Слайд 1Законодательно-правовые нормы в дошкольном образовании
Слайд 3Основные понятия
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»)
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.
(ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»)
Слайд 4Основные понятия (ФЗ № 273)
Воспитание
Обучение
Федеральный государственный образовательный стандарт
Образовательная программа
Обучающийся
Образовательная организация
Учебный план
Качество
образования
Участники образовательный отношений
Конфликт интересов педагогического работника
Слайд 5Основные понятия (ФЗ № 273)
Общее образование – вид образования, который направлен
на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе...
Слайд 6Основные понятия (ФЗ № 273)
Присмотр и уход за детьми – комплекс
мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Слайд 7Основные принципы государственной политики в сфере образования (1992г.)
Гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. (ст.2 п.1)
Слайд 8Основные принципы государственной политики в сфере образования (ФЗ № 273)
Гуманистический характер
образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природоиспользования (ст.3 п.3)
Слайд 9Структура системы образования
Общее образование включает в себя три ступени: начальное
общее, основное общее, среднее общее образование (ст.19 п.1) (1992г.)
В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:
Дошкольное образование;
Начальное общее образование;
Основное общее образование;
Среднее общее образование.
(ст.10 п.4) ФЗ № 273
- Что это значит? Чем это грозит?
- Дошкольное образование – необязательный уровень образования?
Слайд 10Образовательные учреждения
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или
несколько образовательных программ.
Типы образовательных учреждений: дошкольные (ст.12 п.3)
В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций:
Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
(ст.23 п.2)
Слайд 11Образовательные программы
К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее
реализации устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы. (ст.9)
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ст. 12, ФЗ № 273)
Слайд 12Образовательные программы
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. К
общеобразовательным программам относятся программы: дошкольного образования (ст.9)
Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству..., способствовать реализации права на свободный выбор..., обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности... (ст. 12, ФЗ № 273)
Слайд 13Образовательные программы
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ст. 12, ФЗ № 273)
Слайд 14Дошкольное образование (1992г.)
1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг.
3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей на дому.
(ст.18)
Слайд 15Дошкольное образование
(ст.64, ФЗ№ 273)
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд 16Дошкольное образование (ст.64)
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие
детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Слайд 17Дошкольное образование (ст.64)
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми
дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Слайд 18Понятие «воспитанник»
Разведены понятия «обучающийся» и «воспитанник» (ст. 17 п.2) (1992г.)
ФЗ №273:
Обучающийся
– физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
К обучающимся относятся:
- воспитанники (ст.33)
Ст.43 – обязанности и ответственность обучающихся
(н-р, обучающиеся должны добросовестно осваивать образовательную программу) - ?
Слайд 19Права и обязанности родителей (1992г.)
Родители несовершеннолетних детей имеют право выбирать формы
обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Родители обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. (ст.52)
Слайд 20Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Права и обязанности родителей (ФЗ № 273)
Слайд 213. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать формы получения
образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
Слайд 224) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными
технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Слайд 234. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего
образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(размещение информации для родителей и разъяснение)
Слайд 24Правовой статус педагогических работников
Ст. 55. Права работников образовательных учреждений, их социальные
гарантии и льготы. (1992г.)
ФЗ № 273:
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. (расширен круг прав педагогов)
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.