Слайд 1Всеобщее образование:
доступность, массовость, обязательность.
«Гении и таланты скорее выйдут из хижин, чем
из дворцов»
Д. Дидро
Ренёва Ирина Юрьевна
Стриженко Владимир Вячеславович
«Педагогическая инноватика», 1 курс
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет», г. Омск
Слайд 2Всеобщее образование — принцип и результат организации системы народного образования в
стране, при котором дети определенного возраста, представители всех без исключения классов, слоёв и социальных групп населения получают образовательную подготовку, в минимальном объеме, который устанавливается законами государства.
Слайд 3Образование в России: XVIII век
Слайд 4«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей
пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы»
Петр I
Слайд 5Новые школы при Петре 1:
Государственные и гражданские;
Реальное содержание образования;
Школы имеют демократический
характер (запрещены только для крепостных крестьян);
Петровские школы были принудительные (тех, кто не хотел учиться Петр заставлял плетями, угрозой разорения).
Слайд 614 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и
навигационных наук.
В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах.
В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии».
Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников начиная с 1721 года создавалась сеть духовных школ.
В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
Слайд 7Развитие идеи всеобщего образования в России в правление Петра I
Слайд 8«Наука есть ясное познание
истины, просвещение разума,
непорочное увеселение жизни,
похвала
юности, старости
подпора, строительница
градов, полков, крепость
успеха в несчастии, в
счастии — украшение, везде
верный и безотлучный спутник»
Ломоносов М.В
Слайд 9С правлением Елизаветы Петровны связан приход в Россию эпохи Просвещения и
реорганизация военно-учебных заведений
В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ.
Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758).
В 1755 г. по инициативе фаворита И. И. Шувалова основан Московский университет.
1760 г. — Академия художеств.
Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры.
Слайд 10
«Всякое дитя родится неученым. Долг
родителей есть дать детям учение»
Екатерина II
\
Слайд 11В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной
системе.
Активно стали открываться училища.
При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц.
Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз.
11 октября 1783 года основана Российская академия.
В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.
В 1786году издаётся Устав о народных училищах 2 типов: главные (в губернских городах, для детей купечества), малые (в уездах, для детей мещан, ремесленников и горожан).
Слайд 12Развитие идеи всеобщего образования в правление Екатерины II
Слайд 14 В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений,
внёсшее новые принципы в систему образования:
бессословность учебных заведений;
бесплатность обучения на низших его ступенях;
преемственность учебных программ.
Уровни системы образования:
университет
гимназия в губернском городе
уездные училища
одноклассное приходское училище.
Слайд 15Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов,
возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.
Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.
1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.
Слайд 16Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году
— Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.
В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.
В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.
В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.
Слайд 17В третьей четверти XIXвека развивается общественное педагогическое движение. Основная идея периода
–дать России полноценное и начальное, и среднее образование.
1860 году издается «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения».
1864 году»Положение о начальных народных училищах»
Слайд 18Развитие идеи всеобщего образования в XIX веке
Слайд 20На протяжении 1890 гг. и до начала 1900 гг. расширилась сеть
«начального образования»;
В 1912 году появились «высшие начальные училища»;
В 1918 году принят Декрет о единой трудовой школе;
Провозглашалось право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании мужчин
В 1920-1925 была объявлена компания по ликвидации неграмотности;
1930 организация образовательного уровня до 7-летнего обучения;
1970 осуществление 8-летнего обучения;
1973 были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
Слайд 21Развитие идеи всеобщего образования в СССР в ХХ веке
Слайд 22Образование в России в ближайшей перспективе
Слайд 23«Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части
которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения»
Д. Дидро
Пришло время сменить приоритеты, отношение к теме и проблемам детства, изменить существующие в общественном сознании, на уже устаревшие позиции.
Слайд 24«Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит
повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его»
Гюго В.
Образование будущего призвано:
быть образованием для всех,
призвано носить творческий и новаторский характер,
должно строиться подлинно на научных основах,
быть многообразным, адекватным культурному разнообразию человечества и своей страны - удовлетворять всесторонние потребности этнокультурных, социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и духовные запросы отдельной личности.
Слайд 25«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет
образования, как любит и ищет воздуха для дыхания»
Толстой Л. Н.
В перспективе образованию необходимо:
иметь сильную позицию в обществе,
иметь сильную образовательную политику, политику развития образования,
иметь сильную наука, способную строить саму практику развивающего образования
Слайд 26«В учении нельзя останавливаться»
Сюньцзы
Необходимы образовательные инновации, в которых ученик становится центром обучающего процесса, разнообразие образовательных траекторий и технологий.
Слайд 27«Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно
проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок»
Сюньцзы
Тенденций развития образования:
интенсивное обновление технологий,
переход к информационному обществу,
демократизация жизни,
динамичное развитие экономики,
возрастание значимости человеческого капитала
Слайд 28Спасибо за внимание.
Ренёва Ирина Юрьевна
Стриженко Владимир Вячеславович
«Педагогическая инноватика», 1 курс
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»,
г. Омск