Технологии мышленияЧтения Памяти Г.П.Щедровицкого2007 презентация

Содержание

© Тольяттинская академия управления К программе работ по технологизации мышления в ММК Задачи: Выделить и выразить в обобщенных правилах сокровенную сторону мышления, его приемы и способы, его технологию. Знать

Слайд 1© Тольяттинская академия управления
Технологии мышления Чтения Памяти Г.П.Щедровицкого 2007


Слайд 2© Тольяттинская академия управления
К программе работ по технологизации мышления в ММК
Задачи:

Выделить и выразить в обобщенных правилах сокровенную сторону мышления, его приемы и способы, его технологию.
Знать строение всех существующих видов знания, законы их развития и обобщения.
Выделить мыслительные операции для изменения характера учебного процесса, для предельной рационализации его .
Осуществить перестройку всех наук, рационализацию и объединение их на основе новых, более глубоких обобщений; устаревшее, архаичное будет выброшено, современное будет понято в своих принципах, люди начнут строить свою деятельность на знаниях методов современного мышления, и это будет означать, что техника мышления всего человечества поднимется на новую, более высокую ступень.
(Известия. 1961. № 234).

Слайд 3© Тольяттинская академия управления
Понятие о технологии

Типы технологий:
В материале природы

(машины);
На людях (мегамашины);
В материале форм мысли (оперативные системы.

Слайд 4© Тольяттинская академия управления
Разработчики и пользователи


Слайд 5© Тольяттинская академия управления
Логика и топика разворачивания темы


Слайд 6© Тольяттинская академия управления
Позиция: инженер-методолог


Слайд 7© Тольяттинская академия управления
Принцип 1


«Философы лишь различным образом объясняли мир,

а
методологи, инженеры и управленцы изменяют его» –

(по мотивам К.Маркса)

Слайд 8© Тольяттинская академия управления
Принцип 2

О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул

Базаров.
— Об одном прошу тебя: не говори красиво!

Слайд 9© Тольяттинская академия управления
Принцип 3.

Надо знать что получилось в результате исторического

процесса, чтобы разобраться в сущности этого процесса, ибо последняя и состоит в результате.
Созревшее существо сбрасывает историческое облачение, ставшее тесным и чуждым.

(А.Зиновьев «Фактор понимания»)

Слайд 10А. Зинченко Технологии проблематизации в СМД методологии.


Слайд 11© Тольяттинская академия управления
Тезис по теме «технология проблематизации».
Для чего нужна, и

где употребляется технология проблематизации?
Каковы назначение и функции технологии проблематизации?
Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы научиться работать задачно!
То есть - находить на практике выход из любой сложной ситуации.

Слайд 12© Тольяттинская академия управления
И-29 «Проблемная и задачная организация ситуаций и систем

профессинально-производственной и учебной мыследеятельности» (Залучье, Тверская область, 02.09.83 - 14.09.83).

задачный подход в подготовке (передача знаний в ходе решения задач) приводит к проблемным ситуациям в практической деятельности;

проблемный подход в подготовке – искусственное создание проблемных ситуаций – позволяет в практике технологично ставить и решать проблемы.


Проблема в сфере подготовки – где взять преподов, которые готовы и могут проблематизировать собственные знания и опыт? Как на место классно-урочной системы ввести проблемные формы организации?


Слайд 13© Тольяттинская академия управления
К «большой» истории проблематизации


Слайд 14© Тольяттинская академия управления
К «малой» истории проблематизации в работах ММК и

ОДИ



Слайд 15© Тольяттинская академия управления
Технологии СМД методологии
Г.П. начинал с разработки метода исследования

мышления (см. канд. дисс.) и всю последующую жизнь развивал эту тему.
Мышление на первых этапах разработки бралось из текстов мыслителей прошлого. А вот метод конструировался отдельно и проверялся в приложении к различным текстам-размышлениям. Прорывы в понимании оформлялись в схемах для коммуникации, критики и трансляции.
Сложилась следующая технологическая схема:
- новое понимание социокультурной (практической) ситуации;
- конструирование схемы-понятия, схватывающей понятое;
- объективация – категориальная интерпретация и предметная проработка для включения схемы в корпус (музей) инструментов культуры и интеллекта;
- употребление схемы в разработках и исследованиях в функции новой семиотической машины.
В этих работах раскрыто устройство знания и это устройство оформлено в понятии. Методологическое знание – это знание о том, как конструировать понятия, организующие деятельность.
Разработан ряд понятийных комплексов - понимающих машин: схема знания, схема научного предмета, схемы категории система, сферно-фокусная схема, схема акта МД, схема коллективной МД и многие другие.


Слайд 16© Тольяттинская академия управления
Понятийно-фокусная схема проблематизации (ОДИ -16 – 1983)


Слайд 17© Тольяттинская академия управления
Технологическая проработка позволяет говорить о

смене форм проблематизации в управленческой мыследеятельности.

Слайд 18© Тольяттинская академия управления
Проблематизация и проектирование
Условием проблематизации и программирования являются структурно-функциональные

представления деятельности и мышления, поэтому можно вместо проблематизации и программирования, осуществлять структурно-функциональное проектирование и таким образом делать все, что нужно, и решать все оргуправленческие задачи в отношении деятельности и мышления.

Можно проставлять плюсы и минусы у соответствующих блоков схемы и таким образом формировать знание о том, чего мы не знаем и что знаем плохо. Можно делать выводы: я плохо представляю себе цели этой работы, имею слишком смутное представление о необходимых и возможных продуктах; у меня нет необходимого для получения этих продуктов исходного материала; у меня явно неадекватные целям средства и методы деятельности и мышления, и т.п.

Так или примерно так формируются знания о том, чего не имеет или не знает управленец и благодаря им проблематизация приобретает позитивную форму.
Г.П.Щедровицкий

Слайд 19© Тольяттинская академия управления
Принципиальная схема проблематизации


Слайд 20© Тольяттинская академия управления
Постановка техник проблематизации в режиме ПАС (проектно- аналитической

сессии).

Слайд 21А. Зинченко Технология онтологизации в СМД методологии.


Слайд 22© Тольяттинская академия управления
Тезис по теме «технология онтологизации».
Для чего нужна, и

где употребляется технология онтологизации?
Каковы назначение и функции технологии онтологизации?
Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы осуществлять системно-структурное мышление! То есть - овладеть современными формами понимания сути дела.

Слайд 23© Тольяттинская академия управления
Понимание в ММК

Г.П. построил новое понятие

о знании, которое в идее «восхождения» и в категори «система» предполагает «соединение истин в целое» (В.Розанов).

Технику организации понимания – метод топов или мест – начал разрабатывать Аристотель.

Знание всегда предметно и конкретно, а топика есть чистая организация с незаполненными местами. И есть две культуры – мыслительная и понимающая. Нельзя обсуждать понимание в терминах мышления и знания.

Г.П. нарабатывал техники и инструменты понимания, понимал это, но «вывернуть» свою работу в новую действительность времени и смелости не хватило.
Поэтому СМД – подход построен на принципах организации МД и представления о понимании разворачиваются здесь на базе лингвистики и теории коммуникации.

Слайд 24© Тольяттинская академия управления
Из опыта собственной практики онтологизации
Системно-структурное мышление (в

версии ММК и ОДИ) невозможно вне схем.

Назначение и функции схем в мышлении – изображение существа дела, над которым строится размышление - поля деятельности (планкарты, топики), условий его разворачивания (машинная, инфраструктурная, сетевая и прочие формы организации), системы управления, технического и кадрового обеспечения.

Эти изображения должны обеспечить «единство сущего и существующего» и тем самым практичность и успешность дела. Они и задают онтологию мыследеятельности.


Слайд 25© Тольяттинская академия управления
Устройство работы понимания


Слайд 26© Тольяттинская академия управления
Формы мысли и материал деятельности
Работа означкования.
Типы на

различном материале.

Слайд 27© Тольяттинская академия управления
Сокрытие сути дела системами управления для обеспечения манипуляций

массовой деятельностью

Слайд 28© Тольяттинская академия управления
Онтологический фон – пространство рефлексии.


Слайд 29А. Зинченко Технологии схематизации в СМД методологии.


Слайд 30© Тольяттинская академия управления
Г.П.Щ.: Структурно-системное мышление в словесном языке невозможно.
Схемы в

отличие от словесных текстов есть та специфическая форма, знаковая форма, которая позволяет нам строить и осуществлять структурно-системное мышление, а вместе с тем и структурно-системное понимание.

Именно появление сложных, неоднородных и многоплановых схем (все схемы являются именно такими, поэтому можно сказать: именно появление схем) сделало возможным структурно-системное мышление.

Схемы дают нам возможность изображать делаемое. Методологи впервые начали изображать то, что мы делаем в мышлении.

Работа со знаковой формой стала включаться в саму знаковую форму. В традиционном мышлении, как обыденном, так и научном, работа со знаковыми формами знаний никогда не включается в саму знаковую форму.

И это порождает массу удивительных вещей: в частности новые возможности для саморазвития мышления.



Слайд 31© Тольяттинская академия управления
СМД понятие схемы

Мысль (понятое) фиксируется и передается в

схеме.
Назначение схематизации – представить мир как объекты оперирования мысли.


Слайд 32© Тольяттинская академия управления
Функция схем в обучении:
Изображение действия, в

которое нужно вставить новичка (понимающего ученика).

Слайд 33© Тольяттинская академия управления
Назначение и функции схем в методологической работе


- Конструирование поля деятельности и способов действия;

- Инструмент технологизации интеллектуальных работ и организации действий в категории «система»: пять типов употреблений.



Слайд 34© Тольяттинская академия управления
Техники схематизации (конструирование понятий для организации МД)


Слайд 35© Тольяттинская академия управления
Суть инженерии: все понимать и уметь конструировать

Витрувий (П век до н.э.) сформулировал свод требований к архитектору (инженеру):
«Он не обязан, да и не может быть таким грамматиком, каким был Аристарх, - лишь бы не был безграмотным; ни музыкантом, как Аристоксен, — лишь бы не был несведущ в музыке; ни живописцем, как Апеллес, — лишь бы не был неопытен в рисовании; ни ваятелем, подобно Мирону или Поликлету, — лишь бы не был невеждою в области ваяния; ни опять-таки врачом, как Гиппократ, — лишь бы он не был несведущ в медицине; также и в остальных науках не должен быть он знатоком, — лишь бы не был в них невеждою".

Слайд 36© Тольяттинская академия управления
Инженерное дело: формы организации
Мастерская - (изготовление и пробы

инструмента) – ММК.
Цех – КБ + опытное производство – (изделия для испытаний на разных полигонах) - ОДИ.
Инженерный центр - мастерские, КБ, опытное производство, подготовка смены (подмастерьев и мастеров).

Слайд 37© Тольяттинская академия управления
Критерии оценки схемы

Ухватывает ли конструкция

схемы суть дела, о котором вам необходимо рассказать (проанализировать).
Указывает ли схема на устройство объекта размышлений – процессы и механизмы его превращений и преобразований.
Позволяет ли схема строить планы стратегических и тактических действий по отношению к объекту.
Позволяет ил схема указать на экономическую эффективность (по отношению к существующему положению или к будущему – социальная, техническая и прочая эффективность).

Операции проработки схемы

Понять задачу (руководитель не имеет права не понимать).
Занять позицию.
Обозначить подход (задачный – проблемный).
Ухватить суть дела в конструкции (взять схему напрокат).
Сконструировать устройство схемы:
перенос опыта; система управления;
поле деятельности (рынок); технология;
финансы; персонал; территория;
акционеры; государство.
Развернуть схему в будущее.
Просчитать последствия принятия решений.

Работа со схемой


Слайд 38© Тольяттинская академия управления
Устройство мастерской


Слайд 39© Тольяттинская академия управления
Что и в каких технологиях употребляется нашей командой

(ТАУ) из запаса СМД методологии?

Организация понимания.
Техники схематизации.
Приемы управленческой антропотехники.
Метод накопления опыта и формирования управленческого инструментального несессера.


Слайд 40© Тольяттинская академия управления
Воспроизводство инженерного дела: институционализация и дессеминация.


Слайд 41© Тольяттинская академия управления
Корпус тренажеров для обучения схематизации.


Слайд 42








МТ


МУ
















Проектно-Аналитические работы
Самоорганизация
Бакалавр
Магистр
ИУУ


ТТС
Самоопределение
Учебный план управленческой подготовки


Слайд 43© Тольяттинская академия управления
Устройство образовательного учреждения


Слайд 44© Тольяттинская академия управления
Какие проблемы мы решаем, обучая схематизации?
проблема подготовки к

мышлению (на фоне разрушенной школы).
проблема освоения проектного подхода и расширения «настоящего».
проблема «связывания» мышления в деятельности или реализации в практической деятельности мыслительных конструкций.

Слайд 45© Тольяттинская академия управления
Антропотехника в категориях «система» – «сфера».


Слайд 46© Тольяттинская академия управления
Наши конкуренты
Современные разработки по технологизации мышления.

Примеры интеллектуальных технологий «развивающегося человечества»:

1) ААR,
2) Карты памяти,
3) Проектирование, маркетинг и стратегирование,
4) Коллективная МД – командные работы,
5) Полиэкранная организация (Windows),
6) Инженерно организованная мыследеятельность (TPS – Toyota production system),
7) Прогнозирование – фьючерсы,
8) Управление знаниями (knowledge management),
9) Think tanks,
10) Другие.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика