Слайд 1ВЕРОЯТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
Я.И.Кузьминов, Г.В.Андрущак, И.Д.Фрумин
Слайд 2Гипотезы о вариантах кризиса
Важнейшей характеристикой кризиса для системы образования является не
столько его глубина, сколько продолжительность
Три варианта продолжительности кризиса – от года до трех
Слайд 3Сценарий А: краткосрочное замедление
развития
Замедление экономической активности на период до 1
года
Сохранение позитивных ожиданий и сложившихся в 2007-2008 годах особенностей экономического поведения населения
Безработица в течение 2009 года на уровне 8-9 млн.человек (рост в 1,5 раза по сравнению с концом 2008 года)
Инфляция не превышает 15%.
Слайд 4Сценарий В: среднесрочное снижение
деловой активности
Продолжительный спад производства до конца 2010
года
Пессимистические потребительские настроения, сокращение реальных доходов населения, отказ от потребления дорогостоящих товаров и услуг
Безработица в течение 2010 года на уровне 10-12 млн.человек (прирост на 25-30% с 2009 годом)
Инфляция не превышает 15%.
Слайд 5Сценарий С: затяжной экономический
кризис
Долговременный структурный экономический кризис продолжительностью 2,5-3 года
Существенное
сокращение реальных доходов населения и жесткая экономия расходов
Безработица в течение 2011 года на уровне 10-12 млн.человек
Инфляция не превысит 12%
Сокращается горизонт ожиданий семей, оказывающий влияние на выбор образовательных траекторий, сильно влияющий на их немонетарные вклады в образование
Слайд 6Как повлияет кризис на…
Доступность образования для различных слоев населения
Качество (конкурентоспособность) образовательных
услуг
Слайд 7Основные факторы влияния
Сокращение внебюджетных доходов
Секвестирование бюджетных расходов
Повышение социальных и политических рисков
модернизации
Трудности трудоустройства выпускников и растущая безработица
Трансформация рынка труда (в том числе для педагогов)
Изменения социального самочувствия различных групп, причастных к образованию
Распространение культуры эффективности
Слайд 9Сокращение внебюджетных доходов
Слайд 10Разные «источники» и эффекты сокращения
Средства предприятий на подготовку и НИОКР (до
20% до 65%)
Средства семей
--------------------------------
Удар по рыночно активным организациям
Трудности для бедных семей
Слайд 11Снижение бюджетного финансирования
Слайд 12Эффекты секвестра
Падение конкурентоспособности лидеров
Сворачивание программ развития
Возможно усиление конкуренции и замещение рынка
конкурсом
Возможно относительное обогащение системы по сравнению с другими секторами
Слайд 13Повышение социально-политических рисков
Замораживание неэффективной структуры и институтов
Отказ от кадрового обновления и
инноваций
Слайд 14Эффекты растущей безработицы
Превращение системы образования в социальный резервуар
Возможности выхода на рынок
программ для безработных
Слайд 15Трансформация рынка труда
Пропадают сигналы рынка труда для профессионального самоопределения студентов и
институтов (новый образ взрослости)
Особенный удар для НПО и СПО
Острая необходимость ориентации на гибкую экономику
Относительная конкурентоспособность педагогической профессии
Слайд 16Изменение социального самочувствия «стейкхолдеров)
Растущая роль семейного воспитания в дошкольном возрасте
Повышение вынужденной
мобильности
Снижение мотивации семей и учащихся особенно в профессиональном образовании
Отказ работодателей от кооперации и помощи)
Отношение государства к системе образования с точки зрения социальных рисков, а не развития
Слайд 17Распространение культуры эффективности
Снижение издержек
Поиск новых ресурсов
Повышение производительности
Сопротивление патернализму
Формирование конкурентной среды
Слайд 18Возможные ответы
Выделение приоритетов финансирования
Принципы:
Удержание роста социальной дифференциации в доступности
Повышение конкурентоспособности
качества образования
------------------------------------------------------------------------------------------
Доступность дошкольного образования
Содержательное обновление школы
Поддержка школ в трудных социальных условиях
Реформа НПО и СПО (ориентация на переподготовку или прикладной бакалавриат)
Поддержка лидеров ВПО (исследовательские университеты и хорошие бакалаврские институты)
Содержательная перестройка ВПО
Слайд 19Механизмы финансирования
Деньги в обмен на обязательства, а не деньги в обмен
на подчинение
Конкурсность как квазирынок
Новые системы оплаты труда
Доступ негосударственного сектора
Слайд 20Возможные ответы
Ускорение институциональной модернизации
Принципы:
Повышение эффективности и производительности образования
Повышение степени свободы
и общественной прозрачности
------------------------------------------------------------------------------------------------
Гибкие формы дошкольного образования и поддержка семей
Стандарты школьного образования, направленные на повышение самостоятельности и инициативы. Профильная школа
Гибкие программы и трансформация сети НПО и СПО (территориальные и отраслевые кластеры)
Дифференциация внутри системы ВПО
Гибкость профессиональных траекторий и «умелость» ВПО
Расширение неформального и информального образования
Слайд 21Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Ф.И.Тютчев