Слайд 1Современные тенденции в технологиях лоббизма на Западе и в России
Семинар, сентябрь
2003 год
Слайд 2Термин «лоббизм» - английского происхождения («лобби» - парламентские кулуары)
Лоббизм
в современном понимании - система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.
Субъектами лоббистской деятельности являются физические и юридические лица. В США - это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России (согласно пока непринятому законопроекту) - лишь физические лица, действующие «от имени и в интересах конкретных клиентов».
Слайд 3Среди реальных лоббистов можно выделить следующие группы: политические, социальные, экономические, региональные
и иностранные.
Политические лоббисты — это прежде всего финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях.
К социальным лоббистам в первую очередь принадлежат профсоюзы
Для экономических лоббистов наиболее действенными рычагами давления на процессы принятия государственных решений являются экономические меры.
Региональные лоббисты стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий.
Иностранные лоббисты - это влиятельные зарубежные «группы давления», национальные общины.
Слайд 4Три основных предмета, которые лоббируются в органах власти:
ресурс (когда предпринимаются
действия для того, чтобы перераспределить в свою пользу общественный ресурс),
проблема (когда предпринимаются действия по разрешению проблемной ситуации, например, устранению барьера в бизнесе и т.п.),
позиция (предпринимаются действия для того, чтобы получить статус, занять монопольную позицию и т.п.).
Слайд 5Примеры лоббистских кампаний
Пример кампании по решению проблемы – блокирование и
отмена постановления московского правительства об эвакуации машин (лоббировали автовладельцы через Общество защиты прав потребителей)
Пример кампании по занятию монопольной позиции – повышение пошлин на ввоз иномарок старше 7 лет в Россию (лоббировал Дерипаска)
Пример кампании по получению ресурса – принятие закона об обязательном автостраховании (лоббировали страховщики)
Слайд 6Объекты лоббистской деятельности: органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики.
Виды лоббистской деятельности различаются в зависимости от:
1) объекта лоббирования (законодательный, исполнительный и судебный лоббизм);
2) субъекта лоббирования (политический, экономический, социальный, региональный, иностранный лоббизм);
3) взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования (плюралистский и корпоративный лоббизм);
4) механизма достижения целей (правотворческий, реализуемый через нормативные акты в законодательных органах власти, и правоприменительный, достигаемый через акты применения права, лоббизм); прямой - влияние на личной встрече на объект давления либо через его родственников, друзей и т.д. и непрямой - косвенное влияние на объект давления, формирующее его представление о вопросе.
5) от времени действия (долгосрочный, т. е. постепенный, и краткосрочный, направленный на принятие одного или нескольких решений лоббизм).
Слайд 7Иностранный лоббизм –
1) лоббирование экономических интересов иностранных ТНК,
2) лоббирование прежде
всего определенных внешнеполитических интересов,
Иностранный лоббизм все активнее и шире проникает в лоббизм внутренний.
В США самые влиятельные иностранные лобби - японское, израильское и китайское.
Слайд 8Внутригосударственный лоббизм –
лоббирование губернаторами интересов региона на уровне страны,
ведомственный лоббизм: лоббистская
деятельность сотрудников администрации президента, вице-премьеров, руководителей федеральной энергетической комиссии и т.п.
законодательный лоббизм: постоянная лоббистская деятельность депутатов
полугосударственный лоббизм: это лоббистская деятельность руководителей государственных коммерческих организаций
(в России это: РАО ЕЭС, Газпром, Транснефть, Внешторгбанк, Сбербанк и др.)
Слайд 9Классификация лоббистов –
1. «Белые» лоббисты – подразделения в корпорациях по связям
с госорганами, чья задача - создавать в госструктурах режим наибольшего благоприятствования для компании. Официально занимаются продвижением интересов представляемого субъекта.
2. Еще одна форма «белого» лоббизма - профессиональные ассоциации конкретных секторов рынка. В России это: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация российских банков, НАУФОР, Всероссийский союз страховщиков, Торгово-промышленная палата.
3. «Теневых» лоббистов условно можно разделить на отраслевиков и частников. Первые представляют интересы целой отрасли: нефтяной, энергетической, газовой и прочих. Вторые блюдут интересы конкретных банков, промышленников, компаний.
Слайд 10Принципы организации лоббистских кампаний –
1. Наличие у крупных субъектов давления
постоянных "ручных" групп населения, групп поддержки и системы обучения таких групп
2. Массовость. Собственно, непрямой лоббизм и является по своей сути массовым явлением, требуется мобилизация широких слоев населения.
3. Технологичность.
4. Комбинированность методов лоббизма и PR (реклама) – концепция GPR
5. Географический охват и действия в каждом субъекте (регионе, штате)
Слайд 11Массовость выражается в:
А) Финансовая мощь лоббистских кампаний
Б) Стратегическое мышление и построение
коалиций
В) Активное использование СМИ
Г) Углубление специализации и использование субподрядчиков
В) Необходимость поддержки опросами общественного мнения любой лоббистской акции
Слайд 12Технологичность выражается в:
А) Компьютеризация операций
Б) Координация кампании
В) Мониторинг событий
Г) Мобилизация сил
и распространение информации
Слайд 13Процедура организации лоббистской кампании
Отметим наиболее рационально необходимые черты организации:
Анализ ситуации
Выработка
стратегии
Подготовка основного плана кампании
Основной план действий и реализация
Подведение итогов
Слайд 15 СХЕМА ЛОББИРОВАНИЯ
ЛПР – лицо, принимающее
решения
ФВ – фигура влияния
АВ – агенты влияния
Слайд 16Анализ ситуации
а) Причины возникновения ситуации.
б) История субъекта давления.
в) Сбор
данных и анализ позиций клиента по схеме четырех рубрик (SWOT-анализ): Преимущества, Слабости, Угрозы, Возможности.
г) Цели - основная и дополнительные. Вероятность достижения.
Слайд 17Выработка стратегии
а) Анализ предыдущих действий клиента.
б) Анализ действий конкурентов.
в)
Варианты воздействия и вероятность результата.
г) Предварительный план:
- объекты давления - законодательная, исполнительная власть, уровень власти, варианты достижения;
- этапность и задачи каждого этапа;
- власть и противоречия - игра на встречных курсах ветвей власти и политических группировок, союзники и противники среди объектов давления;
- варианты действий и их политическая/экономическая стоимость;
- основные черты вариантов.
д) Выбор варианта.
Слайд 18Подготовка основного плана кампании
а) Проработка выбранного варианта, включая:
- вопрос
о необходимости коалиции; если "да", то создание коалиции, отсечение нейтральных и неопределившихся сил от конкурентов;
- создание штаба и распределение функций;
- вопрос о дополнительных усилиях -найм субподрядчиков;
- вопрос об организации реальной поддержки населения; если "да", то разработка моментов:
1. Выбор целевой аудитории.
2. Использование правильного момента для рекрутирования.
3. Избавление участника от личных усилий и инициатив.
4. Доведение необходимости и смысла акций до каждого.
5. Сущность акций (письма, шествия, выступления).
6. Организация акций.
- вопрос о работе с регионами; если "да", то проработка по каждому региону по каждому из пунктов настоящего плана;
- необходимость дополнительных усилий (общая и по регионам) по пунктам:
1.Реклама.
2. Публикации в СМИ и связи с общественностью.
- финансовый план распределения ресурсов.
Слайд 19б) Юридический контроль за собственной деятельностью:
- аудит действий глазами конкурентов;
- недопущение действий, которые могут поставить под удар всю кампанию;
- просчитывание процента риска.
в) Создание плана урегулирования кризисных ситуаций.
г) Выбор правильной даты начала действий.
д) Тренинг сил.
Слайд 20Основной план действий и реализация
а) Реализация просчитанного "пика" усилий, без чего
кампания становится либо исключительно дорогой, либо нерезультативной.
б) Четкий контроль за всеми действиями.
в) СМИ и отношения с ними, освещение в прессе.
г) Техническая сторона; обеспечение материалами.
д) Воплощение без срывов основного плана.
е) Готовность к дополнительным усилиям по ходу реализации акций:
- опросы общественного мнения;
- покупка рекламного времени и пространства;
- действия в конкретных штатах по необходимости, в особенности, где число сторонников невелико;
- перестроение стратегии на ходу (в том числе использование запасной стратегии и кризисного варианта).
Итоги
При любом исходе должен быть проведен анализ действий.
Слайд 21Основные технологии лоббирования
В мировой и российской практике распространены
следующие технологии организации лоббистской деятельности:
1. Выступления в профильных комитетах законодательного органа.
В работе комитетов допускается участие как депутатов, так и заинтересованных лоббистов и экспертов.
2. Составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента
3. Организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений.
4. Проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей
Слайд 225. Организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и
исполнительной властей
6. Психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей).
7. Митинги и забастовки.
8. Подкуп должностных лиц
9. Личные связи, или «коридорный лоббизм»
10. Интернет технологии (электронные слухи, слив компромата и т.п.)
Слайд 23
Стоимость некоторых лоббистских технологий
(по информации СМИ - Гришина Т., Голикова Л.
Ходоки на гонораре// «Коммерсант Деньги» 17.09.2002. )
Цена определяется уровнем лоббирования: одно дело органы местной власти и совсем другое — Федеральное собрание. Самым дорогим проектом у лоббистов любой страны считается ее бюджет. Самой дешевой лоббистской услугой считается депутатский запрос. Запрос в госорган (например, в налоговую инспекцию для уточнения результатов налоговой проверки) может стоить $1—1,5 тыс. Дороже стоит парламентский запрос, который принимается на уровне пленарного заседания, стоимость ко-го может доходить до $100 тыс. Высшая ступень — администрация президента, где появление нужного заключения может обойтись в $200-300 тыс
Слайд 24Особенности лоббизма на постсоветском пространстве:
Корпоративизм, клановость
Отсутствие законодательного регулирования, преобладание «теневого» лоббизма
«Прямой
лоббизм», когда чиновники по совместительству являются представителями или даже руководителями корпораций
Слайд 25Навыки и умения, которыми должен обладать лоббист:
1) коммуникативная гибкость;
2)
способность воспринимать большие массивы информации;
3) аналитическое мышление;
4) лоббист должен быть хорошим прикладным психологом – владеть самым широким перечнем приемов: НЛП, гипноз, работа с метафорой, технология наведения транса и так далее;
5) умение четко обозначать цели и задачи.
Процесс лоббирования – это процесс постоянных переговоров лоббиста не только с объектом воздействия, но и с заказчиком. Цели, потребности и мотивация клиента могут меняться в процессе работы.
Слайд 26Типовая модель выстраивания системы политической защиты бизнеса в российском регионе
Союз с
одной или несколькими группировками федерального уровня
Делегирование своих людей в органы исполнительной власти
Участие в выборах мэров и губернатора – в качестве спонсора или кандидата
Участие лидера группы в выборах в Госдуму или приобретение места в Совете Федерации (необязательно от своего региона)
Создание группы в региональном законодательном собрании
Контроль или значимая фракция в муниципальных представительных органах в местах локального расположения бизнеса
Контроль над одной из региональных партийных организаций
Наличие «ручной» общественной организации
Наличие благотворительной организации, «приручающей» определенные группы населения и обеспечивающей позитивный имидж
Наличие собственного или аффилированного медиа-холдинга (информационное агентство, находящееся в партнерских отношениях с федеральными информационными агентствами, Интернет–СМИ, телевизионый канал, радио, газета для элиты, массовая газета)
Слайд 27Факторы успешности
лоббистской кампании
Обеспечение ресурсного превосходства в нужное время и
в нужном месте
Постоянная смена уровней атаки (лавирование между элитной, медийной и массовой коммуникацией, переход с регионального уровня на столичный и обратно)
Создание «плацдармов», в которых вам обеспечено доминирование над оппонентами
Поиск и привлечение союзников, создание коалиций
Лоббизм не должен восприниматься как лоббизм (а как информирование, помощь и т.д.)
Смена технологического инструментария
Слайд 28Ловушки лоббизма
Человек, продвинутый группой интересов на высокий пост, может выйти
из под ее влияния.
Спонсирование политических кампаний приводит к проблемам для спонсора после выборов (по принципу «маятника»).
Увлечение кулуарной деятельностью в ущерб выполнению необходимых формальных, процедурных шагов.
Вовлекая в процесс лоббирования все большее количество участников, вы рискуете увеличить бюджет кампании, не увеличивая эффективность.
Активизируя свою лоббистскую деятельность, группа может столкнуться с тем, что основной опасностью для нее является сам факт этой деятельности (примеры – Березовский, Ходорковский).
Слайд 29КРИВАЯ РИСКОВ БИЗНЕСА В ПОЛИТИКЕ
Степень вовлеченности в политику
Слайд 30Перспективы развития лоббизма в России
1. Институциональные
А) корпоративный (закрытый) вариант развития лоббизма
Б)
плюралистический вариант развития
2. Законодательные
Принятие закона о лоббистской деятельности
3. Технологические
Концепция GPR как интегративной дисциплины
Обогащение инструментария и теоретических подходов за счет смежных дисциплин – PR, risk-assessment, стратегическая разведка, военное дело, стратегический менеджмент, психотехнологии
Внедрение западных технологий типа метода grass-roots, то есть использования больших масс людей для создания иллюзии массовой поддержки своих требований
Смещение субъекта лоббирования от ярких депутатов к фракционной деятельности
Появление профессиональных лоббистов