Слайд 1«Учитель должен быть рельсами,
по которым свободно и самостоятельно
движутся вагоны,
получая от них только направление собственного движения»
Л.С. Выготский
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Использование новых педагогических технологий для реализации
системно-деятельностного
подхода в обучении
Зам.директора по УВР
МБОУ Лицей №12 г. Химки
Макарова И.П.
Слайд 2Цель работы педсовета:
определение путей обеспечения инновационного развития Лицея
как системы, ориентированной на новые образовательные результаты.
Слайд 3
Основные задачи современного образования:
не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а
сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь;
работать в команде;
способность к
самоизменению и самореализации.
Слайд 4Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в
какой-либо деятельности
Педагогическая технология ̶ это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)
Слайд 5
В структуру педагогической технологии входят:
организация учебного процесса;
методы и
формы учебной деятельности учащихся;
деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса.
Слайд 6«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Бернард Шоу
Деятельностные способности формируются
у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность
Слайд 7Системно-деятельностный подход –
методологическая основа ФГОС
Слайд 8Что такое «деятельностный подход» в образовании?
Деятельностный подход в образовании – это
совсем не совокупность
Слайд 10Технология деятельностного метода обучения предполагает
ориентация на овладение новыми знаниями
ориентация на усвоение
способа получения знаний
ориентация на процесс обучения
ориентация на результат.
Социальные мотивы:
стремление приобрести знание
«учительский мотив»
«родительский мотив»
стремление к одобрению товарищей
Слайд 11Технология деятельностного метода обучения позволяет
поставить ученика в новую роль - «исследователей»,
под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания
сделать процесс учения поисковым и творческим
предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия
Слайд 12Технология деятельностного метода обучения
может применяться при изучении любого предмета
создает благоприятные условия
для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода
обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий
позволяет повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию
Слайд 13Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие.
Слайд 14
Классификация
педагогических технологий
Традиционные технологии
Инновационные технологии
Слайд 15Л.Г. Петерсон:
«Технология деятельностного метода может гарантировать не только успех в
освоении
учебных
знаний, умений и
навыков, но и успех
в развитии личности
каждого ребёнка»
Слайд 19Инновационные технологии классифицируются
по 4 критериям:
Педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Альтернативные технологии
Природосообразные технологии
Технологии развивающего обучения
Слайд 201.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Технологии проблемного
обучения
Технология модульного обучения
Технология уровневой дифференциации
Технология индивидуализации обучения
Технология программированного обучения
Информационные технологии обучения
Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования)
Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
Слайд 21Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная
на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игра обучает, развивает,
воспитывает,
социализирует,
развлекает и дает отдых.
Но исторически одна
из первых ее задач —
обучение.
Слайд 22Игровые педагогические технологии
Игра – сильнейшее средство социализации ребенка(становление личности, усвоение знаний,
духовных ценностей и норм, присущих обществу)
Игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии.
Игра – это пространство самореализации(раскрываются возможные или имеющиеся проблемы у человека и моделируется их снятие)
Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
Игра – это особое «поле самовыражения»
Игра должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Слайд 23Функциональность и структура игровой технологии
Слайд 24Проблемное обучение
Организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно
представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания.
Использование проблемного
обучение через решение
биологических задач
Слайд 25Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у них познавательного интереса,
раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения.
Слайд 26Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем
в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и
овладевают опытом
творческой деятельности.
Слайд 27Модульная технология —
способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной
информации
I модуль - устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий;
II модуль - самостоятельные и практические работы. Ученики работают с различными источниками информации, отрабатывают материал темы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, семинары, игры;
III модуль - повторение и обобщение материала темы;
IV модуль- контроль знаний учащихся по всей теме.
Слайд 28Индивидуализация обучения –
форма, модель организации учебного процесса, при которой: педагог
взаимодействует лишь с одним учеником; а один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
Индивидуальный подход позволяет ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним и в процессе обучения.
Слайд 29Технология коллективного взаимодействия
Технология коллективного взаимодействия включает три компонента:
а) подготовку учебного
материала;
б) ориентацию обучающихся;
в) технологию хода самого учебного занятия.
Коллективная работа
обучающихся.
Внеклассное мероприятие
«Эрудит-тир»
Слайд 30Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения
каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.
Использование разноуровневого обучения на уроках географии
Слайд 31Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог
работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.
Слайд 32Достоинства:
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
Исключаются не
оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей;
3. У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
4. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
5. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися;
6. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;
7. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Слайд 33 Недостатки:
1. Деление детей по уровню развития не гуманно;
2. Высвечивается
социально-экономическое неравенство;
3. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
5. Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
Слайд 34Технология программированного обучения
Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей
программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих программ и др.).
Она обеспечивает каждому обучающемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности)
Самостоятельная работа на уроках русского языка
Слайд 35Особенности программированного обучения
1. учебный материал разделяется на отдельные
порции;
2. учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
3. каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
4. при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
5. при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
6. каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
Слайд 36
Технология интегрированного обучения
Интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний
по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения.
Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства.
Результаты интеграции «Окружающего мира» и «Естествознания» в рамках программы преемственности.
Слайд 38ТРИЗ - педагогика
Педагогическая система, целью которой является воспитание человека, способного решать
творческие задачи, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Презентация решения
нестандартной задачи.
Творческий «Мир одежды»
Слайд 39
Информационные технологии обучения – это
процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.
Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования.
Информационные технологии включают гипертекст и мультимедиа, программируемое тестирование и контроль, имитационное обучение, демонстрации.
Слайд 40Информационные технологии
Специальное программное обеспечение одновременно выдаёт определенную информацию, проверяет, усвоили ли
ее обучающиеся и в какой мере, формирует соответствующие теоретические знания и практические умения, открывает доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных; за считанные секунды поможет найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное и т. п.
Обучение с помощью компьютеров, которые снабжены специальными обучающими программами, и дают возможность решать почти все дидактические задачи.
Работа с техникой на уроках информатики
Слайд 432. Альтернативные технологии
Технология проектного обучения
Технология мастерских
Дальтон-технология
Кейс-технология
Интернет-технология
Слайд 44Проектный метод
Смысл этой технологии состоит в организации
исследовательской деятельности.
Проекты бывают
различных типов:
творческие,
информативные,
фантастические,
исследовательские.
Защита исследовательских проектов на региональном конкурсе им. В.И. Вернадского.
Слайд 45Метод проектов
Подготовительный этап - исследовательский (ставится проблема перед учащимися, мозговая атака
с целью коллективного поиска проблем, определяется цель деятельности)
Открытие новых знаний (рекомендуются источники получения информации)
Технологический этап (используется метод упражнений т.к. идет формирование у учащихся умений и навыков деятельности)
Заключительный этап( коррекция проекта и его защиты, сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, конкурс творческих работ, оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер- «Познавательный проект», «Веселый проект», «Красочный проект» и т. д.)
Слайд 46Исследовательская технология
Даёт возможность развивать знания, формировать умения, расширять опыт творческой деятельности
и опыт ценностного отношения имеющихся знаний.
Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Исследовательская
деятельность на уроке естествознония
Слайд 47Технология педагогических мастерских
Позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающимися учебного
материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний
о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
Результаты применения
передовых педагогических
технологий.
«Триумф учителя и ученика»
Слайд 48Мастерская
это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая
мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
учебного процесса
с безусловным обеспечением
комфортных условий
для учеников и учителя.
Слайд 49Основные принципы:
1) отношение учителя к ученику как к равному;
2)
не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное “строительство” знания учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации, самостоятельность решения творческих задач;
3) умение работать в команде;
4) критичность мышления;
5) выступление в роли лидера.
Сочетание индивидуальной и
коллективной работы создаёт
атмосферу сотрудничества,
взаимопонимания.
Слайд 50Технология на примере конкретных ситуаций
Особенностью технологии является работа с сase studies
(с «кейсами»), которая включает анализ или решение конкретных ситуаций по определенному сценарию.
Отличительные особенности:
работа в малых группах (3–5 человек);
в сжатые сроки обучающиеся должны провести анализ конкретной ситуации, принять решение, выработать рекомендации.
Работа в малых
группах на географии
Слайд 51Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных
наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Применяются телекоммуникационные средства для обеспечения контактов обучающихся с преподавателем и членами учебной группы, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых специально подготовленным преподавателем – консультации.
Слайд 52Основными этапами кейс-технологии на уроках :
1) подготовка и предоставление учителем учебно-методического
материала по изучаемой теме каждому ученику;
2) планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;
3) обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении отдельных вопросов темы и их устранение;
4) диагностика по окончании изучения темы или раздела.
Слайд 53ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ:
ученик видит сразу весь объем материала, который необходимо знать
по данной теме;
даже в случае болезни ребенок видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
ребенок может планировать время работы над данной темой;
у части учащихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем;
к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.
Слайд 54Интернет – технология основана на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей
для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов.
Важным этапом в реализации Интернет технологии является наличие автоматизированного электронного сервиса, обеспечивающего возможность постоянного удаленного доступа к учебно - методическим материалам, получения текущей информации о процессе обучения, (off- line) общения с преподавателями – консультантами и т.д.
Слайд 55Технология проблемного диалога
Дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики
ставили и решали проблемы.
Постановка проблемы- это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения- этап
открытия и
формулирования
нового знания.
Слайд 56Технология продуктивного чтения
Ориентирована на формирование правильной читательской деятельности
I этап. Работа с
текстом до чтения (предугадывание предстоящего текста по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации к тексту)
II этап. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение,беседа по восприятию, повторное чтение и анализ текста, деление на части, постановка к тексту обобщающих вопросов, выразительное чтение)
III этап. Работа с текстом после чтения (смысловая беседа по тексту, формулирование основной идеи текста, работа с иллюстрациями, обсуждение смысла заглавия, творческие задания)
Слайд 573. Природосообразные технологии
Здоровьесберегающая технология;
Технология обучения одарённых детей
Слайд 604. Технологии развивающего обучения
Технология развивающего обучения Л.В.Занкова (для начальной школы);
Личностно-ориентированное развивающее
обучение (И.С.Якиманская);
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
Технология критического мышления.
Слайд 61Технология критического мышления
Система стратегий и методических приемов, предназначенных для поиска:
здравого смысла
у обучающегося, а именно, научить его как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений;
умений отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление, способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, более существенные при решении проблем.
Слайд 62Технология развивающего обучения
Выстраивается в совместных действиях педагога и обучающегося.
Методы и приемы могут создаваться прямо на уроке, обучающиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия.
Цели развивающего обучения могут быть реализованы только при активной поисковой деятельности обучающихся.
Поисковая деятельность обучающихся при использовании АПК
Слайд 63Технология поэтапного формирования умственных действий
В основу технологии заложено развитие умений, которые
учат безошибочному выполнению действий. Например, обратить внимание на аспекты происходящего действия, чтобы не выпустить из-под контроля главное и в ходе практической деятельности формируется ориентировочная системная основа представлений о цели, плане и средствах осуществления.
Самопознание животного мира на уроках биологии
Слайд 64
Обучение в сотрудничестве
Основная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для
активной совместной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях
Совместная работа обучающихся и педагога при подготовке к
защите творческого задания
Слайд 65Дальтон-технология
основывается на принципах свободы, самостоятельности, сотрудничества. Реализуется эта технология через
систему индивидуальных творческих заданий (дальтон - задания), лабораторную работу (индивидуальная и коллективная учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, успеха.
Исходные идеи:
Принцип свободы право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы.
Принцип самостоятельности выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю.
Слайд 66Задания составляют содержательную основу технологии
Требования к заданиям:
Носят уровневый характер;
Охватывают достаточный объем
учебного материала;
Четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
Должны носить творческий характер, быть понятными и интересными ученику.
Слайд 69Задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним;
В задании даются
указания, литература, сроки выполнения;
Задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
Предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля;
Содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех;
Именно результаты этой работы и оцениваются.
Слайд 70Результаты
Дальтон – технологии:
Развитие познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, овладение исследовательскими умениями;
Снижение
перегрузки учащихся за счет усвоения с интересом в условиях индивидуального темпа работы;
Личностное развитие
за счет обогащения
социальным
опытом других учащихся
и взрослых.
Слайд 71Личностно-ориентированное обучение
это такое обучение, где во главу угла ставится личность
ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Одним из продуктивных путей реализации личностно-ориентированного обучения является обучение с использованием групповых форм, построенных по принципу сотрудничества и взаимной поддержки. Результатом такого обучения является снятие уровня тревожности и напряженности. Обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» — «слышу» — «чувствую»
Слайд 72Технология оценивания образовательных достижений
Оценивается любое действие, но отметкой фиксируется только
решение полноценной задачи.
Учитель и ученик определяют отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку.
Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением
Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.
Отметка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (необходимый, повышенный и максимальный).
Итоговые отметки рекомендуется определять не просто отрезок учебного года, а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений.
Слайд 73
«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел,
который надо зажечь»
Конфуций