Управление качеством образованияна региональном и муниципальном уровнях презентация

Содержание

Основные определения и понятия в соответствии со стандартом ИСО-8402 Управление качеством – методы и виды деятельности стратегического и оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Система качества –

Слайд 1Заместитель руководителя Рособрнадзора П. Е. Кондрашов
Управление качеством образования на региональном и муниципальном

уровнях

Построение общероссийской и региональных систем оценки качества образования


Слайд 2Основные определения и понятия в соответствии со стандартом ИСО-8402
Управление качеством –

методы и виды деятельности стратегического и оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

Слайд 3Качество продукции (услуги) как экономическая категория и объект управления
Качество всегда может

быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии сгруппировать свойства продукции (услуги) в порядке их важности.
Качество – величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукции (услуги) предъявляемым к ней требованиям может быть выражено через какую-либо определенную меру.
Для оценки качества продукции (услуги) недостаточно только данных о ее свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукция (услуга) произведена.
Кто субъект оценивания качества – производитель или потребитель.
Для качества как объекта управления свойственны все составные части управленческого цикла: планирование, анализ, реализация, контроль.
На достижение качества должны быть нацелены все службы, начиная с руководства.

Слайд 4Проект ФЦПРО-2006 «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством

образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов (на примере пилотных регионов)».

Результаты реализации проекта по созданию системы индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях (2006 г.)



Слайд 5Участники проекта
Межрегиональная Ассоциация Мониторинга и статистики образования (МАМСО)
Консультанты:

М. Агранович
(руководитель
проекта

),
С. Заир-Бек,
Е. Коган,
О. Кожевникова,
А. Майоров,
К. Митрофанов,
В. Прудникова

Координатор проекта И. Селиверстова

Регионы-соисполнители

Владимирская обл.,
Воронежская обл.,
Ивановская обл.,
респ. Карелия,
Костромская обл.

Красноярский край,
респ. Марий Эл,
Московская обл.,
Ростовская обл.,
Тверская обл.

Ханты-Мансийский АО,
Хабаровский край,
Челябинская обл.,
Чувашская респ.,
Ярославская обл.


Слайд 6Задачи проекта:
разработать и апробировать систему показателей и индикаторов для управления качеством

образования на региональном и муниципальном уровнях;
разработать и дать рекомендации и инструментарий для использования этих показателей в практике управления;
проанализировать и обобщить опыт управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне.

Слайд 7Общая схема управления качеством
Образование
Ресурсы
Результаты
Социально-
экономические
условия
Информационно-культурная среда
Система управления
Социальная
среда
Образовательная
среда
Оценка
Воздействие

Управление

качеством образования – это управление системой образования с целью повышения качества образования

Слайд 8Управление качеством образования
Задача – повышение качества образования в условиях ограниченных ресурсов

и открытости системы.

Образование = воспитание + обучение
Воспитание – социализация
Обучение – знания, умения, навыки – компетенции

Слайд 9Качество образования: основные подходы
Качество результата и качество условий
Степень соответствия
поставленной цели
Качество

образования – это
А. уровень достижения комплекса образовательных результатов, включая:
учебные результаты,
социализацию выпускников, включая овладение навыками
ориентации и функционирования в современном обществе
развитие гражданского самосознания.
Б. при условии:
соблюдения нормативных требований к условиям обучения,
освоения образовательного стандарта,
соответствия ожиданиям потребителя.

Для целей управления образованием целесообразно объединить оба подхода:


Слайд 10Разработанная система индикаторов и показателей для управления качеством образования на региональном

и муниципальном уровне включает пять источников данных:

статистическая отчетность по образованию;
дополнительные данные по образованию, собираемые на основе специальных обследований;
результаты специальных социологических опросов;
результаты специального тестирования учащихся;
статистическая отчетность по труду, демографическая статистика, финансовая отчетность, статистика правонарушений и др.


Слайд 11Характеристики результатов обучения
Уровень знаний – ЕГЭ, 9-ый класс, 4-й класс, ……

Соответствие

запросу потребителей по содержанию и уровню обучения, условиям получения образования

Обеспечение социализации
навыки,
продолжение профессиональной или образовательной карьеры,
преступность и др.

Активная гражданская позиция, навыки вовлеченности в гражданское общество, толерантность

Слайд 12Нормативные требования
Уровень освоения государственного стандарта (доля выпускников, не сдавших ЕГЭ).
Соблюдение нормативных

требований к условиям обучения и пребывания в учебном заведении.
Безопасность, не ухудшение здоровья.

Слайд 13Показатели результатов
1. Уровень социализации
Продолжение образования – трудоустройство (доля неработающих

и не продолживших обучение, для региона – доля безработных в возрасте 16-18 лет)
Преступность (доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем количестве преступлений)
2. Соответствие ожиданиям потребителя
3. Гражданская позиция - участие в
выборах.
4. Способность к межкультурному
диалогу, толерантность.

Индивидуальные показатели

Сетевые показатели

1. Уровень дифференциации результатов
ЕГЭ – показатели вариации, в том
числе город-село и т. п.
2. Характеристики равенства доступа
к образованию определенного уровня,
к образованию повышенного уровня,
для детей со специальными потребностями и др.

Соответствие нормативным требованиям

Минимум освоения стандарта (>90% успешно сдавших ЕГЭ).
Потери в системе, повторное обучение (не выше согласованной нормы).
Соблюдение нормативных требований по условиям обучения (лицензирование, аккредитация).
Безопасность и здоровье (травматизм и др.).


Слайд 14Показатели условий и ресурсов (объект управляющего воздействия)
- состояние зданий,
-

кадры,
- информатизация,
- учебные материалы
и оборудование,
- финансирование

Индивидуальные показатели

Сетевые показатели

Система дошкольного образования (подготовка к школе).

Система дополнительного образования.

Наличие образовательных ресурсов общего и коллективного пользования


Слайд 15Показатели для анализа, сравнения и прогноза
Научно-культурная и образовательная инфраструктура.
Статус

школы – доля приезжих учеников (из других районов).
Социальный статус учащихся – уровень образования родителей.

Показатели социально-экономических условий

Демография:
- динамика численности населения
- доля сельского населения
- сальдо миграции.
Экономическое развитие:
- ВРП на душу населения/доля собственных доходов в доходах бюджета;
- подушевые доходы;
- безработица.

Показатели среды


Слайд 16Основные принципы анализа для целей управления:
Сравнение с другими территориальными системами и

сравнение подведомственных образовательных систем.

На основе корректного сопоставления, то есть с учетом условий функционирования и возможностей развития систем.

Слайд 17Концепция управления качеством образования на основе индикаторов
Сбор данных и расчет индикаторов
Выявление

связей и
зависимостей результатов
от условий и
внесистемных факторов

Сравнительный анализ для:
а) выявления отклонений –
идентификации сильных и слабых
сторон системы;
б) определения целевых значений
индикаторов

Стратегии – приоритеты развития системы, выработка

Тактики – на какие факторы воздействовать для улучшения характеристик системы

Обоснованные
Прогноз, БОР и программа развития образования


Слайд 18Ранжирование регионов по показателям качества образования – приоритеты образовательной политики
Данная таблица

позволяет каждому региону определить свои сильные и слабые стороны и на этой основе уточнить приоритеты образовательной политики

Слайд 19Сравнение регионов/муниципалитетов по индикаторам результатов позволяет:
определить сильные и слабые стороны региональных

образовательных систем;

выявить причины отставаний;

скорректировать образовательную политику и уточнить ее приоритеты.

Слайд 20Результаты проекта
Анализ существующей практики разработки и реализации решений по управлению

качеством образования на муниципальном и региональном уровне управления.

Система показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях, включая методологию расчета с указанием источников данных.

Инструментарий сбора данных.

Методика обработки и анализа данных.

Методические рекомендации по применению сформированной системы показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях.

подготовлена и издана брошюра с обобщением опыта регионов

экспериментально проверена и согласована с Рособрнадзором

экспериментально проверена база данных для заполнения с автоматизированным расчетом индикаторов и показателей. Прилагается к методическим рекомендациям

экспериментально проверена

подготовлены с учетом результатов апробации и предложений регионов


Слайд 21Подводя итоги
Предлагаемый подход к управлению качеством образования, основанный на сравнительном анализе,

позволяет решать следующие задачи:

определять сильные и слабые стороны системы и обоснованно корректировать образовательную политику;

идентифицировать ресурсы, воздействие на которые обеспечивает улучшение показателей качества образования;

повышать эффективность реализации образовательной политики через формирование рейтингов подведомственных подсистем.

А также: определять целевые значения показателей при формировании программ развития и подготовке бюджета, ориентированного на результат, формировать и обосновывать программы развития и проект бюджета и др.

Слайд 22ФЦПРО – 2007 «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления

качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов» (на примере пилотных регионов)

Задачи проекта:
Разработать и апробировать: нормативное и инструктивно-методическое обеспечение, а также организационные модели и информационно-технологические схемы управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов;
Разработать и экспериментально апробировать специальный инструментарий с использованием информационных технологий для информационного сопровождения управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов;
Обеспечить методическое сопровождение внедрения в практику работы региональных органов управления образованием системы управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов;
Распространить опыт экспериментального внедрения управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов.


Слайд 23Что должно быть сделано (работы в рамках проекта)
Разработка организационных моделей и

информационно-технологических схем управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов
Анализ механизмов и моделей управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов в 5-ти субъектах РФ;

Разработка механизмов управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов, отражающих социально-экономические и культурные особенности регионов;

Разработка программ внедрения механизмов управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне на основе показателей и индикаторов;

Разработка комплекта инструктивно-методических материалов для обеспечения управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов.

Слайд 24Что должно быть сделано (работы в рамках проекта)
Разработка комплекта инструктивно-методических материалов

для обеспечения управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов

Способы сбора данных и обработки статистических данных для расчета индикаторов, определяющих источники получения данных, формы и инструкции по заполнению для специального статистического обследования;

Инструментарий сбора и обработки социологической информации для оценки уровня социализации выпускников, включающий, методику расчета выборки, формы проведения опроса (интервью, анкетирование) и инструкции по проведению опроса;

Инструментарий тестирования уровня социализации выпускников и обработки результатов для расчета показателей и индикаторов, включающий методику определения выборки, тестовые материалы, инструкции по проведению тестирования и обработке результатов тестирования;

Методика анализа показателей и индикаторов и типология принятия управленческих решений на основе анализа, примеры и рекомендации по принятию решения на основе результатов анализа.

Слайд 25Что должно быть сделано (работы в рамках проекта)
Разработка и апробация специального

инструментария для информационного обеспечения управления качеством образования на основе индикаторов

Разработка базы данных, обеспечивающей автоматизированный расчет показателей и индикаторов на основе первичных статистических данных, вводимых пользователем, их анализ и визуализацию полученных результатов.

Проведение первичной апробации инструментария в трех пилотных регионах.

Доработка инструментария по итогам апробации и подготовка рекомендаций и применению инструментария в регионах.

Слайд 26Что должно быть сделано (работы в рамках проекта)
Повышение квалификации специалистов из

регионов – участников проекта

Разработка учебного курса в объеме не менее 72 часов, рассчитанного на специалистов органов управления образованием регионального и муниципального уровней для системы повышения квалификации по использованию инструктивно-методических материалов для обеспечения управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов.

Проведение обучающего семинара для региональных специалистов и преподавателей, на котором апробируются основные материалы учебного курса.

Доработка учебного курса по результатам апробации.

Слайд 27Что должно быть сделано (работы в рамках проекта)
Внедрение системы управления качеством

образования на основе индикаторов и показателей на региональном и муниципальном уровне

Разработка программ внедрения механизмов управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне на основе показателей и индикаторов.

Применение инструментария в практике управления качеством на региональном и муниципальном уровнях.

Методическое сопровождение внедрения.

Слайд 28Что должно быть сделано (работы в рамках проекта)
Распространение результатов

Подготовка и издание

инструктивно-методических материалов и материалов.

Проведение итоговой конференции по представлению результатов проекта.

Слайд 29«Нет ничего практичнее хорошей теории». Р. Кирхгоф
Управление качеством образования

как самостоятельная область знания пока еще проходит период своего становления и для дальнейшего внедрения в практику работ нуждается в добротном научном обосновании своей теоретической и экспериментальной базы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика