Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования презентация

Содержание

СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Концепция государственного стандарта общего образования разработчики проекта: А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов, Н.И. Никандров, В.А.Поляков, М.В.Рыжаков, В.В.Фирсов

Слайд 1Темы лекций и семинаров
Концепция государственного стандарта
Фундаментальное ядро содержания физического образования
Базисный учебный

план
Примерные программы основного общего образования
Учебные универсальные действия. Компетенции и компетентности.
Деятельностный подход в образовании


Слайд 2СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Концепция государственного стандарта общего образования разработчики проекта: А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков,

А.А. Кузнецов, Н.И. Никандров, В.А.Поляков, М.В.Рыжаков, В.В.Фирсов



Слайд 3standart.edu.ru


Слайд 4Что такое Федеральный государственный стандарт общего образования?
Федеральный государственный стандарт общего образования

- нормативный правовой акт (закон), устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
Федеральный государственный стандарт общего образования - система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории РФ, являющийся механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдения этого права.

Слайд 5
Повышенная
профессиональная

мобильность

Слайд 6Стратегическая цель государственной политики в области образования –
повышение доступности качественного образования,

соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Слайд 10
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная успешность

ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние

ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие

человеческого капитала
Конкурентоспособность


Развитие
Личностное
Социальное
Общекультурное

Стандарт как общественный
договор: ориентиры развития


Слайд 11
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной,

социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Личностная успешность — полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Социальная успешность — органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность — развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Индивидуальные потребности личности (семьи)


Слайд 12
Безопасный и здоровый образ жизни — следование принципам безопасного и здорового

образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
Свобода и ответственность — осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Социальная справедливость — освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
Благосостояние — активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.

Социальный заказ — общественные запросы
в области общего образования


Слайд 13
Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов:
Национальное единство и безопасность —

формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Развитие человеческого капитала — подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Конкурентоспособность — фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.

Государственный заказ — государственные запросы
в области общего образования


Слайд 14Стандарт в своей целевой основе решает две взаимосвязанные задачи (при непременном

условии преемственности системы образования и ее институтов):
— обеспечение возможности управления системой образования;
— обеспечение возможности развития человеческого капитала средствами образования.
Первая задача объективно требует стандарта, главным структурным элементом которого является результат деятельности субъектов образовательной системы.
Вторая задача объективно задает систему требований к результатам образования.

Слайд 15Инновационность стандартов
- Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей

системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»)
- Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни
- Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования



Слайд 16Инновационность содержания стандартов


Определение ключевых целей образования через систему ценностных

ориентиров образования
Ориентация на развитие вариативности образования
Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования
Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра
Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов
Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.



Слайд 17 Основная педагогическая задача

организация условий, инициирующих детское действие


Системно-деятельностный

подход

Чему учить?

обновление
содержания

Как учить?

обновление
средств
обучения

Ради чего учить?

Ценности
образования


Слайд 18Развитие
Личностное развитие- развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций

и качеств
Социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик
Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры
Интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования
Коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.



Слайд 19Каков статус государственного стандарта общего образования?
стандарт становится единственным нормативным правовым актом,

устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:
примерных (базисных) учебных планов и программ;
технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;
экспертизы учебников для общеобразовательной школы;
методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;
подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
Таким образом, стандарт это закон.


Слайд 21Основные компоненты стандарта
Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Требования к структуре

основных образовательных программ

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Слайд 22








организация и
содержание

планируемые и достигаемые результаты


ресурсы и условия
реализуемые
результаты
К структуре образо-
вательных

программ

К результатам освоения
образовательных программ

К условиям реализации
образовательных программ

Стандарт как совокупность
трех систем требований


Слайд 23







учебный план,
ядро содержания,
программа воспитания
система оценки


гигиенические и
ресурсные требования,
их оценка
легитимизация и
контроль

исполнения
стандарта

учебные программы,
процедуры оценки,
примеры планов
и программ …



учебники и ЦОР, учебное оборудование,
педобразование, …

педагоги-ческие технологии

педагоги-ческие технологии

учебные модули, порталы …

СтандСтруктура и сопровождение стандартаарт и его сопровождение


Слайд 24Требования к структуре основных образовательных программ
Инвариантная и вариативная части


Слайд 25Требования к структуре основных образовательных программ: базовые компоненты
Система нормативов


Слайд 26Система нормативов
требования к структуре и основным показателям учебного плана и учебных

программ;
требования к организации учебного процесса;
требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений учащихся;
требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса;
требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;
запреты на меры, нарушающие права детей на качественное образование;
способы контроля за реализацией основной образовательной программы.

Слайд 27Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Результаты общего образования отражают индивидуальные,

общественные и государственные потребности и включают в себя предметные, метапредметные, личностные результаты

Слайд 28Планируемые результаты
Предметные результаты – усвоение конкретных элементов социального опыта (знания, умения,

навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценности).
Метапредметные результаты – способы деятельности, применяемые как в рамках одного или нескольких предметов, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты – система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Слайд 29Разделение ответственности использование различных процедур:
аттестационные
мониторинговые
экспертиза, модерация
Сочетание внешней и внутренней

оценки
Аутентичность внутренней оценки
«Встроенность» системы оценивания в образовательный процесс


Система оценивания


Слайд 30Итоговая
аттестация
Мониторинговые
исследования
Требования к результатам освоения
основных образовательных программ



федеральные показатели


федеральные показатели

региональные показатели
Открытый доклад школы:
обязательные

показатели

Документ об образовании
индивидуальные показатели

Открытый доклад школы:
добровольные показатели

региональные показатели


уровень

страна

регион

школа

учащийся

не выделяются и
не анализируются

Требования к результатам образования
и система оценки их достижения


Слайд 31
Итоговая оценка


Внутренняя оценка
Внешняя оценка
100%
60%
20%
начальная
школа

основная
школа

старшая
школа

0%

40%

80%

Соотношение внутренней и внешней
оценки на разных ступенях обучения


Слайд 32

Кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификации педагогических кадров.
Финансово-экономическое обеспечение — параметры

соответствующих нормативов и механизмы их исполнения.
Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).
Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Требования к условиям реализации основных
общеобразовательных программ


Слайд 33











Объекты
нормирования
БОП
Программы
развития
УУД
Примерные
учебные
программы
Модели
оцени-
вания
Ядро
содер-
жания
образо-
вания

образовательный процесс
Другие
матери-
алы
Программы
воспитания
и социа-
лизации
Требования к структуре основных образовательных

программ: система нормативов

Программы
внеуроч-
ной дея-
тельности


Слайд 34Фундаментальное ядро
Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для

создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов — конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности.

Слайд 35
Состав фундаментального ядра общего образования

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО


Слайд 36Универсальные учебные действия
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение

учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием. Оно внутренне согласуется как с традиционным описанием процесса обучения на языке знаний, умений, навыков, отражающих уровень информированности ученика, так и с компетентностным подходом, подчеркивающим способность ученика решать проблемы в ряде базовых сфер, т.е. эффективно использовать полученные знания и опыт.

Слайд 37Фундаментальное ядро – средство
универсализации образования

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований

общества к образовательной системе:

Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы

Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях

Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России

Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий

Слайд 38Место и назначение Фундаментального ядра
в системе нормативного обеспечения стандартов

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО


Слайд 39
В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде

выделены:
а) инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.
Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Базисный учебный план


Слайд 40Примерные программы:
назначение и особенности


Слайд 41Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ
К нормативному сопровождению

Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ относятся: гигиенические требования, ресурсные требования


Слайд 42Гигиенические требования
Гигиенические требования отражают требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса.

Применительно к стандартам второго поколения при их разработке следует учесть данные о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении.


Слайд 43Ресурсные требования
Требования к учебно-материальной базе общеобразовательного учреждения общего среднего образования представляют

собой систему нормативных документов, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности средней школы с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом в плане качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.


Слайд 44Нормативные документы:
Первый – Перечни рекомендуемой учебной литературы и Списки цифровых образовательных

ресурсов
Второй – Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений общего образования.
Третий – Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.

Слайд 45Требования стандартов и обеспечение
образовательного процесса


Слайд 46Портрет будущего выпускника — гражданина России

Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий

свою сопричастность к судьбам Родины

Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении

Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни

Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата

Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Слайд 47
Ориентиры и приоритеты в области
отслеживания достижений целей образования (планируемых результатов)
отбора

содержания образования и организации образовательного процесса
организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов


Что даст введение стандарта и системы
его сопровождения педагогам-практикам?


Слайд 48


Планируемые результаты
Реализуемые результаты
Достигаемые результаты

Стандарты,
учебные программы,
программа развития УУД текущее

планирование, …


Образовательный
процесс


Контроль
и оценка

Стандарты и образовательный процесс


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика