Слайд 1© Тольяттинская академия управления
Технологии мышления
Чтения Памяти Г.П.Щедровицкого
2007
Слайд 2© Тольяттинская академия управления
К программе работ по
технологизации мышления в ММК
Задачи:
Выделить и выразить в обобщенных правилах сокровенную сторону мышления, его приемы и способы, его технологию.
Знать строение всех существующих видов знания, законы их развития и обобщения.
Выделить мыслительные операции для изменения характера учебного процесса, для предельной рационализации его .
Осуществить перестройку всех наук, рационализацию и объединение их на основе новых, более глубоких обобщений; устаревшее, архаичное будет выброшено, современное будет понято в своих принципах, люди начнут строить свою деятельность на знаниях методов современного мышления, и это будет означать, что техника мышления всего человечества поднимется на новую, более высокую ступень.
(Известия. 1961. № 234).
Слайд 3© Тольяттинская академия управления
Понятие о технологии
Типы технологий:
В материале природы
(машины);
На людях (мегамашины);
В материале форм мысли (оперативные системы.
Слайд 4© Тольяттинская академия управления
Разработчики и пользователи
Слайд 5© Тольяттинская академия управления
Логика и топика разворачивания темы
Слайд 6© Тольяттинская академия управления
Позиция: инженер-методолог
Слайд 7© Тольяттинская академия управления
Принцип 1
«Философы лишь различным образом объясняли мир,
а
методологи, инженеры и управленцы изменяют его» –
(по мотивам К.Маркса)
Слайд 8© Тольяттинская академия управления
Принцип 2
О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул
Базаров.
— Об одном прошу тебя: не говори красиво!
Слайд 9© Тольяттинская академия управления
Принцип 3.
Надо знать что получилось в результате исторического
процесса, чтобы разобраться в сущности этого процесса, ибо последняя и состоит в результате.
Созревшее существо сбрасывает историческое облачение, ставшее тесным и чуждым.
(А.Зиновьев «Фактор понимания»)
Слайд 10А. Зинченко
Технологии проблематизации
в СМД методологии.
Слайд 11© Тольяттинская академия управления
Тезис по теме «технология проблематизации».
Для чего нужна, и
где употребляется технология проблематизации?
Каковы назначение и функции технологии проблематизации?
Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы научиться работать задачно!
То есть - находить на практике выход из любой сложной ситуации.
Слайд 12© Тольяттинская академия управления
И-29 «Проблемная и задачная организация ситуаций и систем
профессинально-производственной и учебной мыследеятельности»
(Залучье, Тверская область, 02.09.83 - 14.09.83).
задачный подход в подготовке (передача знаний в ходе решения задач) приводит к проблемным ситуациям в практической деятельности;
проблемный подход в подготовке – искусственное создание проблемных ситуаций – позволяет в практике технологично ставить и решать проблемы.
Проблема в сфере подготовки – где взять преподов, которые готовы и могут проблематизировать собственные знания и опыт? Как на место классно-урочной системы ввести проблемные формы организации?
Слайд 13© Тольяттинская академия управления
К «большой» истории проблематизации
Слайд 14© Тольяттинская академия управления
К «малой» истории проблематизации в работах ММК и
Слайд 15© Тольяттинская академия управления
Технологии СМД методологии
Г.П. начинал с разработки метода исследования
мышления (см. канд. дисс.) и всю последующую жизнь развивал эту тему.
Мышление на первых этапах разработки бралось из текстов мыслителей прошлого. А вот метод конструировался отдельно и проверялся в приложении к различным текстам-размышлениям. Прорывы в понимании оформлялись в схемах для коммуникации, критики и трансляции.
Сложилась следующая технологическая схема:
- новое понимание социокультурной (практической) ситуации;
- конструирование схемы-понятия, схватывающей понятое;
- объективация – категориальная интерпретация и предметная проработка для включения схемы в корпус (музей) инструментов культуры и интеллекта;
- употребление схемы в разработках и исследованиях в функции новой семиотической машины.
В этих работах раскрыто устройство знания и это устройство оформлено в понятии. Методологическое знание – это знание о том, как конструировать понятия, организующие деятельность.
Разработан ряд понятийных комплексов - понимающих машин: схема знания, схема научного предмета, схемы категории система, сферно-фокусная схема, схема акта МД, схема коллективной МД и многие другие.
Слайд 16© Тольяттинская академия управления
Понятийно-фокусная схема проблематизации (ОДИ -16 – 1983)
Слайд 17© Тольяттинская академия управления
Технологическая проработка позволяет говорить о
смене форм проблематизации в управленческой мыследеятельности.
Слайд 18© Тольяттинская академия управления
Проблематизация и проектирование
Условием проблематизации и программирования являются структурно-функциональные
представления деятельности и мышления, поэтому можно вместо проблематизации и программирования, осуществлять структурно-функциональное проектирование и таким образом делать все, что нужно, и решать все оргуправленческие задачи в отношении деятельности и мышления.
Можно проставлять плюсы и минусы у соответствующих блоков схемы и таким образом формировать знание о том, чего мы не знаем и что знаем плохо. Можно делать выводы: я плохо представляю себе цели этой работы, имею слишком смутное представление о необходимых и возможных продуктах; у меня нет необходимого для получения этих продуктов исходного материала; у меня явно неадекватные целям средства и методы деятельности и мышления, и т.п.
Так или примерно так формируются знания о том, чего не имеет или не знает управленец и благодаря им проблематизация приобретает позитивную форму.
Г.П.Щедровицкий
Слайд 19© Тольяттинская академия управления
Принципиальная схема проблематизации
Слайд 20© Тольяттинская академия управления
Постановка техник
проблематизации в режиме ПАС
(проектно- аналитической
сессии).
Слайд 21А. Зинченко
Технология онтологизации
в СМД методологии.
Слайд 22© Тольяттинская академия управления
Тезис по теме
«технология онтологизации».
Для чего нужна, и
где употребляется технология онтологизации?
Каковы назначение и функции технологии онтологизации?
Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы осуществлять системно-структурное мышление! То есть - овладеть современными формами понимания сути дела.
Слайд 23© Тольяттинская академия управления
Понимание в ММК
Г.П. построил новое понятие
о знании, которое в идее «восхождения» и в категори «система» предполагает «соединение истин в целое» (В.Розанов).
Технику организации понимания – метод топов или мест – начал разрабатывать Аристотель.
Знание всегда предметно и конкретно, а топика есть чистая организация с незаполненными местами. И есть две культуры – мыслительная и понимающая. Нельзя обсуждать понимание в терминах мышления и знания.
Г.П. нарабатывал техники и инструменты понимания, понимал это, но «вывернуть» свою работу в новую действительность времени и смелости не хватило.
Поэтому СМД – подход построен на принципах организации МД и представления о понимании разворачиваются здесь на базе лингвистики и теории коммуникации.
Слайд 24© Тольяттинская академия управления
Из опыта собственной практики онтологизации
Системно-структурное мышление (в
версии ММК и ОДИ) невозможно вне схем.
Назначение и функции схем в мышлении – изображение существа дела, над которым строится размышление - поля деятельности (планкарты, топики), условий его разворачивания (машинная, инфраструктурная, сетевая и прочие формы организации), системы управления, технического и кадрового обеспечения.
Эти изображения должны обеспечить «единство сущего и существующего» и тем самым практичность и успешность дела. Они и задают онтологию мыследеятельности.
Слайд 25© Тольяттинская академия управления
Устройство работы понимания
Слайд 26© Тольяттинская академия управления
Формы мысли и материал деятельности
Работа означкования.
Типы на
различном материале.
Слайд 27© Тольяттинская академия управления
Сокрытие сути дела системами управления для обеспечения манипуляций
массовой деятельностью
Слайд 28© Тольяттинская академия управления
Онтологический фон – пространство рефлексии.
Слайд 29А. Зинченко
Технологии схематизации
в СМД методологии.
Слайд 30© Тольяттинская академия управления
Г.П.Щ.: Структурно-системное мышление в словесном языке невозможно.
Схемы в
отличие от словесных текстов есть та специфическая форма, знаковая форма, которая позволяет нам строить и осуществлять структурно-системное мышление, а вместе с тем и структурно-системное понимание.
Именно появление сложных, неоднородных и многоплановых схем (все схемы являются именно такими, поэтому можно сказать: именно появление схем) сделало возможным структурно-системное мышление.
Схемы дают нам возможность изображать делаемое. Методологи впервые начали изображать то, что мы делаем в мышлении.
Работа со знаковой формой стала включаться в саму знаковую форму. В традиционном мышлении, как обыденном, так и научном, работа со знаковыми формами знаний никогда не включается в саму знаковую форму.
И это порождает массу удивительных вещей: в частности новые возможности для саморазвития мышления.
Слайд 31© Тольяттинская академия управления
СМД понятие схемы
Мысль (понятое) фиксируется и передается в
схеме.
Назначение схематизации – представить мир как объекты оперирования мысли.
Слайд 32© Тольяттинская академия управления
Функция схем в обучении:
Изображение действия, в
которое нужно вставить новичка (понимающего ученика).
Слайд 33© Тольяттинская академия управления
Назначение и функции схем в методологической работе
- Конструирование поля деятельности и способов действия;
- Инструмент технологизации интеллектуальных работ и организации действий в категории «система»: пять типов употреблений.
Слайд 34© Тольяттинская академия управления
Техники схематизации
(конструирование понятий для организации МД)
Слайд 35© Тольяттинская академия управления
Суть инженерии: все понимать и уметь конструировать
Витрувий (П век до н.э.) сформулировал свод требований к архитектору (инженеру):
«Он не обязан, да и не может быть таким грамматиком, каким был Аристарх, - лишь бы не был безграмотным; ни музыкантом, как Аристоксен, — лишь бы не был несведущ в музыке; ни живописцем, как Апеллес, — лишь бы не был неопытен в рисовании; ни ваятелем, подобно Мирону или Поликлету, — лишь бы не был невеждою в области ваяния; ни опять-таки врачом, как Гиппократ, — лишь бы он не был несведущ в медицине; также и в остальных науках не должен быть он знатоком, — лишь бы не был в них невеждою".
Слайд 36© Тольяттинская академия управления
Инженерное дело: формы организации
Мастерская - (изготовление и пробы
инструмента) – ММК.
Цех – КБ + опытное производство – (изделия для испытаний на разных полигонах) - ОДИ.
Инженерный центр - мастерские, КБ, опытное производство, подготовка смены (подмастерьев и мастеров).
Слайд 37© Тольяттинская академия управления
Критерии оценки схемы
Ухватывает ли конструкция
схемы суть дела, о котором вам необходимо рассказать (проанализировать).
Указывает ли схема на устройство объекта размышлений – процессы и механизмы его превращений и преобразований.
Позволяет ли схема строить планы стратегических и тактических действий по отношению к объекту.
Позволяет ил схема указать на экономическую эффективность (по отношению к существующему положению или к будущему – социальная, техническая и прочая эффективность).
Операции проработки схемы
Понять задачу (руководитель не имеет права не понимать).
Занять позицию.
Обозначить подход (задачный – проблемный).
Ухватить суть дела в конструкции (взять схему напрокат).
Сконструировать устройство схемы:
перенос опыта; система управления;
поле деятельности (рынок); технология;
финансы; персонал; территория;
акционеры; государство.
Развернуть схему в будущее.
Просчитать последствия принятия решений.
Работа со схемой
Слайд 38© Тольяттинская академия управления
Устройство мастерской
Слайд 39© Тольяттинская академия управления
Что и в каких технологиях употребляется нашей командой
(ТАУ) из запаса СМД методологии?
Организация понимания.
Техники схематизации.
Приемы управленческой антропотехники.
Метод накопления опыта и формирования управленческого инструментального несессера.
Слайд 40© Тольяттинская академия управления
Воспроизводство инженерного дела: институционализация и дессеминация.
Слайд 41© Тольяттинская академия управления
Корпус тренажеров для обучения схематизации.
Слайд 42
МТ
МУ
Проектно-Аналитические работы
Самоорганизация
Бакалавр
Магистр
ИУУ
ТТС
Самоопределение
Учебный план управленческой подготовки
Слайд 43© Тольяттинская академия управления
Устройство образовательного учреждения
Слайд 44© Тольяттинская академия управления
Какие проблемы мы решаем, обучая схематизации?
проблема подготовки к
мышлению (на фоне разрушенной школы).
проблема освоения проектного подхода и расширения «настоящего».
проблема «связывания» мышления в деятельности или реализации в практической деятельности мыслительных конструкций.
Слайд 45© Тольяттинская академия управления
Антропотехника в категориях
«система» – «сфера».
Слайд 46© Тольяттинская академия управления
Наши конкуренты
Современные разработки по технологизации мышления.
Примеры интеллектуальных технологий «развивающегося человечества»:
1) ААR,
2) Карты памяти,
3) Проектирование, маркетинг и стратегирование,
4) Коллективная МД – командные работы,
5) Полиэкранная организация (Windows),
6) Инженерно организованная мыследеятельность (TPS – Toyota production system),
7) Прогнозирование – фьючерсы,
8) Управление знаниями (knowledge management),
9) Think tanks,
10) Другие.