Гендерные идентичности и отношения презентация

Содержание

План Понятия пола и гендера Маскулинность и феминность Теории гендера и пола Гендерное неравенство Теории гендерного неравенства Гендерные отношения, порядок и иерархия Меняющаяся женщина и меняющийся мужчина «Новый мужчина» как гендерная

Слайд 1ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ
Лекция 7


Слайд 2План
Понятия пола и гендера
Маскулинность и феминность
Теории гендера и пола
Гендерное неравенство
Теории гендерного

неравенства
Гендерные отношения, порядок и иерархия
Меняющаяся женщина и меняющийся мужчина
«Новый мужчина» как гендерная идентичность


Слайд 3Пол и гендер
Пол – это анатомические и физиологические различия мужчин и

женщин
Гендер - это психологические, социальные и культурные различия мужчин и женщин

Слайд 4Гендер
Гендер - это социально сконструированное понятие, приписывающее мужчинам и женщинам

различные социальные особенности и роли в обществе. То есть гендер – это представления общества о том, как то, как женщины и мужчины должны думать, чувствовать и поступать
Гендер не обязательно является продуктом биологического пола индивида


Слайд 5Гендерная идентичность
Гендерная идентичность – это самоидентификация индивида в качестве мужчины или

женщины
Гендерная идентичность связана с социаль-ными понятиями мужественности (маскулин-ности) и женственности (феминности)

Слайд 6Маскулинность
Маскулинность - (от лат. masculinus - мужской) - комплекс психологических и

социальных особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. Это – агрессив-ность, физическая сила, жестокость, стремление к конкуренции и пр.


Слайд 7Феминность
Феминность – (от лат. femina - женщина, самка) - комплекс психологических

и социальных особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это - мягкость, жертвенность, готовность помочь и пр.


Слайд 8?
Существуют ли универсальные стандарты мужественности и женственности или эти качества зависят

от социального класса, этничности и других характеристик мужчин и женщин?

Слайд 9Гендерные проблемы
Социологов интересуют не половые различия мужчин и женщин как таковые,

а то:
как общество формирует мужчин и женщин
почему мужские роли ценятся в обществе выше чем женские
меняется ли что-нибудь в обществе в этом отношении

Слайд 10Сколько существует полов?
В настоящее время социальной нормой считается модель «двух полов»
Существуют

люди, не вписывающиеся в эту модель. Например, интерсексуалы – люди с неопределенным полом, транссексуалы – люди, сменившие пол

Слайд 11Социальные модели полов

до XVIII в.
XVIII- XX вв.
2-я пол. XX в. ~
Модель

«одного пола»
Женщина – несовершенная версия мужчины

Модель «двух полов»
Мужчина и женщина – абсолютно различны

Модель «одного пола»? Конвергенция мужского и женского поведения


Слайд 12Теории пола и гендера
Гендерные различия имеют биологическую основу
Гендерные различия являются результатом

социализации, т.е. обучения гендерным ролям в семье, школе, обществе
И гендер и пол являются социально сконструированными понятиями и не имеют биологической основы

Слайд 13Биологический детерминизм
Различия в поведении мужчин и женщин связаны с их врожденными

различиями, обусловленными разными хромосомами, гормонами, размером и структурой головного мозга. Эти различия существовали во всех культурах во все времена. Например, практи-чески везде мужчины чаще занимались охотой и ходили на войну, а женщины занимались домашним хозяйством и заботились о детях

Слайд 14Критика биологического детерминизма
Эти теории пренебрегают жизненно важной ролью социального взаимодействия, отыскивая

объяснения социальных феноменов в биологическом строении человеческих тел. С этих позиций трудно объяснить, например, как женщины могут осваивать мужские профессии и наоборот?

Слайд 15 Гендерная социализация
Существует различие между биологическим полом и социальным гендером – младенец

рождается, обладая первым и, в процессе жизни, развивает второй
Гендерные различия биологически не детерминированы, они создаются в процессе социализации индивида, когда он осваивает гендерные роли

Слайд 16 Усвоение гендерных ролей
Процесс усвоения гендерных ролей подкрепля-ется позитивными и негативными санкциями,

т.е. поощрениями или наказаниями за опреде-ленное поведение. Например, поведение маленького мальчика можно поощрить («Какой храбрый мальчик») или осудить («Мальчики не играют в куклы!»), формируя у него тем самым представления о желательном для его пола поведении

Слайд 17Гендерная социализация в школе
Школьное образование способствует форми-ро-ванию и закреплению гендерных ролей

(маскулинных для мальчиков и феминных для девочек)
Гендерной нагруженностью обладают следу-ющие составляющие процесса школьного образования:
школьная форма
школьные программы и учебники
учительские ожидания

Слайд 18Сексизм
Установки или действия, дискриминирующие мужчин или женщин на основании их гендера.

Они бывают скрытыми и явными
Сексизм в школьных программах:
наличие предметов только для мальчиков или только для девочек
Сексизм в школьных учебниках:
мальчики чаще появляются в качестве главных героев учебных заданий и показываются более активными, чем девочки

Слайд 19Критика теории гендерных ролей
Гендерная социализация не является одноз-начно предопределенным с рождения

про-цессом; различные факторы – семья, школа, СМИ, группы сверстников могут оказывать противоречащие друг другу влияния. Кроме того, индивид может отвергнуть или изменить социальные ожидания, связанные с гендер-ными ролями. Люди не являются пассивными объектами гендерного «программирования»

Слайд 20Социальное конструирование гендера и пола
И пол, и гендер не имеют биологической

основы, они – социально созданные продукты. Не только социальные роли, но само человечес-кое тело подвержено действию социальных сил, которые разными способами формируют и изменяют его
Современные технологи размывают границы физических тел и поэтому тело – это не биоло-гическая данность, а результат воздействия общества и персонального выбора

Слайд 21Влияние гендера на половые различия
Гендерные представления о том, как должны выглядеть

мужчины или женщины могут заставить их менять свой физический облик, прибегая к тренировкам, диетам, пластичес-ким операциям и др.

Слайд 22Гендерное неравенство
Гендер является важной формой социального неравенства. Хотя роли мужчин и

женщин меняются от культуры к культуре, нет ни одного известного примера общества, в котором женщи-ны были бы более влиятельны и могущественны, чем мужчины. В целом мужские роли ценятся в обществе выше и вознаграждаются лучше, чем женские

Слайд 23Теоретические подходы к объяснению гендерного неравенства
Функционалистский подход
Феминистские подходы:
либеральный феминизм
марксистский феминизм
радикальный феминизм
«черный»

феминизм



Слайд 24Функционализм, 1950-60-е гг.
Рассматривал гендерные различия с точки зрения их вклада в

социальную стабильность и интеграцию общества

Слайд 25Т. Парсонс, 1956 г.
Рассматривал роль семьи в обеспечении стабильности индустриального общества
Наиболее

успешно свои функции по социали-зации детей выполняет семья, в которой роли мужчин и женщин четко разделены: женщи-ны играют экспрессивную роль (воспитание детей и эмоциональная поддержка членов семьи), а мужчины – инструментальную (материальное обеспечение семьи)


Слайд 26Джон Боулби, 1953 г.
Роль матери в первичной социализации детей
Отсутствие матери в

раннем детстве (материн-ская депривация) ведет к неадекватной социализации детей
Роль матери может выполнять только женщина
Работающие женщины не могут полноценно заботиться о своих детях

Слайд 27Критика функционализма
Разделение труда в обществе не имеет биоло-гической основы, оно полностью

определяется культурой общества
Утверждение Парсонса об экспрессивности женщин является оправданием господства мужчин в семье
Роль матери в социализации детей конечно же важна, однако развитие ребенка зависит и от того вклада, который вносит отец

Слайд 28Либеральный феминизм
Гендерное неравенство коренится в социаль-ных и культурных установках общества
Не рассматривает

подчинение женщин как часть общей системы доминирования мужчин
Делает акцент на борьбе за равные права и возможности женщин через законодательство и другие демократические процедуры

Слайд 29Оценка либерального феминизма
Не рассматривают причины гендерного неравенства и системную природу подавле-ния

женщин в обществе
Акцентируют внимание на отдельных лишени-ях, от которых страдают женщины – сексизм, дискриминация, «стеклянный потолок», неравная оплата за равный труд, являющихся только частью общей картины гендерного неравенства

Слайд 30Патриархат
В антропологической литературе – доминиро-вание отца в семье
В феминистской литературе –

доминирование мужчин в целом, системное превосходство мужчин над женщинами
Трактовка патриархата отличатся в разных направлениях феминизма

Слайд 31Марксистский феминизм
Рассматривает взаимосвязь капитализма и патриархата
Бесплатный домашний труд женщин приносит прибыль

капиталистам, удешевляя стоимость рабочей силы
Женщины вносят существенный вклад в вос-производство рабочей силы как существующей (уход за мужем), так и новой (уход за детьми и их воспитание), однако их труд не оплачива-ется

Слайд 32Радикальный феминизм
Патриархат является атрибутом всех извест-ных обществ, а не только капиталистического

, так как в любом обществе мужчины эксплуати-руют женщин и получают от этого прибыль
Семья – один из главных институтов патриар-хата, так как именно в семье угнетаются и эксплуатируются женщины
Как группа, мужчины также препятствуют про-движению женщин к властным и влиятельным должностям в обществе

Слайд 33Частный и публичный патриархат (Сильвия Уолби, 1990)


Слайд 34 Оценка радикального феминизма
Патриархат не является универсальным явлением
Игнорируют важное влияние расы, этноса

и класса на природу женской субординации в обществе

Слайд 35«Черный феминизм»
Рассмотрение проблем, с которыми сталки-ваются чернокожие женщины
Не существует универсальной формы

гендер-ного подавления
Чернокожие женщины подвергаются тройной дискриминации: на основании их расы, класса и пола
Семья – главное место консолидации против расизма


Слайд 36Гендерные отношения («Гендер и власть» Роберт Коннелл, 1987)
Гендерные отношения – это

социально обуслов-ленные взаимодействия мужчин и женщин, которые устанавливаются и поддерживаются в трех важнейших сферах общества:
сфере труда
сфере власти
сфере личных, сексуальных отношений


Слайд 37 Гендерный порядок
Гендерные отношения, предписываемые сферами труда, власти и личных отношений,

структурируются на уровне общества в определенный гендерный порядок
Гендерный порядок – структура властных отношений в обществе между носителями мужественности и женственности

Слайд 38Гендерная иерархия

Гегемонная мужественность
Комплицитная
мужественность
Подчиненая мужественность
Подчиненная женственность
Гомосексуальная мужественность
Подчеркнутая женственность
Сопротивляющаяся женственность





Слайд 39Гегемонная мужественность
Это доминирование мужчин в обществе, которое осуществляется не столько за

счет грубой физической силы, сколько за счет культурной динамики, распространяющейся на социальную сферу и частную жизнь
Каналами доминирования мужчин выступают СМИ, образование, идеология
Доминирующая мужественность связана, с гетеросексуальностью и браком, властью, оплачиваемой работой и физической силой

Слайд 40Комплицитная мужественность
Большинство мужчин извлекают определен-ную выгоду из доминирующего положения мужчин в

патриархальном обществе, являясь носителями комплицитной (сопричастной) мужественности

Слайд 41Подчиненная мужественность
В гендерном порядке, определяемом домини-рующей мужественностью, гомосексуалист рассматривается как противоположность

настоящему мужчине. Как правило, такая форма мужественности стигматизирована (заклеймена позором) и находится в самой нижней части гендерной иерархии мужчин

Слайд 42Подчеркнутая женственность
Является важным дополнением к доминирую-щей мужественности. Она ориентирована на приспособление

к интересам и желаниям мужчин и характеризуется уступчивостью, опекой и сопереживанием

Слайд 43
Среди молодых женщин подчеркнутая женственность ассоциируется с сексуальностью, а среди женщин

более старшего возраста - с материнством


Слайд 44Сопротивляющаяся женственность
Занимает второстепенное положение в гендерной иерархии
Характерна для феминисток, лесбиянок, старых

дев, гадалок, проституток

Слайд 45Меняющаяся женщина
Начиная с 1960-х гг. отмечается процесс маскулинизации

женщин , т.е. приобретения ими качеств, традиционно считавшихся мужскими. Это было связано с:
Ростом женской профессиональной занятости и освоением женщинами новых сфер занятости, ранее считавшихся мужскими

Слайд 46
2. Ростом образованности женщин, что является фактором включения женщин в профессиональную

занятость
3. Сменой ценностных ориентаций женщин и девушек. В западных обществах женщины все меньше ориентируются на дом, детей и все больше на работу и карьеру


Слайд 47Смена ценностных ориентаций девушек


1970-е гг.
1990-е гг.
Любовь
Брак
Дети
Работа
Карьера



Слайд 48Факторы освобождения женщин
Доступ к образованию
Доступ к профессиональной занятости
Свобода разводов
Свобода деторождения, связанная

с достижениями медицины в плане контроля над рождаемостью (оральные контрацептивы и др.)

Слайд 49Амбивалентное положение женщины

Рост занятости, образованности, карьерных устремлений женщин, стремление к независимости
Повышенное

внимание к своему телу и внешнему облику, стремление соответствовать ожиданиям мужчин

Маскулинизация женщин

Подчеркнутая феминность




Слайд 50Меняющийся мужчина
Начиная с 1980-х гг. отмечается процесс феминизации мужчин, т.е.

появление у них качеств, традиционно считавшихся женскими. Это было связано с:
1. Изменениями в структуре занятости западных стран: рост сектора услуг, где более востребован женский труд

Слайд 51
2. Изменениями в сфере домашней работы и ухода за детьми (механизация

и автомати-зация домашнего труда, все более активное вовлечение мужчин в эту сферу)
3. Изменениями ролевых ожиданий в отноше-нии мужчин и мужей


Слайд 52«Новый мужчина» как новая идентичность
Понятие «новый мужчина» появилось вначале в СМИ

и рекламе в 1980-е гг.
Характерные черты «нового мужчины»:
Мягкость и уступчивость, нежелание конкурировать и идти на конфликт
Эмоциональность, чувствительность
Интерес к собственной внешности, косметике, стилю


Слайд 53«Новый мужчина» как медиа-образ
Существует мнение, что «новый мужчина» - это, скорее,

продукт СМИ и индустрии моды, нежели общества
Молодые, бездетные, хорошо зарабатываю-щие мужчины рассматриваются как важная категория потребителей модных продуктов
Традиционные образы маскулинности также представлены в СМИ


Слайд 54Вывод
Изменения в структуре занятости и гендерных отношениях современного общества пока не

привели к подрыву доминирующей маскулинности
Понятие «нового мужчины» сосуществует с коммерциализацией маскулинности, символизирующей традиционные ценности


Слайд 55
Вызов, брошенный мужчинам женщинами, побуждает их подтверждать свою маскулинность. В то

же время многие женщины по-прежнему идентифицируют себя с подчиненной феминностью


Слайд 56Конвергируют ли два пола?
В определенном смысле да, так как работа и

домашняя жизнь мужчины и женщины становятся более схожими. Мода унисекса и понятие нового мужчины – симптоматичны в этом отношении
Модель двух полов не исчезает и вера в то, что существуют биологические различия двух полов сильна, как и раньше

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика