Слайд 1
ТРИЗ - педагогика в дошкольном образовании.
Слайд 2Компетентность- это усвоенный ребенком в процессе обучения способ действия( знаю, умею
и применяю на практике).
Слайд 3Инновационное образование - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей
и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе избранной образовательной траектории и области профессиональной деятельности.
Особенности инновационного образования:
обучение предвидению (развитие воображения, умение разрешать противоречия, эффективно действовать в критических ситуациях);
включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений.
Слайд 4Автор
Генрих Саулович Альтшуллер
(1926-1998)
Изобретатель, ученый, писатель-фантаст
Слайд 5ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная система воспитания и развития
мышления человека,
которая подразумевает активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения,
памяти, внимания, расширение знаний детей об окружающем мире, посредством использования
элементов ТРИЗ и методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ
и постепенное использование полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности:
художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др.
Слайд 6Сущность ТРИЗ
Знание законов развития систем
Использование рационально организованной информации
Управление мышлением в процессе
решения задачи
Слайд 7«Противоречие» в ТРИЗ
Техническим противоречием называют взаимодействие в системе, состоящее,
например, в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное действие
Г.С. Альтшуллер
Слайд 8С чего начать обучение детей мыслить противоречиями
Формулирование
условных
предложений
Поиск
недостатков
Слайд 9
Методы, основанные на системном подходе.
Методы психологической активизации мышления
Методы, основанные на математическом
подходе
Методы, основанные на перемене мест.
Слайд 10Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)-
(мозговой
штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Слайд 11Метод каталога
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников
творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Слайд 12Метод системного анализа
Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность
связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Слайд 13Метод золотой рыбки
Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и
фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального.
Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая.
Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно.
Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком-то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море.
Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.
Слайд 1410 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества
«За мир через культуру».
Будьте хозяином своей судьбы.
Достигайте успеха в том, что Вы любите.
Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
Стройте свои отношения с людьми на доверии.
Развивайте свои творческие способности.
Культивируйте в себе смелость.
Заботьтесь о своем здоровье
Не теряйте веру в себя.
Старайтесь мыслить позитивно.
Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Слайд 15Что ТРИЗ может дать образовательному учреждению?
Новая технология творчества
«Оживит» знания
Заставит задуматься над
стилем жизни
Слайд 16Качества творческой личности
Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность,еретичность, индивидуальность, масштабность,
непосильность)
Планы достижения цели ( умение планировать)
Высокая работоспособность
Результативность
Способность отстаивать идеи (способность держать удар)
Хорошая техника решения творческих задач.