Слайд 2Понятие педагогической технологии
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный
                                                            
                                    набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). 
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). 
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). 
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). 
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). 
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). 
                                
                            							
                                
							 
							
							
						 
											
                            Слайд 3Структура педагогической технологии
1.  Научный аспект: технология является научно разработанным решением
                                                            
                                    определённой проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики.
2. Формально-описательный аспект: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.
3.  Процессуально-деятельностный аспект: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполаганиие, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Технологии открытого образования
Технология консультации
Технология развития критического мышления 
Портфолио
Технология сопровождения познавательных интересов
Технология
                                                            
                                    сопровождения проектно-исследовательской деятельности
Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций)
Технология педагогической мастерской
Технология образовательного туризма
Робинзонада
Дебаты
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Требования к технологиям открытого образования
Необходимо использовать модульные технологии, для того, чтобы
                                                            
                                    у обучающихся были более широкие возможности для конструирования индивидуальных образовательных программ.
 Технологии открытого образования должны предоставлять возможность не жесткого педагогического формирования, а более мягкого сопровождения со стороны педагога-тьютора. 
Технологии открытого образования в качестве обязательного элемента должны содержать возможность и необходимость рефлексии как условия перехода от образования к самообразованию. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Принципы педагогической техники
  1. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
  ФОРМУЛИРОВКА: в
                                                            
                                    любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять обучающемуся право выбора. 
   С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Принципы педагогической техники
  2. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
   ФОРМУЛИРОВКА 1:
                                                            
                                    не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. 
   ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Принципы педагогической техники
  3. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   ФОРМУЛИРОВКА: освоение
                                                            
                                    обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. 
   Что значит работать со знанием: его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Принципы педагогической техники
 4. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
   ФОРМУЛИРОВКА: регулярно
                                                            
                                    контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Принципы педагогической техники
 5. ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД) 
  
                                                            
                                    ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Формы работы тьютора
Тьюторский час — на нем выявляются удачи и неудачи произошедшего, делаются
                                                            
                                    открытия — что нового обучающийся увидел в себе, формулируются предложения на будущее.
Тьюторский контроль — индивидуальная контролирующая работа тьютора, направленная на использование знаний, умений и навыков обучающихся, обсуждение затруднений, ошибок и решение проблем.
Тьюторский клуб — коллективная деятельность обучающихся и тьютора, направленная на формирование общих интересов и ослабление коммуникативных барьеров.
Работа с учебным материалом — индивидуальная и поддерживающая тьюторская работа, направленная на освоение обучающимися представленного материала.
Тьюториал — коллективная деятельность тьютора и обучающихся в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей педагогов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Технологический пакет «Горизонты»
Техники, работающие на выстраивание перспектив, целевых областей, идеальных образов.
                                                            
                                    
Создание условий для формирования обучающимся образа будущего. 
Организация процесса целеполагания в образовании. 
Проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели. 
Средства ближнего и дальнего планирования образовательной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Технологический пакет «Зеркала» (техники отображения достижений)
Создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности. 
Формы
                                                            
                                    организации рефлексии образовательного процесса. 
Открытые формы мониторинга процесса. 
Методы аутентичного оценивания. 
Использование методов психологической диагностики как средств организации «внешнего» взгляда на личностные и деятельностные характеристики человека.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Технологический пакет «Бумеранги» (сравнивание себя с собой – идеальных образов и
                                                            
                                    реальных достижений)
Методики соотнесения результатов и целей. 
Открытые формы мониторинга текущих результатов. 
Организация самостоятельного отслеживания уровня адекватности реального пути ранее намеченной траектории.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Технологический пакет «Вызовы» 
(вызовы и прорывы, встраивание в ситуации развития для
                                                            
                                    обеспечения освоения новых деятельностей)
Действие в ситуации неопределенности. 
Создание ситуаций преодоления. 
Проектирование зоны ближайшего развития. 
Организация ситуаций и программ, содержащих образовательный экстрим. 
Работа с инициативой.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Технологический пакет «Рефлексия» (понимание про себя, про свои приоритеты, ценности, интересы)
Анализ
                                                            
                                    способов построения, реализации и оценки индивидуальной образовательной программы. 
Анализ эффективности освоенных и применяемых способов учебной и образовательной деятельности, социального взаимодействия. 
Обратная связь с субъектами образовательного процесса.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 18Кейс метод в системе методов организации обучения
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19  
Представьте в виде ряда ключевых слов понятие «кейс».
Кейс — это...
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Технология «Кейс-стади»
  «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а
                                                            
                                    более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году.
  «Культурологической основой появления и развития кейс -метода явился принцип «прецедента» или «случая». 
  Метод Case Studies предполагает:
подготовленный в письменном виде пример кейса из практики; 
самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; 
совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; 
следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения". 
  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Кейс-стади (case-study) - буквально: "изучение случая". 
  Форма активного проблемно-ситуативного
                                                            
                                    учебного занятия. 
Непосредственная цель case-study -совместными усилиями
сформулировать, 
проанализировать, 
дать оценку, 
 выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации, возникающей в контексте конкретного положения дел — случая.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Структура кейса 
Описание проблемной ситуации (собственно сам кейс); 
перечень вопросов, на
                                                            
                                    которые надо ответить, или заданий, которые необходимо выполнить при работе с кейсом; 
пояснительная записка для преподавателя - это предназначенное для преподавателя описание особенностей кейса и работы с ним в аудитории; 
приложения, представляющие фактический материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, карточек, анкет. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Материалы для создания кейса 
Проблемные реальные ситуации 
Интересные исторические факты 
Литературные
                                                            
                                    источники 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Результаты работы с кейсом
  Учебные
   (результаты, связанные с
                                                            
                                    освоением знаний и навыков) 
Освоение новой информации
Освоение методов сбора данных
Освоение методов анализа
Умение работать с текстом 
Соотнесение теоретических и практических знаний 
 Образовательные (результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения)
Создание авторского продукта
Образование и достижение личных целей 
Повышение уровня профессиональной компетентности
Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Способы работы с информацией
Продвинутая лекция – работа с текстом
Инсерт – система
                                                            
                                    маркировки текста (пометки на полях):
«V» - «знаю»;
 «-» - «противоречит моим первоначальным     представлениям»;
«?» -«хочу узнать, есть вопросы»;  
 «+» - «новое знание».	 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26«Мозговой штурм» 
  Иерархия вопросов
I уровень - что ты знаешь?
                                                            
                                    
II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) 
III уровень - применение, анализ, синтез 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 28«Ромашка Блума»
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то
                                                            
                                    факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
                                
                            							
                                
							 
														
						 
											
                            Слайд 29«Ромашка Блума»
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,
                                                            
                                    предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 31Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) 
Кластер - это графическая
                                                            
                                    организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. 
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. 
Обучающиися записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 35Оценка качества информации
Отделите поддающиеся проверке факты от интерпретаций и суждений. 
Определите,
                                                            
                                    что в данном материале для вас существенно, а что неважно или ненужно. 
Выделите недоказанные или слабо аргументированные предположения. 
В чем вы видите предвзятость и необъективность автора? Почему вы так решили? 
Насколько можно доверять этому источнику? Что для вас является критерием достоверности? 
В чем состоит точка зрения автора этого материала? Почему вы так считаете? Можно ли проследить логику рассуждений, как автор приходит к своим выводам и умозаключениям? 
Насколько сильно аргументирована позиция автора? Или он предлагает вам принять свои суждения на веру? Как вы пришли к такому суждению? 
Насколько точна информация в этом материале? Что вы сделали для того, чтобы убедиться в ее точности? 
Приводит ли автор альтернативные точки зрения? Как он относится к аргументам своих оппонентов? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Стратегии обучения умению решать проблемы 
Жить – значит иметь проблемы.
Решать их
                                                            
                                    – значит расти интеллектуально.
                  Дж.Гилфорд
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»
Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн; адаптация: И.О.Загашев
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38 Стратегия «ИДЕАЛ»
Интересно, в чем проблема? 
Давайте найдем как можно больше
                                                            
                                    способов решения проблем! 
Есть ли какие-либо хорошие решения? 
А теперь сделаем выбор! 
Любопытно, как это осуществить на практике?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Интересно, в чем проблема?
Распознавание проблемы,
которая может быть решена и 
достойна решения,
                                                            
                                    есть... 
тоже своего рода открытие.
Макс Поланьи
   Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
Итак, проблема сформулирована.
В течение
                                                            
                                    10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.
 Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способов нет», «Ну на этом и хватит» и т. д.
 Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком
                                                            
                                    «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. 
Можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте! Для критики время еще не пришло!
 Если удачных вариантов вы не видите, то сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу.
Если по поводу какого-то варианта вы сомневаетесь, то обозначьте его как «+ –».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42А теперь сделаем выбор!
Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными
                                                            
                                    «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. 
Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. 
Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. 
Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43Любопытно, как это осуществить на практике?
Пришло время наметить план осуществления вашего
                                                            
                                    ИДЕАЛьного решения. 
Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы.
Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».
 Действуйте! 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44Стратегия «Мозаика проблем» 
автор модификации: Иветта Силова
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45Этапы применения
1. Задача - свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться
                                                            
                                    дальше в изучении темы (в разрешении проблемы).
2.  Обучающиеся, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте).
3.  Эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам. 
4.  Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного-двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали.
5.  Каждая группа (или каждый обучающийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.
6.  Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы.
Самое главное – четко сформулировать аспекты темы!