Слайд 1СТАНДАРТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Федина Нина Владимировна,
к.п.н., заместитель
директора по дошкольному образованию
ИСИО РАО
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Слайд 2СТАНДАРТИЗАЦИЯ
СИСТЕМ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 3СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ
Слайд 4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Определение результатов освоения программ и, соответственно, установление ФГОС в сфере
дошкольного образования принципиально возможно, так как:
сформирована теоретико-методологическая основа дошкольного образования;
накоплен опыт работы в данном направлении.
Слайд 5
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Определение результатов освоения программ и, соответственно, установление ФГОС в сфере
дошкольного образования необходимо в интересах общества, семьи и государства, а также в целях развития дошкольного образования как образовательной системы, преемственной с другими образовательными системами РФ, в первую очередь, с начальным общим образованием.
Слайд 6
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования необходимо
определять в соответствии со спецификой дошкольного возраста, с учетом основных положений теоретико-методологической основы дошкольного образования.
Слайд 7
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Определение результата освоения основных образовательных программ дошкольного образования возможно через
понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.
Слайд 8
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Качество – системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
Слайд 9
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Целевой ориентир системы дошкольного образования - «социальный портрет» ребенка 7
лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования.
Слайд 10РАЗРАБОТЧИКИ «СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА»:
Учреждение РАО «Институт стратегических исследований в образовании»,
ГОУ ВПО «Московский
городской психолого-педагогический университет»,
ГОУ ВПО «Российский государственный университет им. А.И.Герцена»,
ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»,
ФГУ Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации,
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
Слайд 11
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Социальный портрет ребенка 7-и лет:
физически развитый; овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
любознательный,
инициативный, активный;
эмоционально отзывчивый;
овладевший средствами общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
овладевший необходимыми умениями и навыками.
Слайд 12
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы
основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
Слайд 13
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
2. любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
(мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
Слайд 14
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
3. эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает
персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Слайд 15
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Слайд 16
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
Слайд 17
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок
может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
Слайд 18
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме),
государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях;
о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты);
Слайд 19
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и
по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Слайд 20
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
9. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы
умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.