Стратегия организации дистанционного обучения презентация

Содержание

Основные этапы стратегии внедрения ДО Этап I. Анализ ситуации Какие формы обучения уже присутствуют в ОУ? Сколько учащихся? Дисциплин? Каков уровень использования преподавателями средств ИКТ в учебном процессе? Предполагаемый результат

Слайд 1Стратегия организации дистанционного обучения
Министерство образования и науки РФ ФГАУ «Федеральный институт

развития образования»

Никуличева Наталия Викторовна
зав.кафедрой дистанционного обучения



Слайд 2Основные этапы стратегии внедрения ДО Этап I. Анализ ситуации
Какие формы обучения

уже присутствуют в ОУ? Сколько учащихся? Дисциплин?
Каков уровень использования преподавателями средств ИКТ в учебном процессе?
Предполагаемый результат внедрения ДО в учебный процесс: цель, количество дисциплин, количество обучающихся.
Планируемые формы взаимодействия традиционного и дистанционного обучения.
Выбор модели для Вашего дистанционного курса с точки зрения организации учебного процесса.
Выбор методической модели для Вашего дистанционного курса (в словесном и схематичном описании).

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 3Команда специалистов для внедрения ДО
Администрация (общее руководство проведением процесса ДО)
Разработчики УМК

ДО (разработка электронных учебников, дистанционных курсов, обучающих оболочек)
Педагоги дистанционного обучения (проведение дистанционных курсов)
Руководитель курсов ДО (общая координация всех дистанционных курсов)
Менеджер курсов ДО (делопроизводство по процессу ДО, оперативное решение организационных вопросов ДО с учащимися, приём заявок на ДО и т.д.)
Системный администратор (работа с сервером, сайтом, оболочкой и т.д.)
Веб-дизайнер (перевод УМК в учебный интерфейс)
Бухгалтерский отдел (работа с договорами, расчёт оплаты всем участникам процесса ДО, корректировка экономического механизма ДО)

Служба маркетинга (организация рекламы услуг ДО, изучение спроса на ДО, анализ социологических опросов)
Независимые эксперты УМК ДО (проведение содержательной, технической, эргономической экспертизы)

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 4Этап II. Определение целевой группы учащихся ДО

Уверенные пользователи ПК
Неуверенные пользователи ПК

Студенты

младших курсов
Студенты старших курсов

Молодые специалисты
Опытные специалисты

Слушатели, обучающиеся на курсах повышения квалификации
Слушатели, обучившиеся на курсах повышения квалификации (дистанционная поддержка)


(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 5Этап III. Формулирование учебных целей
Цели д.б. описаны для каждой учебной единицы,

каждого учебного модуля и обязательно должны быть доведены до слушателей.

Обеспечить слушателя некоторой суммой знаний, в результате чего он сможет повторить или распознать материал.
Научить слушателя понимать суть процессов и явлений.
Сформировать у него умения, когда он начнёт рассуждать, давать оценки, анализировать и синтезировать.
Привить профессиональные навыки, которые характеризуют высшую степень готовности слушателя к профессиональной деятельности.

Хорошо сформулированная учебная цель должна содержать легко контролируемый и видимый результат обучения, условия и критерий достижения этого результата. Например, "Используя методы веб-дизайна (условие), уметь представить конкретный материал (результат) в виде веб-сайта (критерий)".

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 6Составляющие дистанционного обучения
Технологическая
Содержательная
Организационная
материальная база
программное обеспечение
курсы дистанционного обучения
сайты, порталы
обучение и

переподготовка преподавателей ДО

педагогическое сопровождение студентов в процессе обучения

методическая поддержка











(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 7Этап IV. Планирование ресурсов
Технические (кто будет предоставлять доступ к сети Интернет,

на каких серверах будут храниться учебные материалы, где и на чём они будут создаваться, программное обеспечение и т.д.).
Информационные (хранение и доставка учебной информации, обмен и доступ к ресурсам, требования к объёмам памяти, скорости доступа в сеть, скорость обмена информацией и т.д.).
Кадровые (разработчики, дистанционные учителя, работники технической и информационной службы).
Финансовые затраты (приобретение оборудования, программного обеспечения, доступ к сети Интернет, оплата кадрам).
Временные затраты (сроки на разработку и внедрение курса, выполнение слушателями заданий).


(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 8Этап V. Составление структуры и рабочей программы курса
Рабочая программа курса может

состоять из модулей (наиболее удобная структура для ДО), которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения.
Модуль может состоять из учебных единиц, которые могут включать в себя:
Входной контроль (для определения начального уровня подготовки)
Теоретические материалы
Практические материалы
Самоконтроль (вопросы с ответами или комментариями для оценки своих успехов)
Мониторинг учебной деятельности (для проверки преподавателем)
В рабочей программе курса ДО помимо модулей могут быть указаны:
Используемые методы обучения
Учебный график курса
Учебные и методические материалы
Необходимое оборудование
Программное обеспечение
Административная и техническая поддержка

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 9Российские дети умеют все, пока не начинают ходить в школу.
Действительно,

вспомним, что обычно говорит учитель во время урока:
 спишите с доски, повторите за мной, выучите параграф…
Ребят заставляют зубрить учебник, а не приучают думать.
Идет трансляция готовых знаний, без поиска готовых решений.

 
Ефим Рачевский,
директор столичной школы № 548

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 10Этап VI. Определение содержания и форм контроля знаний слушателей
Любой контроль должен

быть согласован с учебными целями модуля и его учебных единиц. Виды контроля в ДО:
Тесты
Отчёты, рефераты
Веб-квесты
Телеконференции
Проектная деятельность
Анкетирование
Портфель слушателя
Итоговый контроль
В практике ДО часто применяются 4 вида вопросов, включаемых как в задания для самопроверки, так и в задания мониторинга:
Вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка (быстрый и экономичный способ тестирования знаний, основанных на запоминании, распознавании и различении)
Вопросы, требующие кратких ответов (например, определить ключевой термин, вычислить по формуле)
Вопросы, требующие развёрнутых письменных ответов (для проверки умений и навыков)
Ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия обучаемого в реальных жизненных ситуациях.
Контроль знаний в ДО может выполняться в режиме on-line (в реальном времени, обозначенном преподавателем) и off-line (в любое время, удобное слушателю).

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 11Этап VII. Разработка учебного материала
Каждый учебный модуль может включать в себя

следующие элементы:

учебные цели;
содержание;
график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий;
список литературы;
текст с рисунками, таблицами, графиками, фотографиями, мультимедийными вставками с анимацией и видео;
практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами;
виртуальные (или с удалённым доступом) лаборатории и тренажёры;
задания, развивающие умения и профессиональные навыки учащегося;
задания для самоконтроля и проверки знаний преподавателем;
дополнительные электронные учебные материалы (справочники, словари, программы и т.д.);
глоссарии, указатели и т.п.

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 12Этап VIII. Подготовка инструкций для слушателей
Инструкция для слушателей курса ДО д.б.

написана на дружественном языке и включать следующие сведения:

главное в изучении курса;
порядок изучения курса;
место и роль курса в образовании слушателя;
что ожидает слушателя в процессе изучения курса;
режим работы слушателя над курсом;
сроки выполнения заданий;
адреса отправки контрольных заданий;
формы контроля знаний, используемых в курсе;
критерии успешного завершения работы над курсом;
условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса;
адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем.

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 13Этап IХ. Оценка курса и коррекция учебных материалов
Способы оценки курса:
рецензирование учебных

материалов коллегами-преподавателями или специалистами;
обсуждение на заседании кафедры или семинаре.

При оценке курса необходимо обращать внимание:
правильность формулировки учебных целей модулей и учебных единиц;
наличие ошибок в изложении учебных материалов;
актуальность материалов, приводимых в качестве примеров;
точность формулировок, адекватность принятым нормам, стандартам;
современность практических заданий и упражнений;
пояснения и ответы к упражнениям, задачам, тестам;
чёткость, ясность, доступность излагаемого материала для слушателя;
наличие наглядности (таблицы, графики, иллюстрации) в доступных формах;
соответствие содержания и практической части курса учебным целям курса;
телекоммуникационность курса (связь с преподавателем).

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 14Этап Х. Тьюторская поддержка

ДО м.б. организовано разными способами:
Дистанционный учитель (ДУ) →

слушатель
ДУ → группа слушателей (находящаяся в одном учебном заведении, посёлке, городе, имеющая возможность собираться вместе для обучения у ДУ)

Во втором случае для организации работы группы через сеть Интернет с ДУ целесообразно использовать тьютора (локального координатора). Таким образом, схема в идеале выглядит так:
ДУ → тьютор → группа слушателей

Обязанности тьютора заключаются в организации связи между ДУ и слушателями.

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 15Этап ХI. Публикация курса на сайте
Размещение курса на сайте – это

совместная работа разработчика курса и web-мастера.
Для успешного усвоения курса слушателем желательно сохранить разбивку учебного курса на модули и учебные единицы.
Для удобства слушателя необходимо продумать систему рубрикаторов, меню, простой навигации по сайту, системы удобных гипертекстов и гипермедиа, немедленный доступ к любому элементу учебного материала.
Сайт курса должен содержать только материалы, относящиеся к теме обучения, привлекательный дизайн, уместное применение звуковых и анимационных эффектов.
Сайт курса д.б. технически ориентирован как на слушателей высоким уровнем техники и доступа в Интернет, так и на слушателей с менее хорошими техническими характеристиками (модемный Интернет). Для этого необходимы вариативные выполнения заданий, пользование источниками информации (вместо учебного фильма – электронная энциклопедия, вместо видеоконференции – стенограмма проведенной консультации и т.д.).

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 16Этап ХII. Использование готовых материалов
Использование в ДО уже имеющихся материалов (конспекты

лекций, учебники, статьи), созданных для очного (заочного и др. форм обучения), можно в том случае, если:
материал согласован с заявленными учебными целями курса ДО;
содержание материала соответствует теме обучения;
уровень изложения текста материала соответствует конкретной категории слушателей (не слишком академичен и не слишком элементарный);
примеры и иллюстрации адекватны теоретическому материалу;
изложенный материал может вовлечь слушателя в активную учебную работу;
имеются необходимые элементы сопровождения.

Многие готовые материалы (учебники, статьи, видеофильмы) в курсе ДО могут быть использованы разными способами:
параллельно с основным учебным материалом (путём гиперссылки);
для предварительной подготовки к восприятию основного учебного материала;
как материал, поддерживающий основной учебный модуль.

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 17Этап ХIII. Организация взаимодействия со слушателями

После полной подготовки курса необходимо установить

связь со слушателями и обменяться адресами (сайт, электронная почта).
После чего можно начинать дистанционное обучение.

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 18Одновременно с этапами …
Создание электронных учебников и организация их экспертизы
Решение организационных

финансовых и бухгалтерских вопросов ДО
Участие во всероссийских и международных конференциях по ИТ и ДО
Сотрудничество с исследовательскими институтами по тематике ДО
Работа в статусе экспериментальной площадки по ДО
Публикации в журналах по теме ДО «Открытое и дистанционное образование», «Народное образование», «Информатика и образование» и др.
Участие в работе виртуальных сообществ (например,«Интернет-государство учителей» www.intergu.ru)




(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 19Документационное обеспечение ДО в ОУ
Положение о дистанционном обучении (о проведении дистанционных

курсов).
Административная документация (приказы, распоряжения, договора) о создании рабочей группы по внедрению дистанционного обучения, об определении дополнительных объёмов работы.
Должностные инструкции (дополнения) участников дистанционного обучения.
Рабочая программа каждого дистанционного курса.
Календарно-тематический и учебный план каждого дистанционного курса.
Расписание/план-график учебного процесса для студентов ДО.
Экономический механизм ДО.
План дистанционного занятия (образец), анализа и рефлексии.
Анкета для учащихся по завершению дистанционного курса.

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 20Педагогические технологии ДО
Обучение в малых группах сотрудничества
Дискуссии
Мозговая атака
Ролевая, деловая игра (проблемной

направленности)
Ситуационный анализ (case-study)
Метод проектов
«Портфель ученика» - e-portfolio (рефлексия, личные веб-странички учащихся).

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 21Средства общения в сети Интернет
Электронная почта
Дискуссионные группы (списки рассылки, группы

новостей)
Аудио- и видеоконференции (www.skype.com, www.videoport.ru, NetMeeting, ProShare Intel, Internet Phone www.vocaltec.com, CU-SeeMe www.wpine.com, PowWow www.fribal.com/powwow, др. программы www.tucows.com)
Чат
Форум
Электронная доска объявлений
Визитная карточка учителя/ученика
Портфель ученика
Блоги
Твиттер
Делишес
Вики-вики
ICQ
Гостевая книга

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 22Компетенции преподавателя ДО
Чему следует учить современного педагога?

1. Умению пользоваться

возможностями сети Интернет:
сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса;
владению педагогическими технологиями ДО.

2. Работе с моделями дистанционного обучения и получению эффективного результата обучения:
построению учебного процесса в ДО
организации контроля и рефлексии в ДО

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 23Компетенции преподавателя ДО в отличие от преподавателя ОО
компетенции в области педагогики:

педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии);
компетенции в области психологии: знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципов дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.;
компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием.

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 24Портрет цифрового человека
Самовыражение
Мнение
Увлечения
Поиск знаний
Профессия
Репутация
Покупки
Общение
Олицетворение
Публикации
Координаты
Идентификация
(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 25Способы организации дистанционного обучения
Очное обучение на курсе с последующим дистанционным завершением.
Очные

установочные лекции с последующим дистанционным обучением и очной защитой итоговой работы.
Полностью дистанционный курс (с размещением материалов курса на сайте, в СДО, на DVD-диске в виде электронного учебника, в виде рассылки лекций по электронной почте и т.д.).

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 26Компетенции администратора при внедрении ДО
Инновация требует перестройки всей системы учебного процесса

и введения новой системы организации учебного процесса с учётом специфики ИКТ:
разработка модели ДО;
разработка экономического механизма оплаты труда педагога, применяющего ИКТ;
разработка системы мотивации участников процесса (и педагога, и студента);
модульное построение учебных программ;
переход от репродуктивного обучения к решению практических ситуационных задач и ориентирование на проектно-сетевую деятельность;
новая система оценки качества знаний;
и т.д.

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 27Литература
Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е.С.; М.: Академия, 2008.
Новые

педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е.С.; М.: Академия, 2009.
Крук Б.И., Журавлёва О.Б., Соломина Е.Г. Стратегия проектирования дистанционного курса при обучении через сеть Internet // Открытое и дистанционное образование. № 1 (17), 2005

(С) Никуличева Н.В., 2012


Слайд 28Никуличева Наталия Викторовна
Пишите мне:
E-mail: nikulicheva@mail.ru

Задавайте вопросы мне:
Консультационная линия "Дистанционное

обучение: проблемы и решения" Всероссийского интернет-педсовета
http://pedsovet.org/ask/321/


(С) Никуличева Н.В., 2012


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика