Слайд 1
Тематическая зачетная система контроля
Зинченко Н.Н.,
методист МАУ ИМЦ
Слайд 2Цели и задачи
Цель: знакомство с зачетной системой контроля.
Задачи:
определить, каковы цели и
задачи тематического зачета;
выяснить, чем содержание и структура зачетной работы, соответствующей требованиям ФГОС ООО, отличается от ранее использованной.
узнать, какие формы проведения тематического зачета существуют;
познакомиться с алгоритмом подготовки к проведению тематического зачета;
познакомиться с рекомендациями по оцениваю отдельных заданий и общим оцениванием зачетной работы.
Слайд 3Что такое тематический зачет
Зачёт - это оценочная характеристика совокупности знаний, умений и навыков
учащихся, полученных ими при изучении темы. Тематический зачет позволяет проверить знания обучающихся по всей теме, систематизировать их, научить учащихся самостоятельно увидеть пробелы в своих знаниях, оценить полученные знания по способностям.
Слайд 4Цели проведения зачета
повышение эффективности процесса обучения и стимулирование учебной деятельности старшеклассников;
изучение
уровня усвоения учащимися параллели, класса, каждым школьником изученной темы либо блока тем, умение применять теоретические знания в практическом приложении;
выявление плохо усвоенных вопросов для корректировки дальнейшей общей и индивидуальной работы, разработки рекомендаций для самостоятельной работы учеников;
определение круга школьников, усвоивших тематику, вынесенную на зачёт, для развития и стимулирования, углубления и расширения их знаний, определения участников олимпиадной команды класса, школы.
Слайд 5Задача зачетной системы
обеспечить качественное усвоение федеральных государственных образовательных стандартов.
Слайд 7Кто обязан сдавать тематический зачет
Тематические зачеты должны сдать все ученики без
единого исключения.
Проболевшие или не сумевшие сдать зачет с первого раза будут пересдавать его до тех пор, пока не сдадут. Те, кто к концу четверти (года) имеет несданные зачеты, аттестованы за четверть (или за год) не будут.
Следует посоветовать детям не накапливать пробелы; систематически, а не от случая к случаю, выполнять домашние задания (как минимум, его обязательную часть); вовремя готовиться к зачетам, по ходу изучения темы проверять, справляются ли они с заданиями обязательного уровня, и обращаться за помощью к учителю, если какие-то задания не получаются.
Слайд 8Составные части тематического зачета
Слайд 9Составные части зачета, их нацеленность, назначение и задачи
Слайд 10Выставление итоговой оценки
Итоговая отметка за четверть (год) выставляется на основе отметок
за тематические зачеты, текущих отметок, отметок за самостоятельные и практические работы. При условии сдачи всех зачетов ученик может получить за четверть (год) одну из следующих отметок: «зачтено», «4» или «5». (Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)
7. Если ученик претендует на более высокую итоговую отметку, он сможет сдать в конце четверти (года) специальный зачет (экзамен) на «подтверждение повышенной оценки» – выполнить проверочную работу с достаточно сложными заданиями (примерно такими, как в дополнительной части тематических зачетов).
Слайд 11Подготовка к зачету включает этапы
1. Ознакомление учащихся со списком заданий и
вопросов продолжается в ходе изучения всей темы на всех этапах учебного процесса.
2. Проведение специального урока подготовки к зачету, проведение на нем инструктажа учащихся о правилах предстоящей проверки и тренировочного зачета.
3. Тренировочный зачет составляется из заданий, аналогичных тем, которые будут на зачете.
4. Выполнение самостоятельно обязательной части тренировочного зачета, после чего проводится комментированная проверка всех заданий, а иногда и разбор заданий.
Слайд 12Проведение и проверка зачета
Все учащиеся должны находиться в равных условиях (все
без исключения должны сдавать зачеты, оцениваться по единым критериям и т.п.).
Зачеты следует проводить в учебное время, желательно на предпоследнем уроке темы.
Все учащиеся должны выполнять обязательную часть зачетной работы, дополнительная часть выполняется по желанию ученика; к работе над нею разрешается приступать только после того, как будет выполнена обязательная часть зачета.
Проверку выполнения обязательной части работы следует провести во время урока сдачи зачета, а проверку выполнения дополнительной части – после уроков.
Во время зачета допускается использование учащимися справочных и дидактических материалов.
Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т.п.).
Допускается досрочная сдача зачета (для наиболее подготовленных учащихся), а также сдача зачета по частям в ходе изучения темы (последнее рекомендуется для учащихся, испытывающих особые трудности в учебе).
Слайд 13Общее оценивание зачетной работы
Слайд 14Когда проводится коррекция критериев?
1) Если класс плохо справился с зачетом, не
нужно сразу пытаться ослабить требования к оценке всех последующих зачетов.
Плохие результаты могут быть получены от недостаточной работы на этапе закрепления материала, или от того, что какая-то конкретная тема оказалась трудной для учащихся.
Кроме того, нужно иметь в виду, что первые зачеты почти всегда дают плохие результаты: для учеников непривычны новые формы проверки, требования к оформлению заданий, правила оценивания. Они еще не ощутили, что на обязательном уровне весь материал будет проверен у всех учащихся, а в случае неудачи им придется все равно дорабатывать материал, по которому у них есть пробелы.
Слайд 15Когда проводится коррекция критериев?
2) Более предпочтительно корректировать именно критерии, а не
содержание обязательной части зачета, поскольку обязательные задания обычно подбираются так, чтобы охватить по возможности полно основные сведения по проверяемому материалу, а также учесть право учащихся на случайную ошибку.
3) Задания дополнительной части можно частично или полностью заменить другими заданиями, более соответствующими программе обучения.
Учитель вправе по своему усмотрению изменить критерии выставления повышенных оценок, вводить в сильных классах даже определенные ограничения во времени выполнения обязательной части (как правило, за счет включения более трудоемких заданий в дополнительную часть).
Слайд 16Когда проводится коррекция критериев?
4) Коррекцию критерия нужно проводить до зачета, а
не в ходе его проведения или проверки. Измененный критерий согласовывается с учащимися (или доводится до их сведения), и после этого он строго выдерживается при оценке зачета для всех без исключения учащихся.
Слайд 17Коррекция критериев
1. Уменьшение числа баллов, необходимых для получения оценки «зачет»
Слайд 18Значение зачетной системы контроля знаний
С течением времени регулярно осуществляемая зачетная проверка
знаний оказывает дисциплинирующее влияние на учеников, и результаты сдачи зачетов, как правило, существенно повышаются.