Слайд 1Современные воспитательные технологии на основе компетентностного подхода
Измерова Я. Е. – ст.
преподаватель кафедры теории и методики воспитания
Слайд 2Компетентностный подход
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся
компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации
Слайд 3Компетентностный подход
Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми
или базовыми. Базовые компетентности многофункциональные, надпредметные и междисциплинарные
Слайд 4Компетентностный подход
Базовые компетентности:
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении
способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе, внешкольных;
Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здровья, семейного бытия и пр.)
Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)
Слайд 5Компетентностный подход
Компетенции – это интегративная целостность знаний, умений
и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность
Слайд 6Воспитательный потенциал технологий обучения и развития
Ценностно-смысловые компетенции;
Общекультурные компетенции;
Учебно-познавательные компетенции;
Информационные компетенции;
Коммуникативные компетенции
Слайд 7Воспитательный потенциал технологий обучения и развития
Ценностно-смысловые компетенции:
-умение адекватно оценивать свои возможности
и способности;
-формирование внутренней мотивации приобретения знаний для дальнейшего образования;
-понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем;
-выбор приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью, интересную работу;
-интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной
Слайд 8Воспитательный потенциал технологий обучения и развития
Общекультурные компетенции:
-проявление личностных качеств – гражданских,
интеллектуальных, нравственных, общей культуры;
-формирование представлений о необходимости соблюдения общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы;
-стремление жить в гармонии с окружающим миром
Слайд 9Воспитательный потенциал технологий обучения и развития
Учебно-познавательные компетенции:
-умение самостоятельно планировать свою деятельность;
-способность
к самореализации, активность в выборе деятельности;
-способность к самообразованию;
-овладение навыками продуктивной деятельности (проектная деятельность)
Слайд 10Воспитательный потенциал технологий обучения и развития
Информационные компетенции:
-при помощи реальных объектов (телевизор,
компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
Слайд 11Воспитательный потенциал технологий обучения и развития
Коммуникативные компетенции:
-умение жить и работать в
коллективе, приобретение понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер-генератор идей, исполнитель, зритель);
-наличие представлений о способах выхода из конфликтных ситуаций;
-формирование навыков взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.п.)
Слайд 12Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода
Технологии саморегулируемого
обучения;
Развивающие технологии образования
Слайд 13Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода
Когнитивно-ориентированные технологии:
диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии
Слайд 14Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода
Деятельностно-ориентированные технологии:
методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование
Слайд 15Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода
Личностно-ориентированные технологии:
интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности
Слайд 16Воспитательные возможности современного урока
Урок должен актуализировать личный социальный опыт
учащихся , мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. Рекомендуется организовать в интерактивной форме. Для того, чтобы формируемые компетенции были личностно значимыми необходимо учащегося к самому себе, его опыту.
Слайд 17Воспитательные возможности современного урока
Одним из способов самопознания является рефлексия.
В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека, выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме
Слайд 18Воспитательные возможности современного урока
Вербальная форма рефлексии предполагает:
-припоминание ситуации и вычленение в
ней отдельных элементов;
-выявление способа действия;
-выявление назревающих противоречий;
-формулирование вопросов, обращенных к себе, и ответы на них;
-нравственная оценка действий, мыслей, чувств, эмоций в данной ситуации и формулирование ее в вербальной форме;
-формулирование выводов, экстраполяция их на аналогичные ситуации
Слайд 19Воспитательные возможности современного урока
Эмоционально-образная рефлексия предполагает:
-припоминание ситуации, ее общего эмоционального фона;
-припоминание
эмоциональных состояний на различных этапах ситуации;
-выводы относительно сохранения или изменения эмоционального фона в аналогичных ситуациях
Слайд 20Методы педагогической поддержки развития способностей
Интеллектуальных способностей:
«мозговой штурм»
«сократовская беседа»
заданной формы организации учебно-воспитательного
процесса
деловая игра
развития интуиции
метод психотренинга