Слайд 1Бирнбаум (Birnbaum) Норман
(21.07.1926, Нью-Йорк) - американский социолог леворадикального направления, стоял у
истоков движения "новых левых", создания журнала "The New Left Review". Основные сферы интереса: социальная теория, социология религии, социология политики. В духе так называемой "критической социологии" Бирнбаум рассматривает состояние современного капиталистического общества и всех его основных социальных институтов как кризисное.
Социальные науки и культура в опредеделенной степени несут ответственность за сложившуюся ситуацию, ибо они способствовали распространению в западном обществе духа рационализированного утилитаризма, морального релятивизма, приведшего в свою очередь к дегуманизации личности, к отчуждению. Один из способов разрешения кризисной ситуации Бирнбаум видит в критической рефлексии, и особенно в критической социологии, наделяя ее способностью преобразовывать социальную действительность.
Слайд 2Блау (Blau) Питер Микаэл
07.02.1918, Вена) - американский социолог, профессор социологии Колумбийского
ун-та, президент Американской социологической ассоциации (1973-1974). В первых своих исследованиях, синтезируя идеи М. Вебера со структурно-функциональным подходом (Функциональный подход в социологии), Блау предпринимает попытку определить источники структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократических организаций в современном капиталистическом обществе.
Наряду с Хомансом считается одним из создателей обмена социального концепции, но концентрирует внимание не на изучении психологических мотивов межличностных отношений, как Хоманс, а стремится придать постулатам теории обмена в большей мере социологическую ориентацию, комбинируя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта (Конфликта социального концепции). Придавая решающую роль в межличностных отношениях экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе), он ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена "мерджентные свойства" социальной структуры (Структуры социальной концепции): ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций. Как эклектическая комбинация различных социологических подходов, концепция Блау не сумела преодолеть присущий теории обмена в целом редукционизм и априорный характер исходных допущений, вместе с тем отразив свойственную современному капиталистическому обществу тенденцию усиления рационализации человеческих отношений. Блау является одним из крупнейших в США специалистов по изучению социальной структуры.
Слайд 3Боас (Boas) Франц
(09.07.1858, Минден, Германия,-21.12.1942, Нью-Йорк) - американский этнограф, лингвист, антрополог,
археолог, фольклорист и культуролог, профессор Колумбийского университета, основатель этнографической лингвистики, "исторической школы" американской этнографии культуры и американского фольклорного общества.
"Историческая школа" Боаса родилась в борьбе с эволюционизмом, и ее сторонники понимали историзм как эмпирическое описание, поскольку под влиянием неокантианства и позитивизма Боас считал, что "логический" метод исследований должен применяться в естественных науках, а в истории, где он признавал лишь замещение элементов культуры или изменение их сочетания, требуется индивидуальный подход и пригоден лишь "эмпирический метод". Разделяя историческую науку на философию истории и историографию, он отрицал законы общественного развития, возможность периодизации истории, критериев оценки прогресса и даже определения временной последовательности двух культур, отказывался от теоретических обобщений к отдавал предпочтение описанию явлений и накоплению фактов, рассматривая каждое историческое и культурное явление как уникальное.
Вначале Боас подходил к культуре с позиций диффузионизма, отрывая ее от человека, выступал за изучение "культурных изменений" и "культурной динамики", которыерые понимались им как количественные изменения, возникающие в результате заимствования, но учитывал аккультурацию и влияние на культуру привнесенных элементов.
Слайд 4Богданов (Малиновский) Александр Александрович
(другие псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) (1873-1928) -
философ, социолог, культуролог, экономист, ученый-естествоиспытатель, прозаик, политический деятель. Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
Увлекшись народовольчеством, Богданов вступил в Союз Северных землячеств, участвовал в студенческих волнениях, в 1894 был арестован, исключен из университета и выслан в Тулу. Вел пропагандистскую работу в рабочих кружках, и в 1896 пришел от народовольческих идей к социал-демократическим. Из лекций, прочитанных рабочим, выросла первая книга Богданова "Краткий курс экономической науки" (1897). Окончил мед. ф-т Харьков, университета (1899), специальностью избрал психиатрию.
Слайд 5Бодрийяр (Baudrillard) Жан
(p. 1929) - французский эстетик, культуролог и социолог.
Преподает социологию в Парижском университете. Снискал себе несколько двусмысленные титулы мага постмодернистской сцены, гуру постмодерна, Уолта Диснея современной метафизики, "меланхоличного Ницше", подменившего сверхчеловека "смертью субъекта". Именно "поп-философская", мнимо-поверхностная рекламная упаковка концепции Бодрийяра обеспечила ей близость к постмодернистскому искусству и была более органично и непосредственно воспринята им, чем теоретический опыт "парижской школы" (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ж. Делёз, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Кристева, Ц. Тодоров и др.).
Постструктурализм и постфрейдизм этой школы мысли, несомненно, заложили философско-эстетические основы постмодернизма, однако его художественная практика, возникшая и бурно развившаяся в США, долгое время оставалась без их теоретического рассмотрения. "Модный", "легкий" Бодрийяр со своей концепцией симулакра, обращенной непосредственно к новейшему искусству, отчасти заполнил эту лакуну. Термином "симулакр" Бодрийяр оперирует с 1980, когда начинается постмодернистский этап его творчества, во многом подготовленный ранними трудами, посвященными своего рода социологическому психоанализу вещей и общества потребления. Доминантой являлась роль культуры в повседневной жизни, вещь-знак. В духе леворадикального протеста Бодрийяр критикует эстетику общества потребления, чутко подмечая усталость от переизбытка - как в потреблении, так и в производстве вещей-объектов, доминирующих над субъектом. Предлагая семиологическую интерпретацию структуры повседневной жизни, он подразделяет вещи на функциональные (потребительные блага), нефункциональные (антиквариат, художественные коллекции) и метафункциональные (игрушки, роботы), подчеркивая, что новое поколение выбирает последние. Симулакр - своего рода алиби, свидетельствующее о нехватке, дефиците натуры и культуры. Утрачивается принцип реальности вещи, его заменяют фетиш, сон, проект (хэппенинг, саморазрушающееся и концептуальное искусство). Нарциссизм вещной среды предстает симулакром утраченной мощи. Человек вкладывает в вещь то, чего ему не хватает. А так как пределов насыщения нет, культура постепенно подменяется идеей культуры, знаковой прорвой.
Слайд 6Боулдинг (Boulding) Кеннет Эварт
(18.01.1910, Ливерпуль) - социолог, экономист, писатель, специалист по
общей теории систем. С 1937 г. живет в США, с 1968 г. работает в Колорадском университете. Первый президент "Общества по исследованию в области общей теории систем" (1954). Исходит, из принципа изоморфизма всех мыслимых систем в природе и обществе, из которого выводит необходимость создания общей теории систем как "скелета науки", на который наращиваются "плоть и кровь отдельных дисциплин и отдельных предметов исследования в их движении к упорядочению и последовательно построенному телу знаний".
Вводит понятие экологического взаимодействия как первоосновы понимания эволюционной перспективы человечества. Следуя Т. де Шардену, понимает человеческую историю как ноогенетическую эволюцию артефактов, создаваемых при наличии необходимых знаний, энергии, материалов. С этих позиций Боулдинг развивает эволюционную экономику - подход к экономической и общественной жизни на основе понятий экологического взаимодействия и мутации. Боулдинг относится к интуиции и мистике как к инструментам исследования, связывая системный анализ с установками пацифизма, сложившегося под влиянием квакерского учения, идей Т. де Шардена о мистической роли науки, представлений о существенном возрастании в совр. истории роли "невидимого сообщества людей с просвещенным пониманием будущего", возвышающихся тем самым над своекорыстными политическими интересами.
Слайд 7Будон (Boudon) Раймон
(27.01.1934, Париж) - французский социолог, профессор методологии социальных наук
в Сорбонне и Женевском университете, руководитель Центра социологических исследований Национального центра научных исследований, профессор университета Рене Декарта в Париже, автор книг и статей по проблемам методологии, социологии, социальной мобильности, социальных изменений, социологии образования.
Ученик и сотрудник Лазарсфельда, Будон в основном придерживается позитивистского подхода к социальным фактам (Позитивизм в социологии). В области методологии рассматривает возможности и способы формализации эмпирических данных, построения статистически репрезентативных, математически точных моделей. Критически относится к основным социологическим направлениям, считая недостаточно разработанной их общетеоретическую часть, призывает к построению четкого и общего методологического аппарата, "языка" социологии. Спасение последней от "догматического" замыкания в каких бы то ни было системах он видит в "самокритике" социологии. Будон анализирует социальные процессы, происходящие в индустриально развитых странах, особенно такие, которые могут угрожать стабильности обществ, укладов. В частности, его беспокоит неравенство шансов социального продвижения в "элитарных" и "неэлитарных" слоях населения. Он связывает это неравенство с неравенством доступа к образованию, особенно высшему. Причины неравноправного положения молодежи в сфере образования он лишь частично усматривает в классовой принадлежности.
Слайд 8Бурдьё (Bourdieu) Пьер
(10.08. 1930, Денгин) - французский социолог, руководитель исследовательской группы
"Социология образования и культуры" в парижской Высшей школе социальных наук, профессор Коллеж де Франс; начинал с эмпирических исследований в Алжире. Основные труды посвящены социологии культуры, образования, искусства, социолингвистике и общим проблемам эпистемологии социальных наук. Социология Бурдьё сформировалась под влиянием Маркса, М. Вебера.
Основными понятиями социологической теории Бурдьё являются: поле, habitus, "символическое насилие", "незнание". Общество, по Бурдьё, представляет собой совокупность отношений, складывающихся в различные поля, каждое из которых имеет специфические типы власти. Невозможна редукция одного поля к др. Habitus - это структурированное социальное отношение; совокупность схем интеграции и интериоризации различных полей, система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, функционирующих как матрицы восприятия, постановки целей, решения задач, действий. Habitus, структурируя восприятие, мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила, "стили жизни" разных социальных групп. "Символическое насилие" - необходимая функция власти. Любая власть держится не только и не столько с помощью прямого насилия, сколько через признание ее легитимной. Власть осуществляет "символическое насилие", навязывая свою систему значений, иерархию ценностей, которые приобретают естеств., "само собой разумеющийся" характер. С помощью "символического насилия" производится трансформация восприятия, "кристаллизация" отношений "господство - подчинение". Легитимность власти предполагает "незнание", бессознательное принятие людьми господствующих ценностей и установок. Бурдьё считает, что "незнание" есть искаженное, неполное, мистифицированное знание. Символическая власть возникает и функционирует при соучастии угнетаемых ею людей, т. к. они признающее легитимный характер. "Структурная мистификация" включает в себя механизмы мистификации, которые не осознаются самими субъектами. Это не сознательный обман, поскольку обманываются и сами мистификаторы. Поэтому свобода субъекта, полагает Бурдьё, иллюзорна
Слайд 9Бут (Booth) Чарлз
(30.03.1840, Ливерпуль-23.11.1916, Уитвик) - английский общественный деятель, предприниматель и
реформатор, исследователь проблем бедности, занятий и условий жизни в промышленном городе. Сыграл значительную роль в развитии эмпирических социологических исследований, переписей и обследований населения, один из предшественников течения, изучавшего экологию города.
Разумные реформы, по Буту, должны опираться на "истинную картину современного промышленного организма". Главное исследование, предпринятое Бутом и его сотрудниками, "Жизнь и труд населения Лондона" в 17-ти томах, давало не только широкое статистическое описание "лондонского общества" в целом, но и качественный анализ условий жизни различных его классов, связи бедности с занятостью, условиями труда и регулярностью дохода. Представление о социально-экономической организации города создавалось в основном средствами демографических характеристик различных профессиональных групп.
Слайд 10Вико (Vico) Джамбаттиста
(23.06. 1668, Неаполь - 23.01.1774, там же) - основоположник
философии истории Нового времени. Его главный труд "Основания новой науки об общей природе наций" (1725) представляет собой амальгаму философско-антропологической рефлексии ("исторической метафизики человеческого рода"), исследований гносеологической специфики социального познания, обобщений социологического типа и культурологической герменевтики (интерпретация античной мифологии и гомеровского эпоса, зачатки сравнительно-исторического языкознания).
Вико стремился с поверхности исторического бытия выйти на уровень сущности и уловить постоянный закон исторических изменений - "Вечную Идеальную историю... соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце". "Новая наука" Вико одновременно и теоретическая, поскольку ее предмет - "общая природа наций", и вместе с тем историческая, ибо, по его мнению, во-первых, нужно учитывать "движение наций", и, во-вторых, чтобы теория приобрела достоверность, общую идею следует "посмотреть на фактах". Вико в известной мере предвосхищает современную постановку вопроса о соотношении истории и социологии. Вопрос этот приобрел особую актуальность в связи с кризисом "аналитической социологии".