Слайд 1Дисфункциональная семья
Причины и источники дисфункционального развития семьи
Слайд 2Основные проблемы стадии «монады» и «диады»
Ошибочный выбор партнера;
Незавершенность родительских отношений;
«Синдром утопий»,
иллюзии, романтизм;
Эмоциональная неустойчивость, тревожность;
Несовпадение ожиданий и реальности;
Попытки избежать ответственности;
Комплекс собственной несостоятельности;
Симбиоз с родительской семьей;
Разный потенциал напряжений и личностных ресурсов;
Нарушения общения (договор, диалог, правила вежливости, конвенции);
Ограничение личностного пространства, свобод;
Отсутствие личностного комфорта и эмоциональной удовлетворенности;
«Опасность эмоционального остывания»;
Конфликт потребностей в безопасности, признании, успехе, принадлежности.
Слайд 3Основные причины трудностей
личностная адаптация и трудности освоения ролевых функций;
несовместимость разных идеологий
родительских семей;
поведенческие стандарты родителей;
наличие сверхсильных раздражителей (уходы, измены, вранье, потери, утрата доверия);
хронические трудности (работа, жилье, материальные проблемы, здоровье);
нормативные стрессоры (психологический климат, отношения с родственниками, депрессии супругов, «подростковые проблемы», «фактор внезапности», разрывы).
Слайд 4Пути противодействия трудностям
I.
Трудности – мобилизующий фактор
(отъезд, опыт развода, излечение от алкоголизма,
наркомании)
Интегрирующее воздействие (опыт решения проблем вместе, самоограничения, умение приспосабливаться, гибкость ролей и отношений, экономия ресурсов, открытость-доверие;
II.
Трудности – как разрыв отношений («латентные нарушения» – скрытые пороки, сиблинговые проблемы, нарушение взаимодействий, скандалы, жесткость;
верификация этих трудностей (обозначить),
Вербализовать – обсудить, договорииться,
Осознание, социальная поддержка других или социальные санкции
Слайд 5Причины конфликтов в семье
Неудовлетворение потребностей;
Ролевые конфликты;
Конфликт доминирования;
Неразрешенность экономических проблем;
Поведенческие паттерны не
подкрепляются, но есть внебрачные подкрепления, стимулы;
Адверсивный контроль (преобладает молчание, ругань, отвержение);
Позитивное подкрепление отсутствует;
Не подкрепляется «Новое поведение»;
«Синдром авторитаризма», ортодоксальность;
Жесткость ролевых позиций и субординация;
Чрезмерный контроль и отрицание ошибок;
Ригидность мышления, позиций в семье;
Отсутствует конструктивное решение проблем;
Отсутствие взаимодействия и альтернатив;
Демонстрация силы и власти взрослых.
Слайд 6Способы нейтрализации конфликтов:
Начинать с похвалы и признания достоинств другого;
Критиковать в косвенной
форме («лучше бы»);
Сначала говорить о своих ошибках;
Поручения и задания в сослагательном наклонении;
Дайте человеку возможность спасти «свое лицо»
Хвалите, будьте щедрыми на похвалу;
Чаще используйте поощрение;
Постоянно повышайте самооценку Другого;
Лучшая позиция – не допускать конфликты;
Обращение к «медиатору» (Значимому Другому).
Слайд 7Способы разрешения конфликтов
Слайд 8Основные стратегии решения конфликтов