Слайд 1СТРАТЕГИЯ 2020
и новая модель российского образования
Управленческая интерпретация комплексной модернизации
образования
Слайд 2Послание президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008г.
Совсем недавно, вместе с
профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа".
Слайд 3Выступления Министра экономического развития
Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на выездном заседании
Госсовета России,
18 ноября 2008 г., г. Ижевск
Мировой экономический кризис – своего рода тест на конкурентоспособность.
Под национальной конкурентоспособностью мы понимаем такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такую эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках.
В период очень жесткой структурной перестройки экономики - теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности.
Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жестких финансовых ограничений и постоянной экономии.
Слайд 4График модернизации образования: 2009 – 12 – 15 - 20
2009
– 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе);
2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество);
2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования;
2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.
Слайд 5Институциональный минимум до 2010 года, на котором можно строить новую школу
1) Введение
нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»;
2) Введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
3) Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования.
4) Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты.
5) Гражданские институт на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой.
6) Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.
Слайд 6Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607
ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района).
Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трех до семи лет.
Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг.
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.
Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе).
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных:
на нормативное подушевое финансирование;
на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
Удовлетворенность населения:
качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных);
Слайд 7Образовательная программа школы до 2012 года
До 2012 года в регионах должны
заработать такие образовательные программы в школах, чтобы и учебная работа, и творческие виды деятельности, и проектные, спортивные и исследовательские занятия проводились, а главное – имели материальную возможность, оборудование и помещения, кадровую обеспеченность.
Создать такую образовательную программу, в которой каждый ребенок мог бы развивать свои индивидуальные способности наряду с усвоением общих результатов – это и есть задача, которая решается с помощью стандартов.
Слайд 8Образовательные среды образовательного стандарта
Слайд 9Технологии и формы реализации образовательного стандарта
Слайд 10Направления инновационной работы
разработать требования к результатам и условиям достижения новых образовательных
результатов на трех ступенях школьного образования;
разработать и описать виды образовательных программ, их структуру, требования к их содержанию и их наполнению с учетом требований к новому стандарту образования, в том числе требования к базисному образовательному плану;
на основе лучших образцов международной и российской практики проведения мониторинговых исследований сформулировать требования к содержанию контрольно-измерительных материалов для оценки учебных и внеучебных достижений школьников;
обеспечить постепенный переход от учебника по предмету к учебно-методическому комплексу;
Слайд 11До 2015 года обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования
и построение новой модели сетевого повышения квалификации
Создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации.
Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «–», то есть результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории: высшая, средняя, низшая.
Эту норму необходимо закрепить в Федеральном стандарте и в течение 5 лет провести эту процедуру.
Слайд 12Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач:
подтверждение соответствия работников занимаемой
ими должности;
повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта;
стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.
Слайд 13По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории:
Базовая квалификационная категория
присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности.
Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности.
Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.
Слайд 14Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в
практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии.
7. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе.
Слайд 15Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является
добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории.
Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.
Слайд 16По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться
статусные звания.
Статусные звания (учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно.
Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.
Слайд 17К 2020 году эффективное обеспечение развития инновационной экономики и занятие лидирующих
позиций в международной системе сравнительных оценок результатов образования
Реализация новой модели «Российское образование 2020».
Участие в международных исследованиях оценки качества образования.
Слайд 18Механизм реализации Стратегии 2020
Стратегия 2020 как позитивный мотив инновационного развития российского
образования – переговорные площадки;
Институциональное оформление Стратегии 2020 – нормативы, инструкции, правила;
Стратегия 2020 – инновационная среда поддержки инициатив «снизу» - проекты;
Стратегия 2020 – модель эффективного управления (управление качеством);
Слайд 19Проектная идеология реализации Стратегии 2020
Найти проектные решения внутри сформировавшейся проблематики непосредственно
«на рабочем месте».
Довести институциональную модернизацию до уровня «операций» на рабочем месте: регионального управленца, муниципального управленца, директора школы, бухгалтера, школьного управленца, общественного управляющего, тьютора, эксперта …
Авторы проектов – единицы системы образования.
Слайд 20Проектные поля
Институциональные – правовые основания «новой модели школы»;
Образовательные – качество образования,
УМК, технологии, формы;
Методические – аттестация, непрерывное повышение квалификации;
Управленческие – оценка, гарантия, обеспечение качества образования.
Слайд 21Инициатива проектирования
Анализ потребности в проекте
Выбор направления (поля) проектирования
Соотнесения личной проблематики и
«Стратегии 2020»
Формирование проектной задачи
Решение проектной задачи на уровне получения результата
Выбор способа решения, представление о результате
Слайд 22Управление проектами
Создание проектно ориентированной среды;
Проведение сетевых сессий обучения управленцев и педагогов;
Инициатор
оформляет тему своего индивидуального проекта и защищает его актуальность;
Инициатор реализует проект на практике, при поддержке консультантов;
Инициатор распространяет результаты проекта, механизмы реализации, эффекты
Слайд 23Послание президента РФ Федеральному собранию.
5 ноября 2008г.
Слайд 24Роль образования
Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть
возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности.
Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации.
Слайд 25Стратегия развития российского образования в целом - скоро будет утверждена Правительством.
Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство.
Сегодня же основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.
Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа". И её составляющими станут пять направлений.
Слайд 26Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои
способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.
Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием.
Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Слайд 27Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию,
должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически.
Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".
Слайд 28Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую
жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.
Слайд 29Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации
современной модели образования на период
Слайд 30Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 31Задачи:
Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая:
создание системы
образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Слайд 32Перспективы:
В перспективе особое внимание будет уделено развитию деятельности сети школ для
одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это предполагает отработку механизмов финансирования таких образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления таких ребят. Элитное образование подрастающего поколения современной России должно впитывает в себя лучшие образцы как деятельности современных инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ при образовательных учреждениях высшего образования, успешно действовавших в советское время.
Слайд 33Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с
участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая:
создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Слайд 34Третья – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями
экономики, основанной на знаниях, включая:
обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;
развитие вариативности образовательных программ;
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Слайд 35Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных
кадров, включая:
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.
Слайд 42Общесистемные механизмы
Содержание:
- Компетентностные и квалификационные стандарты
Общедоступные ресурсы и сервисы
Продвижение инновационных
технологий
Широкомасштабное повышение квалификации работников образования
Финансирование и управление:
- Персонифицированные, подушевые и конкурсные механизмы финансирования
- Новые организационно-правовые формы и целевой капитал для разных уровней образования
- Институты общественного участия в управлении и публичные отчеты
- Интегрированный законодательный акт «Об образовании»