Слайд 1Средняя общеобразовательная школа №22
Основная образовательная программа начального
общего образования
Городской семинар для
заместителей директоров по УВР
19 января 2011г.
Слайд 2МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А З
№__373__
«6»__октября ____2009г.
Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
Министр А. Фурсенко
Слайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт -
система требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 4Исполнение стандарта
Примерная основная образовательная
программа начального общего
образования
Образовательное учреждение разрабатывает
самостоятельно
с учетом типа и вида ОУ
Локальные акты
по вопросам организации
и осуществления
образовательного процесса,
определенные уставом ОУ
Основная образовательная
программа
начального общего
образования ОУ
Слайд 5Основная образовательная программа
начального общего образования
Определяет
содержание и
организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования
направлена на:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Слайд 6Требования к структуре
основной образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования должна
содержать следующие разделы:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 7
РАЗДЕЛ 1 Пояснительная записка
Пояснительная записка должна раскрывать:
цели реализации основной образовательной программы
начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 8РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования
Планируемые результаты - система обобщенных личностно-ориентированных целей образования,
обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования,
являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной
Слайд 9
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
Смыслообразование:
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Основы системы
научных знаний
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов
При этом
выделяются основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.
Слайд 10Основные результаты
начального образования
формирование опорной системы знаний, пред-метных и универсальных способов действий,
обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к
самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции
Развитие личности учащегося,
формирование «компетентности к обновлению компетенций»
Слайд 12Ожидаемые результаты:
портрет выпускника начальной школы
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и
отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуника-
тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова-
тельский
интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Слайд 13РАЗДЕЛ 3 Базисный учебный план начального общего образования
Базисный учебный план -
основа для разработки учебного плана образовательного учреждения
Учебный (образовательный) план образовательного учреждения должен стать механизмом реализации ООП. Для этого при конструировании учебного (образовательного) плана необходимо учитывать основные базовые показатели и соотношения между отдельными частями ООП.
Инвариантная часть
Вариативная часть
Внеучебная деятельность
по направлениям (10 ч/нед)
Исходя из ФГОС НОО право
распределения часов внутри
учебного плана на учебные дисциплины, модули, на классы
и по учебным неделям передается
непосредственно образовательному учреждению. Предлагаемая новая структура учебного плана должна позволить образовательному учреждению эффективнее реализовывать современные образовательные технологии и обеспечивать оплату не только
учебных часов, но также и вне-
учебные, внеурочные виды
образовательной деятельности.
Слайд 15Структура объемов учебного и внеучебного планирования основной образовательной программы НОО
Слайд 16Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме
учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Всего на внеурочную деятельность выделяется 10 часов
Слайд 17 основные направления внеурочной деятельности:
Слайд 18РАЗДЕЛ 4 Примерная программа формирования универсальных учебных действий
Примерная программа формирования универсальных
учебных действий для начального общего образования:
устанавливает ценностные ориентиры начального образования;
определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию
Виды универсальных учебных действий, соответствующие ключевым целям общего образования:
личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные
Слайд 19
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся
в процессе образовательной деятельности
Слайд 20Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих детское действие
Как
учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
становление ученического сообщества,
формирование универсальных способов действий
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности
Начальная школа: преобразование
внешней предметной деятельности
во внутреннюю
Слайд 21РАЗДЕЛ 5. Примерные программы учебных предметов
Основой для разработки
программ учебных предметов являются
требования ФГОС к результатам
программы обеспечивают:
определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными,
выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности,
способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.
В соответствии с ФГОС программы включают:
пояснительную записку,
общую характеристику учебного предмета;
описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
основное содержание учебного предмета;
примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
Слайд 22РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
является ориентиром для
формирования всех разделов ООПНОО.
концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы
Структура:
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Слайд 23Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Слайд 24
РАЗДЕЛ 7. Примерная программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни
Слайд 25РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
содержательной и критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты
Новые стандарты устанавливают:
Ориентиры развития системы образования
Требования к содержанию и организации
образовательного процесса
Индивидуальные достижения школьников
Оценка достижений требований стандартов может быть сведена к оценке достижений планируемых результатов
Слайд 26Нормативная основа
при определении объекта,
содержания и методов
оценки
Основная задача и критерий оценки не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Слайд 28Оценка метапредметных результатов
Слайд 30 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Внутренняя оценка:учитель,
ученик,ОУ и родители
Внешняя оценка:
государственные
службы
аккредитация ОУ
аттестация кадров
мониторинг
системы
образования
Накопленная оценка (портфель достижений)
Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка:
обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех
процедур внешней оценки
строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые
работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы
Соотношение
внутренней
и внешней оценки
в итоговой оценке,
ее состав зависит
от ступени обучения
Слайд 31На персонифицированную итоговую оценку, результаты которой используются при принятии решения о
возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени, в начальной школе выносятся только предметные и метапредметные результаты
На начальной ступени ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:
-речевыми(навыки осознанного чтения) и навыки работы с информацией;
-коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителями и сверстниками.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Слайд 32Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования
Итоговая оценка формируется
на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение минимум 3 контрольных работ( русский, математика и комплексная работа)
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются выводы о достижении планируемых результатов.
1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом на основании сделанных выводов.
Одновременно рассматривается и утверждается характеристика выпускника начальной школы.
Слайд 33 Ключевые особенности системы оценки в
отличие от
стандартов первого поколения:
переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех участников образовательного процесса
критерии достижения – планируемые результаты;
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки
комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации
Слайд 35
С вводом ФГОС учитель начальных классов должен иметь:
Рабочие программы
по всем преподаваемым предметам (7-10)
Программы по внеурочной деятельности (6)
Программу формирования универсальных учебных действий
Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программу коррекции
?