Слайд 1Введение и реализация
ФГОС общего образования
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №
599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1; ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273
3. Конституция Российской Федерации
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
5. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 716 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 404«
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
7. Проект «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2012 годы»
Слайд 3
"Нам необходима современная политика в сфере детства, которая базируется на общепризнанных
международных нормах, учитывает специфику нашей большой страны".
В.В. Путин
Слайд 4
37000 детей в России не имеют начального общего образования.
Более 22,5 тыс.
детей неграмотные.
Более 670 тыс. малограмотных и неграмотных подростков от 15 до 17 лет (15% от всех российских детей).
За 2011 год выявлено 30 тыс. детей в возрасте от 7 до 18 лет не обучавшихся в школе.
Из доклада П.Астахова на 5 съезде уполномоченных по правам человека 25-26 апреля 2012 г.
Слайд 5Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599
"О
мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:
…проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;
разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;
Слайд 6
разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и
поддержку одаренных детей и молодежи;
утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;
б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:
достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Слайд 7 Закон РФ «Об образовании»
Принят 10 июля 1992 года N
3266-1
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Слайд 8ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации».
Статья 2 «федеральный государственный
образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;»
Слайд 9 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.
Целью Программы является
обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Слайд 10Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
удельный вес численности детей старшего
дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах
удельный вес численности учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения
количество образовательных учреждений, реализующих новые государственные образовательные стандарты общего образования, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности .
удельный вес численности школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования;
удельный вес численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку;
Слайд 11Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства
Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 12Принципы развития системы образования
открытость образования к внешним запросам,
применение проектных методов,
конкурсное выявление
и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике,
адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Слайд 13Проект «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
президент Российской Федерации
Д.Медведев
04 февраля 2010 г.
Пр-271
Основные направления развития
общего образования
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 14ФГОС ступени общего образования
Важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации,
устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы общего образования
Слайд 15
Декларация прав ребенка
«Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему
культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.»
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
«ФГОС – документ, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.»
Слайд 16
Стратегичеcкая задача развития школьного образования-
обновление его содержания, методов обучения и
достижение нового качества результатов.
Поворот к личности обучающихся
Слайд 17ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства Российской Федерации
от 24 февраля 2009 г. N 142
Об утверждении Правил разработки и утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов
Стандарты могут разрабатываться
по образовательным уровням, ступеням образования,
профессиям, направлениям подготовки, специальностям.
МОиН РФ обеспечивает разработку проектов стандартов
с привлечением заинтересованных органов исполнительной
власти, государственно-общественных объединений,
ведущих образовательных и научных учреждений,
представителей научно-педагогических сообществ,
объединений работодателей и институтов общественного
участия в управлении образованием
Слайд 18Введение ФГОС
по мере готовности
Введение ФГОС
в штатном режиме
Распоряжение Правительства РФ
от 7
сентября 2010 г. № 1507-р
Слайд 19Стандарт РЕГЛАМЕНТИРУЕТ требования:
1) к результатам освоения ООП,
2) к структуре ООП,
3)
к условиям реализации ООП.
Стандарт НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ: содержание образования, учебный план, учебные программы по предметам, …
Слайд 20Стандарт, как общественный договор.
Выявляет и согласовывает индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Индивидуальные
потребности: личностная успешность, социальная успешность, профессиональная успешность.
Социальный заказ : безопасный и здоровый образ жизни, свобода и ответственность, социальная справедливость, благосостояние.
Государственные требования: национальное единство и безопасность, развитие человеческого капитала, конкурентоспособность.
Слайд 21Факторы успешности реализации ФГОС ОО
Доступность требований ФГОС, соответствие их познавательным возможностям
основной массы учащихся определенного возраста.
Различный уровень мотивации, интереса отдельных школьников к тем или иным областям знаний и деятельности, способностей к их освоению.
Ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки обучаемых.
Материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы.
Слайд 22Назначение ФГОС ОО
Инструмент организации и координации системы образования, ориентир ее развития
и совершенствования, критерий оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям.
Средство обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования.
Фактор регулирования взаимоотношений субъектов системы образования.
Ориентир создания современной инфраструктуры образования.
Слайд 23Функции ФГОС ОО
Обеспечение права на полноценное образование.
Обеспечение единства образовательного пространства страны.
Обеспечение
преемственности основных образовательных программ.
Критериально-оценочная функция.
Повышение объективности оценивания.
Слайд 24 Деятельностный подход
Конечная цель- развитие личности учащегося на основе
освоения универсальных способов деятельности.
Процесс учения не только усвоение системы знаний, умений навыков (компетенция учащегося), но и процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Слайд 25Показатели эффективности образования
Придание результатам образования социально и личностно значимого характера.
Более гибкое
и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области.
Возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний.
Существенное повышение мотивации и интереса к учению.
Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 26Личностное развитие
Готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в
духовной и предметно-продуктивной деятельности.
Высокая социальная и профессиональная мобильность на основе непрерывности образования и компетенции «уметь учиться».
Готовность к самостоятельным поступкам и действиям.
Формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности.
Слайд 27Социальное развитие
Формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия демократических ценностей,
развития толерантности жизни в поликультурном обществе.
Воспитание патриотических убеждений.
Освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Слайд 28Познавательное развитие
Формирование научной картины мира;
Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной
деятельностью;
Овладение методологией познания;
Развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления;
Развитие продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Слайд 29Коммуникативное развитие.
Компетентность в общении;
Умение вести диалог;
Участие в коллективном обсуждении проблем и
принятии решений;
Построение продуктивного сотрудничества на основе овладения вербальными и невербальными средствами.
Системно-деятельностный
Цель обучения - усвоение знаний, умений навыков.
Изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета.
Стихийная учебная деятельность.
Индивидуальная форма усвоения знаний.
Цель- формирование умения учиться( компетенции).
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Целенаправленная организация и планомерное форсирование индивидуальных образовательных траекторий.
Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Слайд 31Фгос- инструмент реализации государственной политики
в области образования
1. Создание условий равных возможностей
реализации права на образование.
2. Согласие общества и государства в разработке, принятии и исполнении ГОС.
3. Достижение нового качества ОО в России, полноценное развитие личности.
4. Баланс взаимообязательств и требований государства и потребителя.
5. Государственный контроль и ответственность за образование.
6. Гуманистический характер стандарта, свободное развитие личности.
7. Единство образовательного пространства РФ.
8. Обеспечение права на качественное образование.
9. Защита педработников от необъективной оценки труда.
Слайд 32На основе ФГОС разработаны:
Примерные (базисные) образовательные планы и программы.
Системы оценки соответствия
содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС в процессе аттестации выпускников в различных формах.
Положения о рекламации на качество образования или несоответствия качества установленным требованиям.
Экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы.
Система аттестации педработников.
Контроль измерительных материалов для объективного мониторинга образовательных достижений.
Подходы и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации кадров.
Слайд 33Закон РФ «Об образовании»
Ст.9 Образовательная программа
определяет
содержание образования
определенных
уровня и направленности
Образовательные программы:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные),
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Слайд 34К основным общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования,
2) начального общего образования,
3)
основного общего образования,
4) среднего (полного) общего образования.
Слайд 35Ст. 9 п.6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Ст. 14. п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Слайд 36Ст.14, 29
Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно.
Основная
образовательная программа образовательного
учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ.
Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Слайд 37Ст. 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
П.19 Информационное
и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции БУП и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий.
Ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
П.5 использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных,
П.6 разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов,
П.7 разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
П.16 осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
П.23 определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями … а также учебных пособий.
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Слайд 38
ООП начального и основного
общего образования
Слайд 39
2. С о д е р ж а т е л
ь н ы й р а з д е л
Структура ООП НОО
(приказ МОиН РФ от 22.10.11 г. №2357, зарег. в Минюсте 12.12.11 г., рег. №22540)
Слайд 401. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения ООП НОО.
1.3. Система
оценки.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания.
2.4. Программа коррекционной работы.
2.5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план начального общего образования.
3.2. План внеурочной деятельности.
3.3. Система условий реализации ООП НОО.
Содержание ООП НОО:
Слайд 41
2. С о д е р ж а т е л
ь н ы й р а з д е л
Структура ООП ООО
Слайд 421. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения ООП ООО.
1.3. Система
оценки.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
2.3. Программа воспитания и социализации.
2.4. Программа коррекционной работы.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план основного общего образования.
3.2. План внеурочной деятельности.
3.2. Система условий реализации ООП ООО.
Содержание ООП ООО:
Слайд 44Учебный план НОО
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных
областей приведены в таблице
Слайд 45В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
филология
(русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (технология);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Учебный план ООО
Слайд 46ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
е-mail: sprosi-pro-FGOS@yandex.ru