Слайд 1Управление образования администрации Эльбрусского муниципального района
Центр дошкольного образования
Социально –образовательный проект –
программа
«Сетевая модель групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста:
Мини – центр «Детская академия «Успех»
Слайд 2 «Образование – это индустрия, направленная в будущее».
С.Н.Капица.
Президент РФ Д.А.Медведев в своем ежегодном послании 2010г. четко определил стратегию и тактику развития системы дошкольного образования, определив ее, как первую ступень общего образования, что позволяет решать вопросы доступности и качества дошкольного образования путем развития вариативных форм дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу всем детям, независимо от их социального статуса, экономических возможностей и физических ограничений.
Слайд 3Возможности:
1. Мини-центр «Детская академия «Успех» - вариативная модель, которая расширяет
возможности получения дошкольного образования в малозатратной форме пребывания детей в ГКП. Она экономична, мобильна, доступна и актуальна в современных условиях развития системы дошкольного образования, а самое главное и ценное она дает возможность всем детям нашего района получить качественное дошкольное образование: быть всесторонне, гармонично и физически
развитой успешной личностью.
Слайд 42.Мини-центр «Детская академия «Успех» -
вариативная альтернативная форма дошкольного учреждения, создаваемая
в целях развития детей в возрасте от 1, до 7 лет и консультативно-методической поддержки их родителей в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации и интеграции. Дошкольный мини-центр может являться как самостоятельным юридическим лицом, так и структурным подразделением ОУ. Главная задача и направление его функционирования – обеспечение доступа к дошкольному образованию тех детей, кто был лишен этой возможности в силу обстоятельств.
Слайд 53. Мини – центр « Детская академия «Успех»-
при имеющихся традиционных формах дошкольного образования и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста расширяет возможность выбора форм дошкольного образования по запросам большинства родителей, которые из-за низкой финансовой состоятельности (не работающие родители) или один из родителей сидит дома с ребенком, из-за религиозных убеждений, слабого физического развития ребенка или просто «домашние дети», неспособные выдерживать режим детского сада полного дня не пользуются услугами детских садов.
Слайд 6
В Эльбрусском районе на 2010 – 2011 учебный год имеются
свободные места в дошкольных учреждениях. Охват детей дошкольным образованием в районе составляет 69%, очередности нет, тем не менее, неохваченное число детей с 1,5 до 7 лет составляет около 700 детей. Несмотря на то, что в ДО в 2010 – 2011 учебном году открыты группы раннего развития (от 1,5 лет до 3 лет) на 270 мест, а предшкольной подготовкой (6 -7лет) охвачено 94%, процент охвата детей дошкольным образованием в течение года не вырос .
Слайд 7Основная идея. Суть инициативы.
Через создание сетевой модели групп кратковременного пребывания
для детей дошкольного возраста «Мини- центра «Успех» обеспечить доступность качественного дошкольного образования в группах полного и неполного дня детям из всех слоев населения Эльбрусского района, независимо от их социального статуса, физического развития и финансово- экономического положения, оказать содействие семье: - в представлении многообразия вариативных альтернативных моделей дошкольного образования в группах полного и неполного дня с целью увеличения охвата детей и доступности качественного дошкольного образования, путем комплексного подхода единой сети взаимодействия со всеми структурами Эльбрусского муниципального района КБР;
- в обеспечении равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу (всестороннее гармоничное и физическое развитие), в том числе развитие ключевых компетенций успешности личности методом личностно- ориентированного подхода;
-в осуществлении поддержки и раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей одаренных и талантливых детей методами эксклюзивного образования, в создании условий развития личности и реализации его «Я»;
Слайд 8в представлении семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, современные формы инклюзивного, интегративного
и специального образования через принципы индивидуального обучения, воспитания и оздоровления, используя энергетику межличностных отношений в социализации, адаптации, образовательной программы гуманистической направленности по развитию социально- эмоционального интеллекта;
- в привлечении родителей к педагогике сотрудничества в следующих направлениях: семейного воспитания, формирования здорового образа жизни, родительской ответственности за воспитания и образование своего ребенка перед обществом;
- в создании социального партнерства «образование – общество- власть» для формирования открытого общественного мнения о значимости развития дошкольного периода жизни ребенка, его права на получение бесплатного дошкольного образования и обеспечение ему равных возможностей быть успешным в будущем.
Слайд 9Разнообразные формы ГКП детей и формы работы с семьей.( Режим работы
5 дней в неделю, 3-4 ч. В день.)
Ранний возраст (с 1, до 3 лет) «Ясли с мамой»
- Игровая поддержка
- Сенсорное развитие
- Адаптация и социализация
Дошкольный возраст ( с 3 до 5 лет) Центры активности и развития:
- Познавательно-речевой;
- Художественно-эстетический (музыка, ИЗО, этика);
- Детский фитнес (физкультурно-оздоровительные занятия), социо-психолого-коррекционно-педагогическая поддержка;
- Социализация, коммуникация, интеграция, адаптация.
Предшкольный возраст (6 – 7 лет)
- Предшкола – школа нового поколения – «2100»;
Социальное партнерство: «Образование – общество- власть»:
- Лектории, тренинги и практикумы «Учимся вместе»;
- Клуб «Семейный досуг» (спорт и оздоровительные мероприятия, конкурсы, концерты и т.д.).
- Общественно- педагогический коструктивный диалог «Мы и наши дети».
Слайд 10 Структура деятельности «Мини –Центра «Успех»
Административный ресурс:
- Руководитель
проекта
- родительско- общественный координационный сорвет,
- Благотворительный фонд «Развитие».
Методическое обеспечение:
- Научно методическая служба по маркетингу, менеджменту, тьюторству в организаций воспитательно – образовательного процесса ,
Сетевое взаимодействие структур, обеспечивающие функционирование деятельности проекта:
- мониторинг,
- публичный отчет,
- издание газеты «Мы и наши дети»
- сайт, СМИ, семинары, конференции.
Слайд 111 блок
«Особый ребенок» (дети с ОВЗ)
Направление результаты:
* инклюзивное
образования;
* интегративное образования;
* специальное образования;
* дистанционное образования;
- адаптация;
- социализация;
- интеграция;
- обратный процесс;
- коррекция;
- психологические тренинги;
- ЛФК;
- дополнительное образования;
Слайд 122 блок «Развитие»
Направление результаты:
- ФГП – дошкольный стандарт;
- познавательно- речевое развития;
-
художественно- эстетическое;
- физкультурное- оздаровительное;
- социально-эмоциональное;
- предшкола;
Сенсорное развития детей раннего возраста «Ясли с мамой».
3 блок «Успех»
Направление результаты:
- эксклюзивное образование;
- работа с одаренными и талантливыми детьми;
- проектная деятельность (интерактивные методы обучения);
- ТРИЗ
-фитнес клуб оздоровительный;
- художественный эстетически цикл музыка, театр, живопись, хореография, вокал;
- языки (англ, род).
Слайд 13 4 блок «Родительская школа»
Направление результаты:
- Родительский всеобучения;
-
семейное воспитания;
- семейный досуг;
- ранее развитие ребенка;
- школа «Молодой мамы»;
* Интернет- клуб;
- *Шахматный клуб «Хозяюшка»
* Переговорная площадка «Родитель – д/с – школа».
Слайд 14Цель: Создание условий для оптимизации вариативной модели групп кратковременного пребывания для
детей дошкольного возраста мини-центра «Детская академия «Успех» посредством сетевого взаимодействия образовательного и общественного пространства района.
Слайд 15Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности участников сети в вопросах сопровождения
групп кратковременного пребывания детей.
2. Создать единую информационную базу (банк данных участников сети, банк инноваций, каталог методических продуктов) для практического обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках проекта.
3. Предоставить возможность открытого доступа к ресурсам участников проекта через сотрудничество, Интернет-сайт, средств массовой информации.
Слайд 164. Обеспечить методическое сопровождение посредством системы мероприятий (разработка и проведение цикла
семинаров, мастер-классов и презентаций на базе мини-центра «Детская академия «Успех» по различным направлениям, формам, видам сопровождения групп кратковременного пребывания детей).
5. Освоить сетевые технологии взаимодействия формирования общественного и образовательного ресурсов.
6. Увеличить охват детей, не посещающих дошкольное отделение МОУ, услугами дошкольного образования.
7. Обеспечить доступность качественного дошкольного образования через малозатратную вариативную форму обучения и воспитания всем детям в районе.
8. Создании условий для активизации привлечения частного капитала в такой сектор, как дошкольное образование.
Слайд 17 Образовательное пространство мини-центра «Детская академия «Успех».
Слайд 18 Этапы эксперимента.
I этап - (информационно-диагностический): январь 2011 г. – май
2011 г.
II этап – (организационный): июнь 2011 г. – декабрь 2011 г.
III этап – (развитие проекта): 2012 – 2013 учебный год.
IV этап – (аналитический): 2013 – 2014 учебный год.. Основные принципы реализации проекта:
- открытость;
- демократичность;
- вариативность;
- системность;
- индивидуальность;
- партнерство.
Слайд 19 Прогнозируемые результаты.
1. Вовлечение большего количества детей, не посещающих дошкольные учреждения
Эльбрусского района, в дошкольное образовательное пространство.
2. Формирование практики разнообразия видов и форм ГКП (по запросам родителей), в т.ч. формы индивидуального сопровождения.
3. Повышение мотивации руководителей дошкольного образования для осознанного выбора вариативных форм развития дошкольного образования при сетевом взаимодействии и сотрудничестве.
4. Активизация участия родительского сообщества, сетевых партнеров (руководителей организации), общества в образовательной политике Эльбрусского района.
5. Диссеминация передового педагогического опыта в практику работы дошкольных учреждений Эльбрусского района, республики и региона (Интернет-сайт, СМИ, издание методических материалов, семинары-практикумы, конференции и т.д.).
Слайд 20Сетевые ресурсы взаимодействия:
1Преподаватель музыки (музыкальная школа) 2Преподаватель физкультуры (СК «Геолог»)
3. Преподаватель начальных классов (начальная школа )
4. Преподаватель дополнительного образования (ЦДДТиЮ)
5. Медицинская сестра (МУЗ «РП» детская консультация)
6. Уборщик служебных помещений.
(Оплата труда почасовая. Введение гибкого графика работы).
Слайд 21Источники финансирования:
1. бюджетное;
2. внебюджетное (спонсорская помощь);
3. платные дополнительные образовательные услуги
детям и мини-услуги родителям, интернет, ксерокопия и т.д. на II и III этапе реализации проекта;
4. доходы от реализации методических пособий, проведение платных семинаров-тренингов, мастер- классов.
Слайд 22Для внедрения сетевой модели ГКП – мини-центра «Детская академия «Успех» необходимо
принять нормативно-правовые акты на муниципальном уровне:
1. Нормативно-правовой акт субъекта РФ или органа местного самоуправления утверждающий положение о группах кратковременного пребывания детей, в котором должны быть отражены:
- порядок создания и комплектования групп кратковременного пребывания;
- виды групп кратковременного пребывания;
- организация образовательного процесса в ГКП;
- нормативы финансирования ГКП в ОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- порядок расчета родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении в условиях ГКП;
2. Нормативный правовой акт органа местного самоуправления об организации и открытии групп кратковременного пребывания, которым утверждается его списочный состав, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, режим деятельности ГКП.
Слайд 23Нормативно-правовое обеспечение .
Нормативно-правовые документы различных уровней, регламентирующие права ребенка:
Международные правовые акты:
1Всеобщая декларация прав человека.
2Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 генеральной ассамблеи от 20.11.1989 г., ст. 19, 23, 30).
3Декларация прав ребенка.
4Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Федеральные законы:
1Конституция РФ – от 12.12.1993 (ст.43)
2Закон РФ «Об образования» от 10.07.1992г. №3266-1 (ред. от 17.07.2009 №148-ФЗ)
3.Конституция демографической политики РФ на период до 2025 г. утверждена Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. №1351.
4.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666.
Слайд 245.Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях
– Приложения 1 к Письму Минобразования РФ от 10.04.2000 г. №106/23-16.
6.О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения – Письмо Министерства образования РФ от 07.06.1994 г. №58-М.
7.О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения – Письмо Министерства Образования РФ от 14.03.2000 г. №65/23-16.
8.О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий – Письмо Министерства общего образования РФ от 07.01.1999 г. 70/23-16.
9.Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке к школе – Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. №14-51-36/13
Слайд 2510.Методические рекомендации по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения
общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения – приложение к письму Минобразования РФ от 31.01.2008 г. №03-133.
11Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста – Письмо Минобразования РФ от 25.12.2006 г № 03-2998
12.Правила оказания платных образовательных услуг – Утверждены Постановлением правительства РФ от 05.07.2001 г. №505 в ред. от 15.09.2008 г. №682.
13.Примерное положение о попечительском совете ОУ Утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.12.1999 г. №1379.
Слайд 26 Резюме.
«Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия,
столько существуют педагогические инновации.
Как бы ни была справедлива народная мудрость «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Каменский» - тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга решаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы». (Казакова Е.И. Тряпицына Л.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб:, 1997 г.).
Авторы проекта предлагают сетевую модель ГКП – мини-центр «Детская академия «Успех» для той категории детей, которым, несмотря на социально-экономические затруднения в семье, в силу тех или иных обстоятельств, позволит реализовать свое право на получение доступного качественного дошкольного образования и быть успешным в обществе. «Чтобы научиться решать задачи, надо их решать» .