Слайд 1Темы лекций и семинаров
Концепция государственного стандарта
Фундаментальное ядро содержания физического образования
Базисный учебный
план
Примерные программы основного общего образования
Учебные универсальные действия. Компетенции и компетентности.
Деятельностный подход в образовании
Слайд 2СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция государственного стандарта
общего образования
разработчики проекта:
А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков,
А.А. Кузнецов, Н.И. Никандров,
В.А.Поляков, М.В.Рыжаков, В.В.Фирсов
Слайд 4Что такое Федеральный государственный стандарт общего образования?
Федеральный государственный стандарт общего образования
- нормативный правовой акт (закон), устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
Федеральный государственный стандарт общего образования - система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории РФ, являющийся механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдения этого права.
Слайд 5
Повышенная
профессиональная
мобильность
Слайд 6Стратегическая цель государственной политики в области образования –
повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 10
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие
человеческого капитала
Конкурентоспособность
Развитие
Личностное
Социальное
Общекультурное
Стандарт как общественный
договор: ориентиры развития
Слайд 11
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной,
социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Личностная успешность — полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Социальная успешность — органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Профессиональная успешность — развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
Индивидуальные потребности личности (семьи)
Слайд 12
Безопасный и здоровый образ жизни — следование принципам безопасного и здорового
образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
Свобода и ответственность — осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Социальная справедливость — освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
Благосостояние — активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.
Социальный заказ — общественные запросы
в области общего образования
Слайд 13
Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов:
Национальное единство и безопасность —
формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Развитие человеческого капитала — подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Конкурентоспособность — фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.
Государственный заказ — государственные запросы
в области общего образования
Слайд 14Стандарт в своей целевой основе решает две взаимосвязанные задачи (при непременном
условии преемственности системы образования и ее институтов):
— обеспечение возможности управления системой образования;
— обеспечение возможности развития человеческого капитала средствами образования.
Первая задача объективно требует стандарта, главным структурным элементом которого является результат деятельности субъектов образовательной системы.
Вторая задача объективно задает систему требований к результатам образования.
Слайд 15Инновационность стандартов
- Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей
системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования
(новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»)
- Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни
- Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования
Слайд 16Инновационность содержания стандартов
Определение ключевых целей образования через систему ценностных
ориентиров образования
Ориентация на развитие вариативности образования
Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования
Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра
Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов
Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
Слайд 17 Основная педагогическая задача
организация условий, инициирующих детское действие
Системно-деятельностный
подход
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего учить?
Ценности
образования
Слайд 18Развитие
Личностное развитие- развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций
и качеств
Социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик
Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры
Интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования
Коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Слайд 19Каков статус государственного стандарта общего образования?
стандарт становится единственным нормативным правовым актом,
устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:
примерных (базисных) учебных планов и программ;
технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;
экспертизы учебников для общеобразовательной школы;
методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;
подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
Таким образом, стандарт это закон.
Слайд 21Основные компоненты стандарта
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Требования к структуре
основных образовательных программ
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Слайд 22
организация и
содержание
планируемые и достигаемые результаты
ресурсы и условия
реализуемые
результаты
К структуре образо-
вательных
программ
К результатам освоения
образовательных программ
К условиям реализации
образовательных программ
Стандарт как совокупность
трех систем требований
Слайд 23
учебный план,
ядро содержания,
программа воспитания
система оценки
гигиенические и
ресурсные требования,
их оценка
легитимизация и
контроль
исполнения
стандарта
учебные программы,
процедуры оценки,
примеры планов
и программ …
учебники и ЦОР, учебное оборудование,
педобразование, …
педагоги-ческие технологии
педагоги-ческие технологии
учебные модули, порталы …
СтандСтруктура и сопровождение стандартаарт и его сопровождение
Слайд 24Требования к структуре основных образовательных программ
Инвариантная и вариативная части
Слайд 25Требования к структуре основных образовательных программ:
базовые компоненты
Система нормативов
Слайд 26Система нормативов
требования к структуре и основным показателям учебного плана и учебных
программ;
требования к организации учебного процесса;
требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений учащихся;
требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса;
требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;
запреты на меры, нарушающие права детей на качественное образование;
способы контроля за реализацией основной образовательной программы.
Слайд 27Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Результаты общего образования отражают индивидуальные,
общественные и государственные потребности и включают в себя предметные, метапредметные, личностные результаты
Слайд 28Планируемые результаты
Предметные результаты – усвоение конкретных элементов социального опыта (знания, умения,
навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценности).
Метапредметные результаты – способы деятельности, применяемые как в рамках одного или нескольких предметов, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты – система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Слайд 29Разделение ответственности
использование различных процедур:
аттестационные
мониторинговые
экспертиза, модерация
Сочетание внешней и внутренней
оценки
Аутентичность внутренней оценки
«Встроенность» системы оценивания в образовательный процесс
Система оценивания
Слайд 30Итоговая
аттестация
Мониторинговые
исследования
Требования к результатам освоения
основных образовательных программ
федеральные показатели
федеральные показатели
региональные показатели
Открытый доклад школы:
обязательные
показатели
Документ об образовании
индивидуальные показатели
Открытый доклад школы:
добровольные показатели
региональные показатели
уровень
страна
регион
школа
учащийся
не выделяются и
не анализируются
Требования к результатам образования
и система оценки их достижения
Слайд 31
Итоговая оценка
Внутренняя оценка
Внешняя оценка
100%
60%
20%
начальная
школа
основная
школа
старшая
школа
0%
40%
80%
Соотношение внутренней и внешней
оценки на разных ступенях обучения
Слайд 32
Кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификации педагогических кадров.
Финансово-экономическое обеспечение — параметры
соответствующих нормативов и механизмы их исполнения.
Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).
Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
Требования к условиям реализации основных
общеобразовательных программ
Слайд 33
Объекты
нормирования
БОП
Программы
развития
УУД
Примерные
учебные
программы
Модели
оцени-
вания
Ядро
содер-
жания
образо-
вания
образовательный процесс
Другие
матери-
алы
Программы
воспитания
и социа-
лизации
Требования к структуре основных образовательных
программ: система нормативов
Программы
внеуроч-
ной дея-
тельности
Слайд 34Фундаментальное ядро
Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для
создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов — конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности.
Слайд 35
Состав фундаментального ядра общего образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 36Универсальные учебные действия
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием. Оно внутренне согласуется как с традиционным описанием процесса обучения на языке знаний, умений, навыков, отражающих уровень информированности ученика, так и с компетентностным подходом, подчеркивающим способность ученика решать проблемы в ряде базовых сфер, т.е. эффективно использовать полученные знания и опыт.
Слайд 37Фундаментальное ядро – средство
универсализации образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований
общества к образовательной системе:
Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы
Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях
Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России
Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий
Слайд 38Место и назначение Фундаментального ядра
в системе нормативного обеспечения стандартов
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 39
В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде
выделены:
а) инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.
Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Базисный учебный план
Слайд 40Примерные программы:
назначение и особенности
Слайд 41Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ
К нормативному сопровождению
Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ относятся: гигиенические требования, ресурсные требования
Слайд 42Гигиенические требования
Гигиенические требования отражают требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса.
Применительно к стандартам второго поколения при их разработке следует учесть данные о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении.
Слайд 43Ресурсные требования
Требования к учебно-материальной базе общеобразовательного учреждения общего среднего образования представляют
собой систему нормативных документов, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности средней школы с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом в плане качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Слайд 44Нормативные документы:
Первый – Перечни рекомендуемой учебной литературы и Списки цифровых образовательных
ресурсов
Второй – Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений общего образования.
Третий – Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.
Слайд 45Требования стандартов и обеспечение
образовательного процесса
Слайд 46Портрет будущего выпускника — гражданина России
Патриот, носитель ценностей гражданского общества,
осознающий
свою сопричастность к судьбам Родины
Уважающий ценности иных культур, конфессий и
мировозренний, осознающий глобальные проблемы
современности, свою роль в их решении
Креативный, мотивированный к познанию и творчеству,
обучению и самообучению на протяжении всей жизни
Уважающий других людей, готовый сотрудничать
с ними для достижения совместного результата
Осознающий себя личностью, способный принимать
самостоятельные решения и нести за них ответственность
Слайд 47
Ориентиры и приоритеты в области
отслеживания достижений целей образования (планируемых результатов)
отбора
содержания образования и организации образовательного процесса
организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов
Что даст введение стандарта и системы
его сопровождения педагогам-практикам?
Слайд 48
Планируемые результаты
Реализуемые результаты
Достигаемые результаты
Стандарты,
учебные программы,
программа развития УУД текущее
планирование, …
Образовательный
процесс
Контроль
и оценка
Стандарты и образовательный процесс