Слайд 1
Традиции и инновации в образовании
Слайд 5
В конце XX века эксперты и аналитики насчитывали инновационных школ не
более 10% от общего числа, сегодня , по крайней мере, 70 % учреждений в документах отражают инновационный характер задач и механизмов их решения.
Однако наряду с позиционированием новых знамен и лозунгов появляется ли новая реальность образования?
Что «сильнее» сегодня влияет на образование - традиции или инновации?
Каково значение тех и других в развитии образования , а значит и в развитии человека?
Слайд 6Инновации и традиции
Традиция, в современных философских исследованиях, трактуется как форма существования
социального духа, стремление которой заключается в связи прошлого и будущего через настоящее.
Слайд 7
Новаторство и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие
в них как устойчивых, так и противоречивых моментов.
Слайд 8Традиции это стабильность
Традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре
и образовании. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия и др.
Слайд 9Инновации это развитие
С другой стороны, культура и образование не могут существовать
не обновляясь.
Творчество, изменение являются другой стороной развития культуры и образования .
Инновации в данном случае выступают механизмом развития культуры и образования .
Слайд 10
Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и новации.
Образование -
это способ вхождения человека в культуру , «главные функции которого - воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения. Образование должно гибко адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться само» . (доклад Римскому клубу)
Педагогическая культурология фиксирует два вектора взаимодействия культуры и образования.
С одной стороны, образование –несет на себе все признаки той культуры, в рамках которой существует(культура – общее, образование – частное). С другой стороны, культура есть продукт сознания субъекта культуры, которое сформировано в результате образования.
Слайд 11Мнение ученого
И.Е.Видт «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ»
выделяет три компонента педагогической культуры: традиционный, актуальный, потенциальный.
Слайд 12
Традиционный компонент педагогической культуры(трад .модель обр.), отражающий тенденции традиционного воспроизводства исторического
опыта; включает в себя традиционные программы действий, основанные на ценности статичности, стабильности и идее о «золотом веке».
Слайд 13
Актуальный компонент педагогической культуры (актуальн. модель обр.), фиксирующий культурно-образовательный запрос «здесь
и теперь»; представляет из себя программы социальной жизнедеятельности, обеспечивающие сегодняшнее воспроизводство того или иного сообщества (не расширенное), отражающие культурные реалии в конкретной фазе культурогенеза.
Слайд 14
Потенциальный компонент(инновац. модель обр.), отражающий культурные программы будущего; включает программы социальной
жизнедеятельности, адресованные в будущее, обеспечивающие расширенное воспроизводство.
Слайд 15
В определенный момент усиление потенциального компонента и «отставание» актуального создает кризисную
ситуацию, когда в рамках потенциального компонента уже созрели культурные программы будущего, но они еще не востребованы и не оценены большинством.
Слайд 16Педагогическую традицию
можно рассматривать как
форму избирательной фиксации педагогических стереотипов,
основанных
на прогрессивных педагогических идеях и выражающихся в педагогическом опыте определенного исторического этапа.
Слайд 17Традиции в российской педагогике
Во- первых, отражают ценностные установки, которые сложились в
обществе на данном этапе его развития.
Во-вторых, формируют духовную сферу, в которой протекают социальные процессы в том числе и педагогические.
В-третьих, определяют программу деятельности, общения, поведения.
Слайд 18
В чем суть кризиса в образовании в контексте представлений о традициях
и инновациях?
Приведите примеры таких кризисных явлений, «культурных программ будущего».
Слайд 19
Как правило, субъект культуры отвечает на кризисные ситуации двумя вариантами: либо
вырабатывается инновационная идея, открывающая новые возможности; либо идет возвращение к старым идеям, оправдавшим себя в предшествующие времена.
Слайд 20
В чем заключается стабилизирующая роль традиций в образовании?
Приведите примеры таких
«сохраняющих» образование традиций?
Слайд 21
Правомерно ли утверждать , что учитель (педагог) выступает носителем традиций и
агентом инноваций в современном образовании?
Как изменяются функции педагога в современных социокультурных условиях?
Слайд 22
Система развивается тогда, когда инновационные силы в недрах «старой» культуры(модели образования
) порождают прообраз культурных программ будущей эпохи (инновационные модели образования).
«Традиции — инновации — институции» (социально признанные нормы и ценности). В.Н. Слободчиков