Слайд 1«Жизнь и творчество В.А.Жуковского»
Слайд 2
В.А. Жуковский(1783-1852) – переводчик, критик, один из основоположников русского
романтизма, воспитатель императора Александра II.
Слайд 3 Учился в благородном пансионе при Московском университете.
Слайд 4Литературное направление
Жуковский начинал свое литературное творчество в самый
разгар борьбы классицизма и сентиментализма, однако проявил себя как яркий представитель романтизма. «Родитель на Руси романтизма»,- так называл себя Жуковский.
Слайд 5Тематика творчества Жуковского
Смысл жизни и предназначения человека («Сельское кладбище», «Вечер»);
Взаимоотношение человека
и окружающего мира («Узник»);
Противопоставление мечты и реальности («Узник», «Кольцо души-девицы»);
Роль случая в жизни человека;
Сила веры («Светлана», «Людмила»).
Слайд 6Романтические жанры в творчестве Жуковского.
Элегия («Сельское кладбище», «Вечер»);
Патриотические гимны («Певец во
стане русских воинов», «Певец во Кремле»;
Сказки ( «Сказка о царе Берендее», «Сказка о спящей красавице»);
Песня («Кольцо души-девицы»);
Баллады («Людмила», «Светлана»).
Слайд 7Виды баллад Жуковского
Античные (Древнегреческие и Древнеримские): «Эолова арфа»
Баллады Средневекового рыцарского содержания:
«Перчатка»;
Баллады, посвященные средневековой Руси: «Людмила».
Слайд 8Баллада «Светлана» как великое творение Жуковского.
Жуковский написал балладу в
1812 году, в 1813 году она опубликована в «Вестнике Европы». Баллада представляет собой вольный перевод «Леноры» Бюргера.
Слайд 9Баллада «Светлана» как великое творение Жуковского.
Идея: вера в Провиденье
и в великую силу и благость Божества.
«Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в Провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
Слайд 10Пространственно-временная характеристика «Светланы»
Пространство – Древняя Руссь;
Время – период гаданий во время
Зимних святок.
Слайд 11Система персонажей
Главная героиня Светлана – милая, простодушная, нравственно чистая
девушка, воплощающая в себе народный дух. Она ждет своего суженого и поэтому не присоединяется к гаданию.
Слайд 12Система персонажей
Девушки-крестьянки, уговаривающие подружку Светлану присоединиться к их гаданию.
Слайд 13Персонажи из сна Светланы
Суженый Светланы (мертвец);
Поп;
Животные персонажи: черный вран, белоснежный голубок.
Слайд 14Национальные черты баллады
Народное сказочное повествование (наличие зачина, фольклорные эпитеты: «свет моих
очей»);
Фольклорное начало (обряды гадания и художественное время произведения);
Русский национальный быт (широко представлены историзмы: хижинка, светлица, дьяк, избушка и др.);
Светлана- идеальный образ русской крестьянки: кроткая, поэтичная, глубоко верующая и преданная.
Слайд 15Гадания в балладе «Светлана»
Прополка снега - девушки через подол или решето
просеивают снег, этот обряд выполняется с целью получения богатого урожая.
Окликание – обряд, в ходе которого у прохожего спрашивали имя суженого.
Гадание башмачком – его кидали через левое плечо, куда он носком ляжем, оттуда и жених.
Слайд 16Гадания в балладе «Светлана»
Гадание с курицей – ей предлагались чашки
с водой, зерном и деньгами. Если курица начинала клевать зерно, муж будет трудолюбивым; если она выбирала деньги – богатым; если же она подходила к воде, муж будет пьяницей.
Гадание на растопленном воске и бобах.
Слайд 17Гадания на блюде и на зеркале - гадая на блюде, девушки
складывали в него колечки, серьги и накрывали блюдо полотенцем. Затем они пели песни, которые назывались подблюдные, во время которой ведущая доставала какой-либо предмет из блюда. Чей предмет – тому и песня.
Гадания в балладе «Светлана»
Слайд 18Гадания в балладе «Светлана»
Гадания глубокой ночью с зеркалом - два зеркала,
поставленные друг против друга, образовывали зеркальный коридор, между ними ставилась свеча, так девушки ждали видение своего суженого.
Слайд 19Изобразительно-выразительные средства
Эпитеты: грусти одинокой, тайная робость, горькая судьбина;
Метафоры: страх туманит очи,
в закатившихся глазах смерть изобразилась;
Олицетворение: светит луч денницы;
Риторические вопросы и восклицания: «Милый друг ее – мертвец!», «Где, в какой ты стороне, Где твоя обитель?»;
Многоточие: «Страх туманит очи…», «Чуть Светлана дышит…».
Слайд 20Вопросы
К какому литературному направлению можно отнести творчество В.А.Жуковского?
Определите жанр «Светланы».
Чем в
конце произведения окажутся события, произошедшие со Светланой?
Слайд 21Вопросы
Как называется изображение природы в литературном произведении, приведенный в данном отрывке?
«На
луне туманный круг
Чуть блестят поляны».
Расскажите, какие качества в Светлане вам нравятся и почему?