 54Вывод
Изменения в структуре занятости и гендерных отношениях современного общества пока не
привели к подрыву доминирующей маскулинности
Понятие «нового мужчины» сосуществует с коммерциализацией маскулинности, символизирующей традиционные ценности
Слайд 55
Вызов, брошенный мужчинам женщинами, побуждает их подтверждать свою маскулинность. В то
же время многие женщины по-прежнему идентифицируют себя с подчиненной феминностью
Слайд 56Конвергируют ли два пола?
В определенном смысле да, так как работа и
домашняя жизнь мужчины и женщины становятся более схожими. Мода унисекса и понятие нового мужчины – симптоматичны в этом отношении
Модель двух полов не исчезает и вера в то, что существуют биологические различия двух полов сильна, как и раньше