Тенденции развития интеллектуальных технологий в международной и российской электроэнергетикеСемён Щетинин презентация

Содержание

О компании Accenture Aсcenture является крупнейшей в мире консалтинговой компанией, имеющей успешный опыт работы в 18 отраслях во всех ключевых сферах бизнеса - стратегическое планирование, оптимизация бизнес-процессов, управление отношениями с клиентами,

Слайд 1Тенденции развития интеллектуальных технологий в международной и российской электроэнергетике Семён Щетинин
19 сентября

2012 г.

Слайд 2О компании Accenture
Aсcenture является крупнейшей в мире консалтинговой компанией, имеющей успешный

опыт работы в 18 отраслях во всех ключевых сферах бизнеса - стратегическое планирование, оптимизация бизнес-процессов, управление отношениями с клиентами, управление логистическими процессами, управление персоналом, внедрение информационных технологий и аутсорсинг процессов.

Свыше 249,000 сотрудников Accenture работают в 120 странах мира. В 2011 финансовом году выручка компании составила $25.6 миллиардов долларов.
У нас налажена обширная сеть взаимоотношений с ведущими международными компаниями и государственными организациями, включая 94 компании из списка Fortune Global 100 и более 2/3 из списка Fortune Global 500.

В России Accenture работает с 1992 года, используя свой обширный глобальный опыт и локальные ресурсы для быстрого и качественного обслуживания российских клиентов. В настоящий момент в московском офисе Accenture работает около 500 высококвалифицированных специалистов.

Компания имеет опыт реализованных российских проектов в финансовом секторе, топливно-энергетическом комплексе, металлургии, телекоммуникациях, пищевой, фармацевтической, автомобильной промышленности.
Среди наших клиентов ведущие российские и международные компании, такие как: Газпром, ФСК, Лукойл, МРСК, Росатом, ТНК-BP, Русал, Суэк, Альфа-Банк, ВТБ, Вымпелком, ММБ, Росно, и другие.


Слайд 3Интеллектуальные технологии в энергетике Основные понятия
Интеллектуальный учет (Smart Metering) – это совокупность

устройств управления нагрузкой, приборов учета, коммуникационного оборудования, каналов передачи данных, программного обеспечения, серверного оборудования, алгоритмов, квалифицированного персонала, которые обеспечивают достаточный объем информации и инструментов для двустороннего управления потреблением электроэнергии согласно договорным обязательствам сторон с учетом установленных критериев энергоэффективности и надежности. Является одним из ключевых элементов «интеллектуальной сети».

Умный город (Smart City) – концепция развития города/территории, в рамках которой наиболее перспективные современные технологии используются для того, чтобы способствовать формированию более удобных и энергоэффективных условий жизни и работы. Создаются возможности для развития партнерства между государственными органами и частными компаниями, что может способствовать более рациональному инвестированию в городскую инфраструктуру, включая распространение возобновляемых источников энергии, модернизацию транспортной инфраструктуры и внедрение технологий «умных зданий».

Интеллектуальная сеть (Smart Grid) – максимально автоматизированная и самоконтролирующаяся энергетическая сеть, способная принимать энергию из любого источника (уголь, солнце, ветер) и преобразовывать ее в конечный продукт для потребителей (тепло, свет, теплую воду) при минимальном участии людей. Интеллектуальная сеть рассматривается как конвергенция трех основных элементов – непосредственно электрической сети, телекоммуникационной сети, а также информационных технологий, что делает возможным выделение в ней трех соответствующих уровней:
1. Физический уровень (передача и распределение электроэнергии).
2. Уровень передачи данных (коммуникации и контроль)
3. Уровень приложений (бизнес-приложения и сервисы)

(Умный город)

(Интеллектуальная сеть)

(Интеллектуальный учет)


Слайд 4Концептуальная модель интеллектуальной энергосистемы


Генерация
Передача
Распределение
Потребитель


Классическая генерация
Передача электроэнергии
УМНЫЙ СЧЕТЧИК
Умные бытовые приборы
Электромобиль
Солнечные панели
Солнечные

панели

Микрогенерация

Динамический контроль

Контроль нагрузки

Солнечная генерация

Ветряная генерация

Хранение электроэнергии

Встроенная ветряная генерация

Локальная генерация

Контроль качества э/э

Системы оценки качества э/э

Самовос-становление сети

Умные здания

Контроль нагрузки

Контроль нагрузки



















Системы контроля качества

Классическая генерация

Хранение электроэнергии

Хранение электроэнергии

Хранение электроэнергии

Самовос-становление сети

Распределение электроэнергии

Промышленный потребитель

Использование интеллектуальных технологий в энергетике позволяет преобразовать всю цепочку создания и использования электроэнергии от генерации до конечного потребителя.


Слайд 5Факторы актуальности интеллектуальных технологий в электроэнергетике
Внедрение интеллектуальных технологий как один из

вариантов решения существующих проблем

Общая тенденция к повышению уровня автоматизации
Появление новых технологий во всех сферах энергетики (генерация, передача и распределение, учет)
Появление дополнительных коммерческих возможностей (e.g. передача данных по ВЛ)
Высокий уровень конкуренции между производителями

Завышенные ожидания качества услуг
Заниженные ожидания стоимости услуг
Необходимость более высокой информированности клиентов
Взаимоотношения с потребителями как один из факторов конкурентоспособности

Необходимость снижения уровня загрязнения окружающей среды
Необходимость увеличения энергоэффективности и снижения общего уровня потребления
Возможности увеличения доли возобновляемых источников энергии

Высокий уровень физического износа оборудования
Необходимость массовых инвестиций в реновацию основных фондов и дальнейшее развитие
Проблемы с общей надежностью энергоснабжения
Высокий уровень технологических и коммерческих потерь

Экономическая нестабильность
Ужесточение условий функционирования рынка энергетики
Отраслевое реформирование
Новые конкуренты и бизнес-модели
Продажа квот на выброс вредных газов

Актуализация вопросов надежности, энергоэффективности и снижения загрязнения окружающей среды
Поведение КРО варьируется от активных стимулирующий действий до полного бездействия

Технологический прогресс

Потребности потребителей

Экология

Устаревшая инфраструктура и снижение надежности

Изменения рынка

Регулирование


Слайд 6Эволюционный путь интеллектуальных технологий

УМНЫЙ УЧЕТ
УМНАЯ СЕТЬ
УМНЫЙ ГОРОД






2009 - 2013
2015 - 2020
2010 - 2017
Двусторонняя

коммуникация с потребителями

Автоматизированная удаленная диспетчеризация работ

Автоматически управляемая и самовосстанавливающаяся сеть

Многоканальная доступность информации в режиме реального времени

Полномасштабный функционал мониторинга и дистанционного управления

Управление активами по состоянию

Автоматизированные системы работы с потребителями

Частичная автоматизация сети с функционалом самовосстановления

GIS

Автоматизация операционной деятельности (OMS/DMS)

Автоматическое снятие показаний

Распределенная генерация

Активное использование аналитик для оптимизации движения электроэнергии

Удаленное управление приборами

Интервальная/многотарифная тарификация

Электромобили

Интеллектуальные бытовые приборы

Возобновляемые источники энергии

Удаленное управление и контроль сети


Слайд 7В большинстве стран внедрение интеллектуальных технологий закрепляется государственными программами


Слайд 8Факторы, препятствующие развитию интеллектуальных технологий в энергетике
Политика и регламенты. Несмотря на

актуальность темы внедрения интеллектуальных технологий, осуществление практических шагов в этом направлении затрудняется существующими нормативно-правовые барьерами, которые не могут создать достаточную мотивацию для привлечения инвестиций из частного сектора.

Бизнес-кейс. В тех ситуациях, когда директивные органы и руководство энергетических компаний понимают важность интеллектуальных технологий, они нередко оказываются не в состоянии разработать бизнес-кейс для обоснования необходимого объема инвестиций в данное направление.

Зрелость технологий и проектные риски. Интеллектуальные технологии представляют новый сегмент, который в силу ограниченного распространения вызывает недоверие со стороны отдельных участников процесса (в том числе, регулирующих органов) и влечет определенные риски (пр., отсутствие согласованных стандартов)

Неосведомленность. Потребители и директивные органы зачастую плохо понимают, каким образом энергия доставляется потребителям, и какую роль интеллектуальные технологии могут играть в сокращении выбросов углерода и обеспечении более экологичного будущего.

Наличие доступного капитала. Энергетические компании обычно не испытывают сложности с выходом на рынки капитала. Тем не менее, при наличии серьезных рисков, связанных с реализацией проектов, а также нестабильностью экономической ситуации, относительная стоимость капитала может быть выше, чем обычно.

Навыки и знания. В долгосрочной перспективе, могут возникнуть проблемы, связанные с недостатком навыков, необходимых для проектирования, строительства и внедрения интеллектуальных технологий. По мере того, как опытные инженеры-энергетики приближаются к пенсионному возрасту, компаниям необходимо будет расширить сферу компетенции своего инженерно-технического персонала на силовую электронику, средства связи, а также управление и добычу данных.

Кибербезопасность и конфиденциальность данных. Цифровые системы связи, большая детализация и частота поступления информации о структуре потребления создают проблемы, связанные с нарушением кибербезопасности и злоупотреблением личными данными.

Слайд 9Интеллектуальный учет как первый шаг к интеллектуальным технологиям

Прибор учета
Учет, сбор, передача

и хранение данных потребления пользователя

Локальная сеть (LAN)

Передача данных между прибором учета и концентратором

Концен- тратор


Получение, хранение и передача сообщений от приборов учета и обратно

Общая сеть (WAN)


Централь-ный узел передачи данных (HES)

Интерфейс между AMI и системами бэк-офиса



Передача данных от концентратора в центральный узел данных энергокомпании

Визуа-лизация инфор-мации

Внутрен-няя сеть (HAN)

Приборы учета и инфраструктура коммуникаций

Система управления данными учета (MDMS)

Центральное хранилище данных




Системы обработки данных

Оборудование на территории потребителей

Передача данных от приборов в квартире к прибору учета


Дистанцион-ный контроль и обновление ПО со стороны энергокомпа-нии

Биллинг


Взаимодействие с системой MDMS, использование данных приборов учета для выставления счетов

Потреб-ление

Оборудо-вание потреби-теля

Интеграция с приборами установленными у потребителя



PLC, беспроводная

PLC, фиксированная связь, GSM, беспроводная связь

GSM, фиксированная связь, беспроводная связь

Каналы связи


Слайд 10Интеллектуальный учет выгоден всем участникам рынка электроэнергии
Сети
Сбыт
Энергосистема
Потребитель
Снижение операционных затрат
Удаленный съем показаний
Удаленное

управление приборами
Удаленное управление контрактами
Упрощенная диагностика
Закупки и логистика

Защита доходов
Определение неплательщиков
Снижение объемов кражи электроэнергии
Снижение потерь и их точная оценка
Снижение объемов штрафных санкций

Улучшение качества обслуживания
Тарифное разнообразие (сегментация потребителей)
Удаленное управление контрактами
Биллинг на основе реального потребления
Ускоренное реагирование на инциденты

Эффективность энергосистемы
Сглаживание пиков (для генераторов)
Улучшенное прогнозирование нагрузки
Управление нагрузкой
Инновации

Окружающая среда
Снижение уровня загрязнения
Более рациональное использование ресурсов

Внутренняя оптимизация
Упрощение работы с данными энергопотребления
Меньший объем контактов с потребителями
Меньше спорных вопросов по потреблению
Улучшение движения денежных потоков

Сетевая оптимизация
Точная локализация проблем
Механизмы управления нагрузкой

Рациональное энергопотребление
Прозрачность и доступность информации о потреблении
Изменение культуры энергопотребления


Слайд 11Интеллектуальный учет в РФ: существенное отставание от развитых стран

Интеллектуальный учет
Ручной сбор

данных со счетчиков

Передовая инфраструктура учета (AMI)

Автоматизирован- ный сбор данных (AMR)

Дистанционный сбор данных (OMR)

Электронный сбор данных (EMR)

Умный дом

Умная сеть

Основные характеристики

Умный дом:

Умная сеть:

Ручной сбор данных со счетчиков и ручной процесс их фиксации

Использование наладонных компьютеров для фиксации и хранения данных

Использование наладонных компьютеров для получения по радиоволнам данных со специально оборудованных счетчиков

Автоматический сбор данных с приборов учета и направление их в центральную БД для формирования счетов за электричество

Автоматический сбор и анализ данных о потреблении энергии, управление приборами учета в удаленном режиме

Данные с приборов учета позволяют анализировать и контролировать потребление

Более точное управление загрузкой сети

Позволяет внедрить систему биллинга и сбора платежей

Сокращает затраты на обслуживание

Сокращает затраты на обслуживание и повышает точность данных

Сокращает затраты на обслуживание и повышает точность данных

Инфраструктурная связь между приборами учета и бизнес-системами позволяет также направлять информацию потребителям и поставщикам энергии

Пример


Слайд 12Проекты по интеллектуальному учету в международной практике
35М ПУ, Франция Система: готовая
Начало: 2007
Статус:

пилотное внедрение
Конец: 2010 (пилот – 300К ПУ; 7К концентраторов)
Тиражирование с 2012 (5,5 лет)
Технологии: GPRS (центр-концентратор), PLC (концентратор-ПУ)
ПУ: Actaris, L&G, Iskraemeco
LVC: Landys & Gyr, Acataris

32М ПУ, Италия Система: индивидуальная
Начало: 1999
Статус: тиражирование завершено
Конец: 2006 (31М ПУ)
Тиражирование начато в 2002 (4 года)
Технологии: GSM (центр-концентратор)
PLC (концентратор-ПУ)
ПУ: Enel
LVC: Echelon & Kaifa

13М ПУ, Испания
Система: готовая (ENEL AMM)
Начало: 2008
Статус: пилот
Конец: 2010 (пилот – 25K ПУ)
Тиражирование с 2010 (4 года)
Технологии: GPRS (центр-концентратор), PLC (концентратор-ПУ)
ПУ: Enel, адаптированные под ТУ Endesa
LVC: Kaifa, Echelon

1,5М ПУ, Италия (Рим) Система: индивидуальная
Начало: 2005
Статус: тиражирование
Конец: 2010 (1,5М ПУ)
Тиражирование начато в 2005 (5 лет)
Технологии: GPRS (центр-концентратор), PLC (концентратор-ПУ)
ПУ: Landys & Gyr
LVC: Landys & Gyr

850К ПУ, Швеция, Финляндия
Система: готовая
Начало: 2002
Статус: тиражирование завершено
Конец: 2008 (850К ПУ)
Тиражирование начато в 2004 (4 года)
Технологии: GPRS/GSM (центр-концентратор), PLC/RADIO (концентратор-ПУ)
ПУ: Telvent, Actaris, Iskraemeco

5М ПУ, Нидерланды Система: готовая
Начало: 2003
Статус: планирование тиража
Конец: 2018 (5М ПУ)
Тиражирование с 2013 (2 года)
Технологии: GPRS (центр-концентратор), PLC (концентратор-ПУ)
ПУ: Itron, Iskraemeco
LVC: Itron

Россия:
Пилотный проект Smart Metering в г. Пермь (в рамках проекта «Считай, экономь и плати», 50 тыс. точек учета)
Локальные проекты в Королеве, Белгороде и т.д.
Демонстрационная зона интеллектуальной сети на о. Русский, г. Сортавала


Слайд 13Перспективы телекома в электроэнергетике
Налицо ярко выраженный тренд конвергенции традиционных телекоммуникационных услуг

и электросетевой деятельности
Около 10% инвестиций в умные сети – это инвестиции в инфраструктуру передачи данных
Емкость мирового рынка: более 2 млрд. долл. сейчас и около 5 млрд. долл. к 2016 г.


Прогноз мировых инвестиций в умные сети

Потенциальный объем рынка умных сетей для телекоммуникационных компаний


Слайд 14Контактная информация
Семен Щетинин
Старший менеджер энергетической практики, к.э.н.
semyon.schetinin@accenture.com
(T) +7-495-755-9770
(M) +7-916-805-4341



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика