Слайд 1
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Слайд 2Цели и задачи
Цель - обобщение опыта применения системы компьютерного тестирования знаний
студентов по различным дисциплинам в ХНУРЭ.
Рассматриваемые вопросы
1. Тестирование как способ контроля знаний.
2. Тестовые задания.
3. Контроль знаний, умений, навыков .
4. Технология проведения тестирований.
5. Оценивание знаний.
6. Статистические результаты тестирований.
7. Тестовый центр ХНУРЭ.
Слайд 31.1 Тестирование как форма контроля знаний
Тестирование - это способ (технология) определения
уровня знаний и умений студентов с помощью специальных тестовых заданий.
Формы тестовых заданий :
вопросы (однозначные ответы);
контрольные задачи (контроль процесса решения).
Характеристики процесса тестирования :
дидактические (составление тестов);
технологические (организация тестирования);
технические (инструментальные средства).
Слайд 41.2 Организационные формы тестирования
Бланковое
достоинства : простота, надежность, мобильность ;
недостатки : дороговизна
подготовки, сложность перестройки, необходимость спец.персонала.
Аппаратное
Необходимость разработки специального оборудования .
Компьютерное
тестирование (обработка) на стороне клиента ;
тестирование (обработка) на стороне сервера (клиент-серверные системы тестирования).
Слайд 51.3 Компьютерные (клиент-серверные) системы тестирования
Преимущества
массовое применение ;
минимальный технический персонал;
автоматизация получения
результата;
конфиденциальность результатов.
Компьютерная система тестирования OpenTEST
Бесплатные программные инструментальные средства :
СУБД MySQL ;
Язык серверных сценариев PHP ;
Язык текстовой разметки HTML ;
Язык клиентских сценариев JavaScript .
Мультиязычнй интерфейс (русский, украинский, английский).
Слайд 62.1 Тестовые задания вопросного типа. Типы вопросов
Вопросы закрытого типа
выбор одного из
нескольких ;
выбор нескольких из нескольких
установка соответствия.
Вопросы открытого типа
свободноконструируемый ответ (ввод в поле ответа) ;
расставить, переместить и т.д.
Слайд 72.2 Структура выборочного вопроса
Описание ситуации.
В этой части вопроса могут присутствовать
текст, рисунки, графики, анимации и т.д. Эта часть вопроса не является обязательной, но все же рекомендуется ее применять, так как одна и та же ситуация может быть основой для множества однотипных вопросов.
Текст вопроса.
Он должен быть сформулирован четко, и не содержать двузначных формулировок. Текст вопроса достаточно часто может быть совмещен с описанием ситуации.
Варианты ответов.
В Web-интерфейсе выборочные варианты ответов на вопросы реализуются через radio-button ("выбор одного из нескольких") или check-box ("выбор нескольких из нескольких"). Визуально они различимы, поэтому обучаемый всегда может определить, какой тип вопроса ему предложен. Порядок следования вариантов ответов в исходном задании теста абсолютно несущественен (при выдаче тестов происходит случайное перемешивание порядка следования вариантов ответов).
Слайд 82.3 Типы выборочных вопросов в системе OpenTEST
Внешний вид вопроса типа «один
из нескольких» в Web-интерфейсе системы OpenTEST.
Внешний вид вопроса типа «один из нескольких» в Web-интерфейсе системы OpenTEST.
Слайд 92.4 Формы представления тестовой информации
Модель предметной области :
«Тема» - «Подтема» -
«Вопросы темы»
Представление тестовой информации :
XML-формат;
doc-формат.
Способы ввода тестовой информации :
через Web-интерфейс непосредственно в БД;
через имитатор Web-интерфейса с конвертированием его в XML-формат;
из doc-файла с конвертированием его в XML-формат;
из XML-файла (импортирование теста);.
Слайд 102.5 Формат представления тестового doc-файла
Представление вопросов в doc-файле в форме
таблицы
Тема : Алгебраические уравнения
Подтема : Уровень 1
Вопрос :
Решить уравнение
-1;
0;
11;
16;
-11.
Слайд 122.7 Нормирование длины тестов в системе OpenTEST
Под тематической единицей принято
понимать совокупность всех видов учебной нагрузки (лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа), необходимые для изучения определенной темы. Рекомендуемая минимальная длина тематической единицы – 7 часов.
Слайд 133.1 Уровень сложности вопросов
В теории приобретения знаний выделяют три уровня усвоения
знаний :
узнавание (запоминание);
заучивание (понимание, применение);
актуализация (синтез новых понятий, комплексное применение умений и навыков).
Разные уровни (сложности) вопросов проверяют разные аспекты познавательной деятельности обучаемых.
Для точного оценивания уровня знаний, умений и навыков авторам теста было бы целесообразно разделять тесты по целевым установкам, например, "Физика_механика (знания)", "Матанализ_пределы (умения)" .
Слайд 143.2 Пример вопросов на узнавание (запоминание)
Данный уровень сложности вопросов позволяет
определить на сколько тестируемый знаком с материалом определенной предметной области. Такие вопросы проверяют исключительно уровень знаний тестируемого.
На какой свет светофора следует переходить улицу :
Красный ;
Желтый;
Зеленый.
Какова область значений функции Y = x2 :
Y – больше / равно нуля (Y >= 0);
Y – меньше нуля (Y < 0);
Y – все действительные числа.
В каком году был основан город Харьков :
1554;
1645;
1654.
Слайд 153.3 Пример вопросов на применение (понимание)
При использовании вопросов данного уровня
сложности более глубоко проверяются знания и простейшие умения. Главное в ответе на такой вопрос - это умение правильно применять определенную формулу (закон, нормативный акт, пункта правил и т.д.) к описанной ситуации.
Сколько электроэнергии потребит элетролампа мощностью 100 ватт :за 30 минут :
3 Квт-ч ;
0.3 Квт-ч ;
0.03 Квт-ч ;
0.05 Квт-ч ;
Сколько существует булевых функций от трех переменных :
8 ;
16;
256;
бесконечное множество ;
Слайд 163.4 Примеры вопросов на синтез новых понятий (умения и навыки)
При использовании вопросов данного уровня сложности более глубоко проверяются умения и навыки в решении типовых практических задач в данной предметной области. Обычно для ответа на такой вопрос необходимо применить несколько формул в определенной последовательности или выбрать правильные начальные условия для применения некоторых формул (законов), знать и уметь использовать основные физические и математические константы.
Как соотносятся между собой величины чисел eπ и πe :
eπ > πe ;
eπ < πe ;
eπ = πe.
Слайд 173.4 Примеры вопросов на синтез новых понятий (продолжение)
Дан фрагмент программного кода на языке С
#include
void main() {
struct S{char c; S * next;} A = {'a', 0}, B={'b', &A}, C={'c', &B} D={'d', &C}, *p = &D;
for (int i=0; i<2 && p; i++) p=p->next;
std::cout << p->c;}
Какая буква будет выведена на консоль.
'a';
'b';
'c';
'd'.
Слайд 183.5 Математические вопросы. Умения и навыки
Решить уравнение
2 ;
±6 ;
16,
8 ;
12 .
Применение свободноконструируемх ответов в математических задачах ограничено !
Решить уравнение Cos 2x + Sin 2x = Cos x + Sin x
ответ { π/6 + 2/3 πn; 2πk } имеет достаточно много форм представления, в частности " π " может быть заменено на "180°", или на запись "180 градусов". Периодичность ответов для тригонометрических уравнений также может быть представлена многими способами.
Математические символы типа “ Σ ”, “∞ ”, “ π ”, “ ± ” с клавиатуры в Web-интерфейсе не вводятся.
Слайд 193.5 Математические вопросы с задержкой появления ответов
Появление текста вопроса;
Нажатие
кнопки «Ответ готов»;
Выбор ответа за 10 – 15 секунд (настраивается).
Слайд 204.1 Технология процесса тестирования
Составитель (автор) тестов
Выполняет тематическую разбивку
предметной области, выбирает типы применяемых вопросов, группирует вопросы по уровням сложности и предлагает варианты шкалы оценивания.
Оператор ввода тестов
Является специалистом в области XML-формата и модуля “Студия тестов” OpenTEST.Оператор должен уметь вводить тест во всех режимах.
Организатор тестирования
Определяет цели и задачи тестирования, устанавливает параметры сеанса тестирования и способ оценивания.
Оператор проведения тестирования
Проводит тестирование непосредственно в машинном зале .
Инженер по знаниям
Анализирует статистические результаты тестирований по заказам преподавателей.
Администратор системы
Выполняет инсталяцию и системы OpenTEST и устанавливает права доступа разным категориям пользователей.
Слайд 214.2 Общая структура системы OpenTEST. Web-интерфейс
Слайд 225.1 Оценивание в системе OpenTEST. Границы диапазонов шкалы оценивания
Ck –
верхние границы k-го интервала
k – номер интервала 1
D – диапазон (балльность) шкалы оценивания
А – частота «угадывания» в выборочном вопросе
m – общее число вариантов ответов («выбор»)
p – число правильных вариантов («несколько»)
Bi – фактически набранный балл за ответ { 0 –1}
Bimax – максимально возможный балл за ответ { 1 }
N – число вопросов в сеансе
B – оценка за сеанс в процентах (диапазон 0 -100%)
B=
Слайд 235.2 Пример шкалы оценивания с вопросами равной альтернативности
Пусть D=5, N=20, m=4
для всех вопросов. При этом С1=25%, С2=44%, С3=63%, С4=82%, С5=100%
25 44 63 82 100%
B
*
Слайд 266.2 Норма шкалы оценивания
Распределение количества тестируемых по шкале оценивания соответствует нормальному
(Пуассоновскому) закону распределения с заметно выраженным максимумом в середине шкалы оценивания.
Пример распределения оценок группы тестируемых по пятибалльной шкале оценивания.
Максимальное значение количества оценок называется «норма шкалы оценивания» и характеризует сложность теста относительно группы тестируемых.