Слайд 1Стандарты общего образования второго поколения: основные смысловые напряжения
Имакаев Виктор Раульевич,
доктор философских наук,
заведующий кафедрой образовательных технологий РИНО ПГУ
Слайд 2Структура лекции
Цели, виды работ и результаты на ближайшие полгода
Смысловые напряжения стандартов
второго поколения
Слайд 3Часть первая
Что мы вместе можем сделать за полгода?
Слайд 4Общая рамка проекта
Наименование: «Комплексное научно-методическое сопровождение процессов разработки образовательных программ базовых
школ»
Сроки реализации: август-ноябрь 2010 г.
Заказчик: Министерство образования Пермского края
В ходе проекта будут выделены пять пилотных школ
Слайд 5Участники проекта
Управленческие команды коллективы базовых школ
Педагогические коллективы пилотных базовых школ
Сотрудники муниципальных
органов управления образованием и методических кабинетов
Преподаватели Пермского государственного университета
Сотрудники Министерства образования Пермского края
Слайд 6Что получат все БШ по результатам реализации проекта?
участие в процессе разработки
образовательных программ нового поколения;
методические рекомендации по разработке образовательных программ БШ;
сборник «Проектирование образовательной деятельности БШ»;
сборник учебных программ.
Слайд 7Что получат пилотные школы?
проект образовательной программы, в котором проработаны наиболее существенные
элементы,
совместные разработки учителей и преподавателей университета, имеющие рецензию и статус публикации,
выступления педагогов и управленцев на региональном форуме,
возможность стать краевым центром инновационного опыта.
Слайд 8Виды работ в рамках проекта
Проектирование образовательных программ базовых школ
Совместная разработка учебных
программ учителями БШ и преподавателями университета
Мониторинг эффективности запуска и функционирования БШ
Проведение регионального форума «Образовательные программы нового поколения - проблемы, поиски, решения»
Слайд 9Проектирование образовательных программ БШ
Проведение выездных семинаров в университетских округах с управленческими
командами БШ (октябрь)
Выделение пяти пилотных БШ, совместная разработка образовательных программ с педагогическими коллективами БШ (октябрь-ноябрь)
Подготовка документов трех БШ на статус «Центр инновационного опыта»
Слайд 10Совместная разработка учебных программ
Участники: учителя БШ и преподаватели университета.
Сроки: октябрь-ноябрь 2010.
Предмет
разработки: учебные программы инновационных элементов образовательного процесса: краткосрочных курсов, модулей, профессиональных и социальных проб, элективных курсов и курсов по выбору и т.д.
Результат:
программы, имеющие рецензию преподавателей ПГУ;
публикация программ в электронном сборнике.
Слайд 11Проведение мониторинга
Сроки: ноябрь 2010.
Участники: базовые школы, эксперты, руководители органов управления образованием.
Школы:
проводят самооценку с помощью квалиметрических шкал.
Эксперты: выделяют перспективные и проблемные аспекты становления БШ.
Чиновники: проводят сопоставительный анализ БШ, необходимый для принятия управленческих решений.
Слайд 12Сроки конкретных мероприятий
6-8 октября 2010 – выездные семинары в университетских округах
11-29
октября – отработка системы мониторинга
20-22 октября – выездные семинары в округах с пилотными школами (возможно и участие других школ)
10-12 ноября – семинары в ПГУ с управленцами и педагогами пилотных школ
26 ноября – форум на базе ПГУ
Слайд 13Часть вторая
Что существенно должно измениться в школе в ближайшие 10 лет?
Слайд 14Почему 10 лет?
Стандарты начальной школы приняты в 2009 году
Их экспериментальная пробация
начинается в 2010-2011 году
С 2011 года предполагается масштабное введение новых стандартов в начальной школе
Первоклассники 2011 года должны будут проучиться как минимум 9 лет чтобы стать старшеклассниками
Слайд 15Сосуществование двух стандартов
В течение ближайших 10 лет в школе будут сосуществовать
учебные планы, образовательные программы, программы учебных предметов, относящиеся к различным стандартам.
Привычный БУП будет меняться новым базисным учебным (образовательным) планом постепенно.
Подобное сосуществование как минимум удваивает уровень сложности методической и управленческой деятельности.
Слайд 16Сложность освоения новых стандартов
Новые стандарты включают целый комплекс принципиально новых для
массовой школы идей.
Объем стандартов, методических рекомендаций и разработок, «требований…» по уже принятым стандартам (НШ) крайне велик.
Необходимо разобраться и выделить наиболее существенные направления изменений, работа над которыми позволит поэтапно и конструктивно реализовать новые стандарты.
Слайд 17Общество стремительно меняется и становится мозаичным
«воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»;
Слайд 18Образовательную программу надо конструировать
«переход к стратегии социального проектирования и конструирования в
системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся»;
Слайд 19Конструирование следует начинать с описания результатов
«ориентация на результаты образования как системообразующий
компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»;
Слайд 20Необходимо согласованное изменение содержания образования и модели организации образовательного процесса
«признание решающей
роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся»;
Слайд 21Каждая из ступеней должна иметь самостоятельную образовательную программу
«учет индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
Слайд 22Необходима реализация ИОТ для одаренных детей и детей с особенностями в
развитии
«разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»;
Слайд 23Переход от оценки качества к гарантии качества
«гарантированность достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».
Слайд 24Главное
Структура шага проектирования:
Результат
Способы его достижения
Система оценки и гарантии качества
Слайд 25Типы результатов
Личностные
Метапредметные
Предметные
Слайд 26Личностные результаты
«готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению
и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции,
личностные качества,
сформированность основ гражданской идентичности».
Слайд 27Метапредметные результаты
«освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями».
Слайд 28Предметные результаты
«освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для
данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира».
Слайд 29Структура образовательной программы
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
Слайд 30…
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 31Что является принципиально новым?
конкретизация результатов
программа формирования УУД
система оценки качества
Слайд 32Задание для работы в группах
Назвать три «главных» УУД и обосновать свой
выбор.
Конкретизировать результаты освоения УУД в собственной школе.
Подготовить выступления по результатам работы в группе.
Слайд 33Деление на группы
Начальная школа
Основная школа 5-7 класс
Основная школа 8-9 класс
Старшая школа
Для работы в группе необходимо записаться в одну из них в начале обеденного перерыва.