Слайд 1Требования ФГОС и учебник литературы
Г.В. Москвин,
Н.Н. Пуряева,
Е.Л. Ерохина
Слайд 2
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение
ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение федерального государственного
стандарта
общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 3Государственные образовательные стандарты
Обязательный минимум содержания
Требования к уровню
подготовки
Максимально допустимая нагрузка
Требования к результатам освоения
Требования к
условиям реализации
Требования к структуре
основных образовательных программ.
I.
II.
Слайд 4ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная);
границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на
выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 5Введение ФГОС – это переход
от знаниевой парадигмы
к
деятельностной парадигме
Слайд 6Представленныйкурс литературы строится на основе:
Фундаментального ядра содержания
общего образования и Требований к результатам основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью.
Слайд 7В соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего
образования
отобраны основополагающие элементы научного знания из
истории и теории литературы, эстетики, философии, психологии, лингвистики, истории;
определены ведущие универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется в ходе освоения литературы;
курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы.
Слайд 8Компетентностный подход
в основе построения курса – компетентностный
подход. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления двух
путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса;
ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.
Слайд 9Основные содержательные особенности
построения учебников:
5 по 8
класс -- стоится не по хронологическому принципу
(не владеют необходимым объемом знаний по истории); развитию и поддержанию познавательного интереса способствует создание проблемных ситуаций; в названии каждого тематического раздела программы содержится вопрос или познавательное противоречие;
учащиеся 9 класса в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, делать выводы и обобщения, поэтому в основе программы 9 класса лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения
Слайд 10Ведущая теоретико-литературная и методическая идея
5 класс –
осознание природы художественного образа;
6 класс –
осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов;
7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель;
9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии
Слайд 13Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках
содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий
для достижения цели.
Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
Слайд 14Система формируемых умений в процессе изучения литературы
Слайд 15УМК реализует основные задачи
«Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России»
посредством синетеза двух
составляющих курса:
- содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя;
- деятельностной, реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов.
В учебнике каждого класса предусмотрена система заданий, направленная на формирование ведущих нравственных ценностей, обозначенных в ФОГС.
Слайд 16Патриотизм — любовь к России, к своему
народу, к своей малой родине, служение Отечеству
Слайд 17Социальная солидарность — свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
Слайд 18Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода
совести и вероисповедания
Слайд 19
Семья — любовь и верность, здоровье, достаток,
уважение к родителям, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода
Слайд 20Труд и творчество — уважение к труду,
творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость
Слайд 21
Наука — ценность знания, стремление к истине,
научная картина мира
Слайд 22Искусство и литература — красота, гармония, духовный
мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое
развитие, этическое развитие
Слайд 23Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание
Слайд 24
Человечество — мир во всём мире, многообразие
культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Слайд 25Планируемые результаты изучения курса «Литература»
Слайд 26Личностные результаты выпускников основной школы
• совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному
Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов (подробно раскрыто при характеристике реализации в УМК концепции духовно-нравственного развития);
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Слайд 27Метапредметные результаты выпускников основной школы
умение понимать проблему,
выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Слайд 28Предметные результаты выпускников основной школы
в познавательной
сфере: примеры заданий
в коммуникативной сфере:
примеры заданий
в эстетической
сфере:
примеры заданий