Слайд 1Современные технологии обучения
технологии XXI века
Слайд 2Современные технологии обучения сегодня:
Проектная технология
Технология обучения в сотрудничестве
Блочно-модульная технология
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 3Метод
В общей дидактике «Метод» - способ познания, путь исследования и
решения проблемной задачи, дидактической цели (словесные, наглядные, практические и др.методы).
Метод – управление учением учащихся.
Каждый из методов реализуется в системе приемов. Прием – связан с конкретным действием.
Методами обучения занимается дидактика.
Слайд 4технология
Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует
в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».
Технология - технический метод достижения практических целей;
Технология - совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека;
Технология - набор процедур и методов организации человеческой деятельности;
Технология - средства, используемые для моделирования поведения человека.
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.
Слайд 5метод и технология
Метод – способ достижения дидактических целей.
Технология – упорядоченная поэтапно
распределенная совокупность методов, средств, содержания, форм обучения, способов деятельности учителя и учащихся , направленная на достижение определенных дидактических целей независимо от мастерства учителя.
Слайд 6отличие метода от технологии -
на смену отдельным формам и
методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Слайд 7Современный человек должен быть знающим и УМЕЮЩИМ, мыслящим, инициативным, самостоятельным.
увеличение нагрузки,
перегрузка
разумная организация процесса обучения
новые образовательные технологии (интерактивные), направленные на достижение конкретного результата при обеспечении комфортных условий обучения, навыков исследования, формирования критического мышления, коммуникативных способностей, умению учиться самостоятельно
Слайд 8Современные требования к личности:
Быть не только знающими и умелыми, но мыслящими,
инициативными, самостоятельными.
Быть нацеленным на достижение конкретного результата.
Обладать навыками исследования, критического мышления, коммуникативными способностями, уметь учиться самостоятельно.
Слайд 9Когда возник метод проектов?
20-е годы 20 века в США (Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик)
– метод проблем (был связан с идеями гуманистического подхода в философии и образовании)
20-е годы 20 века в России (С.Т.Шацкий)
в 1931 году метод проектов в СССР был осужден
в зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался
Слайд 10Идеи Джона Дьюи:
строить обучение на активной основе
добиться личной заинтересованности обучающихся в
приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни
ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему
преподаватель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска
Слайд 11Суть проектного обучения:
стимулировать интерес обучающегося к определенным проблемам, предполагающим
владение определенной суммой знаний
и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний
Слайд 12Проектное обучение -развивающая, личностно ориентированная технология
В ходе проектного обучения
создаются условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);
развивают системное мышление
Слайд 13Основной тезис современного понимания метода проектов -
Все, что я
познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить
Слайд 14 проектное обучение
ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую,
которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
Слайд 15 проектная технология всегда предполагает
решение какой-то проблемы, предусматривающей:
-
использование разнообразных методов, средств обучения;
- интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»
Слайд 16Основные требования к использованию проектной технологии
Наличие проблемы/задачи
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов) - определение проблемы, вытекающих из нее цели и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы
Использование исследовательских методов (собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения)
Интеграция знаний из разных предметов
Слайд 17Почему проектная технология популярна?
необходимо не столько передавать сумму тех или иных
знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
необходимо приобретать коммуникативные навыки и умения, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);
сегодня как никогда актуальны широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
необходимо уметь пользоваться исследовательскими методами
Слайд 18Проектное обучение
Если человек приобретает указанные выше навыки и умения,
он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах
Слайд 19Телекоммуникационный проект
совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров из разных учреждений,
городов или стран, организованная на основе компьютерной телекоммуникации
Специфика телекоммуникационных проектов – всегда межпредметны (требуется более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания из других областей, особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения)
Слайд 20
Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением
телекоммуникаций?
Предусматривается сбор данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
Предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях;
Предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то темы;
Предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания
Слайд 21Телекоммуникационные проекты
предполагают отход от авторитарных методов обучения
предусматривают хорошо продуманное и концептуально
обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как преподавателей, так и учащихся
Слайд 22Что требуется от преподавателя?
умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически
значимые темы проектов;
владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
переориентация на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся;
владение искусством коммуникации;
если речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа
владение компьютерной грамотностью;
умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов
Слайд 23Что требуется от учащихся?
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы,
поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
владение компьютерной грамотностью;
владение коммуникативными навыками;
умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
в случае международного проекта - практическое владение языком партнера
Слайд 24Правила «хорошего тона» для всех
доброжелательность при всех обстоятельствах;
обязательность в выполнении
всех заданий в оговоренные сроки;
взаимопомощь в работе;
тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер научного исследования;
полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Слайд 25Общедидактическая типология проектов: типологические признаки
Вид деятельности (доминирующий в проекте метод)
Предметно-содержательная
область
Характер координации проекта
Характер контактов
Количество участников проекта
Продолжительность проекта
Слайд 26 1 признак: Доминирующий в проекте метод (исследовательский, поисковый, проблемный):
исследовательские
творческие
ролево - игровые
информационные
практико-ориентировочные
Слайд 27Исследовательские проекты:
Такие проекты требуют
- хорошо продуманной структуры проекта,
- обозначенных целей,
- актуальности проекта для всех участников,
- социальной значимости,
- продуманных методов.
Структура исследовательского проекта приближена к подлинно научному исследованию
Слайд 28Творческие проекты:
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной
структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта.
В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)
Слайд 29Ролево - игровые проекты:
В таких проектах структура только намечается
и остается открытой до окончания проекта.
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.
Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Слайд 30Информационные проекты:
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации
о каком-то событии или явлении.
Участники проекта собирают информацию для широкой аудитории.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, постоянной корректировки по ходу работы.
Информационные проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их модулем.
Слайд 31Практико-ориентировочные проекты:
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала
результат деятельности участников проекта.
Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Такой проект требует хорошо продуманного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы работа должна вестись поэтапно и по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в работе появляются сбои, их необходимо устранять общими усилиями.
Слайд 322 признак: Предметно-содержательная область:
Монопроекты: проводятся в рамках одного предмета, и темы
выбираются наиболее сложные для усвоения. Преподаватель намечает поурочный план работы над проектом. Частично выполнение можно перенести во внеурочное время.
Межпредметные проекты: проводятся во внеурочное время; затрагивают 2-3 предмета. Довольно объемные, продолжительные. Необходим промежуточный контроль результатов.
Слайд 333 признак: характер координации
С открытой, явной координацией координатор проекта участвует в
проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников
Со скрытой координацией
координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции; он выступает как полноправный участник проекта (один из...)
Слайд 344 признак: характер контактов
внутренние или региональные (т.е. в пределах одной страны);
международные (участники проекта являются представителями разных стран)
Слайд 355 признак: количество участников
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учреждениях,
регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников)
Слайд 366 признак: продолжительность проведения
краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более
крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев
Слайд 37Внешняя оценка проекта-
способ отследить его эффективность или сбои
Этапность проведения (особенно
для исследовательских, информационных проектов)
Необязательно выражается в виде отметки (словесно; баллы)
Итоговая оценка проекта НЕОБХОДИМА
Слайд 38Преподаватель должен заранее спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать
метод проектов!
Разработать план проектной работы
Продумать систему упражнений
Убедиться, что обучающиеся свободно владеют темой
Слайд 39Не следует забывать!
Шум – естественная составляющая продуктивной работы
Могут возникать трудности с
отдельными личностями, у которых отсутствует интерес, мотивация, трудности во взаимоотношениях
Работа в проекте дает возможность КАЖДОМУ проявить свой талант
Работа над проектом занимает несколько уроков
Для защиты проекта рационально специально выделять время
Слайд 40Организуя работу над проектом, важно соблюдать следующие условия:
Тематика проекта не может
быть навязана «сверху»;
Тематика должна быть интересна и близка учащимся;
Учащихся необходимо ориентировать на сопоставление и сравнение событий, фактов, подходов к решению проблем;
Оформление проекта должно быть разнообразным;
Учащиеся должны быть ориентированы на привлечение знаний из смежных областей
Слайд 41Исследовательский аспект заключается в:
Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных
с темой проекта, те, которые по своей важности имеют определенное значение, достаточно познавательны и интересны окружающим, а также являются актуальными.
Ученик должен обладать способностью обобщать прочитанный материал, делать самостоятельные выводы, опираясь на свой опыт, эрудицию, творчество.
Ученик должен уметь анализировать проработанный материал, сравнивать различные факты, обобщать их и прогнозировать ход защиты проекта.
Слайд 42Языковой аспект заключается в:
Ученик должен уметь самостоятельно описать или изложить устно
средствами языка (родного или иностранного) ход и результат своего исследования.
Ученик должен уметь выразить свою авторскую позицию и отношение к предмету исследования .
Слайд 43Информационный аспект заключается в:
Ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников
(как устных и письменных, так и изобразительных).
Ученик должен уметь отбирать только те факты, сведения и события, которые помогут ему наилучшим образом преподнести предмет своего исследования.
Ученик должен уметь исключать более частные и вторстепенные сведения и детали.
Слайд 44Каждый проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности
учащихся, оценивания результатов работы
Учащиеся делятся на 2 группы
Каждая группа выполняет определенное задание
Каждая группа находит материал по своей теме, оформляет материал и представляет его для защиты
Учащиеся делятся на 2 группы
Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы
Затем каждой группе дается отдельное задание
В результате получается общий проект
Слайд 45Главное отличие между обычной и проектной работой
При обычной работе основная деятельность
ограничивается рамками учебной аудитории
При проектной работе основная деятельность выходит за пределы учебной аудитории, и ученики работают с большей долей самостоятельности
Слайд 46Этапы, характеризующие работу над проектом:
Этапы
I этап II этап
III этап IV этап
планирование выполнение презентация контроль
Слайд 47I этап - планирование (коллективный проект)
Ученикам предлагается в скрытом виде проблема
Проблему
нужно выявить и сформулировать (помогут наводящие вопросы учителя)
Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению
Обсуждая коллективно, учащиеся приходят к определенному выводу
Согласно этому выводу разрабатывается дальнейший план работы по предложенной теме
Учитель делит класс на группы
Каждой группе предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану
В каждой группе должны быть ученики с разной степенью владения предметом и разного пола
Необходимо учитывать психологическую совместимость учеников группы
Слайд 48I этап - планирование (монопроект)
На уроке ученик сообщает выбранную тему проекта
(выбранную САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Обосновывает свой выбор, актуальность данной темы
Доказывает практическую значимость проекта
Учитель и ученики высказывают свое мнение В ПОДДЕРЖКУ выбранной темы, а также предлагают свою точку зрения на данную проблему
Слайд 49II этап - выполнение
Совершенствуются сформированные ранее навыки и умения и закладываются
основы будущих самостоятельных суждений и действий.
Работа над проектом осуществляется поэтапно.
Основная поисковая работа ведется во внеурочное время.
НО! На уроке обязательно отводиться время (10-15 мин.), чтобы потрудиться над проектом.
До урока, на перемене или после урока учитель интересуется ходом работы.
Обучает учащихся стратегии и тактике группового общения (я думаю…, я уверен…., мне кажется…, что касается меня…).
Главная задача этапа – сбор информации.
Учитель советует, где найти ту или иную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе.
Участники обсуждают конкретные проблемы исследования, намечают сроки выполнения.
Расширяется кругозор учащихся.
Формируются навыки самостоятельной работы.
Учащиеся учатся составлять план будущего проекта.
Целесообразно сделать промежуточный контроль (или лучше - промежуточный отчет участников проекта).
Слайд 50III этап - презентация
Заключительный – защита проекта.
Необходимы предварительные репетиции, чтобы помочь
избежать ошибок и добиться желаемого результата.
Проект всегда должен быть зафиксирован у исследователя в какой-то форме.
После презентации проекта/проектов – общая дискуссия, которая заранее продумывается учителем.
Учитель должен заранее знать результаты проекта.
Окончательные результаты подводятся после презентации (как самими участниками, так и экспертными группами).
При защите учителю не стоит исправлять ошибки (особенно языковые), если они не мешают пониманию.
Слайд 51IV этап - контроль
Оценка проектной работы – непростое дело.
Оценку выставляют за
уровень проявленного творчества, за четкость презентации.
Отметка должна быть ОДИНАКОВОЙ у всех участников проекта.
Оценить грамотность учитель имеет возможность на любом уроке.
Наличие ошибок в речи учащихся неизбежно и не должно стать определяющим при выставлении отметки.
Слайд 52Положительные моменты проектной технологии
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Многое в проектах идет от
мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни.
Развивает воображение, самостоятельность и другие качества личности.
Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так на иностранном языках.
Меняется роль учителя – учитель-консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор.
Главная задача учителя – передача способов работы, а не конкретных знаний!
Четко ориентирован на реальный практический результат.
Меняются отношения между учителем и учениками.
Формируется уровень профессионального общения.
Дает возможность проявить себя с самой неожиданной стороны.
Слайд 53Проектное обучение
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на
свой путь развития.
Имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся – как следствие, они все чаще попадают в ситуацию успеха.
Положительные моменты облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, улучшают психологический климат в коллективе
Слайд 54Здоровьесбережение в проектной технологии
Творческий характер учебного процесса
Обучение без творчества не интересно,
является в какой-то мере насилием, что разрушительно для здоровья
Слайд 55Технология обучения в сотрудничестве (cooperative learning)
идея обучения в сотрудничестве
чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична
Что такое ошибка? – «неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания» (толковый словарь)
Следует дополнить - "что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием«
ошибки - это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике
Слайд 56Обучение в сотрудничестве (cooperative learning)
Вы не в состоянии оказать
дополнительную помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность Ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.
Цель таких занятий – «разбудить», вызвать к жизни внутренние силы и возможности человека, использовать их для более полного развития личности.
Слайд 571. Можно учиться в коллективе
Преобладают фронтальные виды деятельности
сильный ученик всегда
в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает и учитель в большей мере опирается именно на него.
слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение ко всеобщему успеху.
Слайд 582. Можно учиться индивидуально
Ученик замыкается на себе, на своих
удачах и неудачах.
Его абсолютно не интересует, как дела у соседа.
Если материал ему не дается, это - его проблемы.
Слайд 593. Можно обучаться в сотрудничестве
можно спросить, если что-то не понял, можно
обсудить решение очередной задачи
от твоего успеха зависит успех всей группы
вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Слайд 60Технология обучения в сотрудничестве и здоровьесбережение
Здоровье человека укрепляется путем наращивания адаптационных
ресурсов
Приоритет воспитания над обучением – в рамках формирования общей культуры личности воспитывается культура здоровья человека
Благоприятное воздействие на психику человека и формирование здоровой психики через гуманное отношение к учащимся (любовь и вера в них, отсутствие прямого принуждения, положительное стимулирование, терпимость к ошибкам и недостаткам – у каждого есть право на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения)
Слайд 61Student Team Learning (STL, обучение в команде)
Особое внимание - "групповым
целям" (team goals) и успеху всей группы (team success)
задача каждого учащегося не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе
Каждый участник команды овладевает необходимыми знаниями и вся команда знает, чего он достиг
Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом – от этого зависит успех команды
Слайд 62Основные принципы обучения в команде:
"награды" (team rewards) - команды (группы) получают
одну на всех (в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки их совместной деятельности). Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение.
Слайд 63Основные принципы обучения в команде:
"индивидуальная" (персональная) ответственность каждого ученика - успех
или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме.
Слайд 64Основные принципы обучения в команде:
равные возможности для достижения успеха -
каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".
Слайд 65индивидуально-групповая работа (Student-Teams - Achievement Divisions - STAD)
Ученики разбиваются на
группы по 4 человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики).
Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали.
Группам дается определенное задание, необходимые опоры.
Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой.
После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала.
Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников.
Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.
Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.
Слайд 66Индивидуальная работа в команде
(Team Assisted Individualization - TAI)
Учащиеся получают индивидуальное
задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе.
Разные команды могут работать над разными заданиями.
Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого члена команды.
Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы и оцениваются самими учениками (специально выделенными в группе оценщиками).
Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по программе и планам уроков, выполненных каждой командой, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп.
Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи.
Слайд 67командно-игровая работа
(Teams-Games-Tournament - TGT)
Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу,
но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.
Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными).
Задания даются опять же дифференцированные по сложности.
Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от "планки" стола.
Слабые ученики имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
Слайд 68Jigsaw (пила)
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для
работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).
Каждый член группы находит материал по своей части.
Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу ("встреча экспертов«).
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Т.к. единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется.
Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке.
Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.
На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Слайд 69"Пила -2"(Jigsaw-2)
Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.
Вся команда работает над
одним и тем же материалом.
Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются.
В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.
Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
Слайд 70Learning Together (учимся вместе)
Класс разбивается на однородные (по уровню обученности)
группы в 3-5 человек. Большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена).
Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:
- выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание)
- отслеживания:
1. мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи,
2. культуры общения внутри группы.
Слайд 71Learning Together (учимся вместе)
группа имеет как бы двойную
задачу:
с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели,
а с другой, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо.
Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Слайд 72Главное при обучении в сотрудничестве
индивидуальная самостоятельная работа – исходная элементарная частица
для коллективной самостоятельной работы
Недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание.
Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания
"Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!"
Слайд 73Основные идеи, присущие всем описанным выше вариантам:
общность цели
и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе
Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.
Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.
Слайд 74Педагогическое общение, психология и культура общения –
все это составляющие грамотной
педагогики
А.А.Леонтьев: «Педагогическое общение в подлинном понимании - это многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность - взаимодействие - общение – контакт».
Обучение в сотрудничестве - это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Слайд 75С чего начать? Некоторые советы
с планировки помещения (чтобы общаться, учащиеся должны
видеть лица друг друга); именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке - совместную самостоятельную деятельность
поначалу не форсировать события, а приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, приучая своих учеников:
- работать в группе с любым партнером или партнерами;
- работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса
Слайд 76С чего начать? Некоторые советы
Попытайтесь при подготовке к очередному уроку по
своему предмету выделить одно-два задания, требующие после Вашего обычного объяснения определенных действий со стороны учащихся для усвоения нового материала (выполнение упражнений, чтение текста, ответы на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту, решение задач и т.д.). Но задание должно быть одно на группу.
Слайд 77С чего начать? Некоторые советы
Попробуйте разбить класс (заранее, при подготовке к
уроку) на группы в 2-3 человека (поначалу группы не должны быть большими).
В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки.
Предоставьте возможность ученикам самим определить роль каждого для выполнения задания, а также не забудьте напомнить им, что они должны предусмотреть и такие роли, как: организатор активной деятельности каждого ученика (т.е. тот, кто следит за активностью в группе); отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы. Это очень важные роли и их ученики должны выполнять наряду с выполнением академических заданий.
Слайд 78С чего начать? Некоторые советы
Если задание предусматривает ответы на вопросы по
новому материалу, попробуйте сформулировать по 2-3 вопроса каждому ученику группы, причем наиболее сложные вопросы адресуйте сильному ученику, пусть он первым ответит группе на эти вопросы.
Один из двух оставшихся учеников должен найти подтверждение (или опровержение) ответам первого ученика в тексте (учебника, справочного материала, пр.), третий ученик должен, например, эти ответы зафиксировать (записать) или найти в тексте, придумать примеры, подтверждающие высказанную мысль или, напротив, опровергающие ее.
Далее ученики по кругу меняются ролями.
Таким образом, они совместно должны дать ответы на все вопросы и от своей группы представить их для обсуждения всего класса.
Слайд 79С чего начать? Некоторые советы
Заранее наметьте, кто из трех учеников будет
докладчиком (необязательно сильный ученик; остальные должны в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение ответов первого ученика, дополнить его выступление). Если требуется по содержанию, ученики могут проиллюстрировать свои ответы рисунком, схемой, графиком или каким-то иным способом.
Оценка ставится одна на всю группу.
Слайд 80С чего начать? Некоторые советы
Не забудьте спросить ученика, которому заранее поручена
роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу.
Чтобы избежать неудобных разговоров о подборе групп, постарайтесь объяснить ученикам, что в течение года каждый ученик будет иметь возможность поработать в различных группах практически со всеми учениками.
Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, не забудьте сказать, что Вы рассчитываете на их ответственность за каждого из партнеров , чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.
Слайд 81
Интегрируйте работу в группах в свой обычный урок самыми разнообразными способами:
дайте им возможность поспрашивать новый (или заданный на дом) урок в парах прежде, чем Вы дадите индивидуальные задания
или потренироваться (опять же в парах или тройках) прежде, чем давать контрольную работу или тест.
В каких-то случаях наоборот, пусть сначала выполнят индивидуальные задания, а затем выполнят совместное задание, которое и будет оцениваться.
Пусть они время от времени получат возможность, например, прежде чем отдавать Вам свои тетради, проверить работы друг друга в группе и обязательно добьются правильного осознанного выполнения задания каждым учеником.
Три ученика могут обсуждать вопросы по любому тексту , а затем подать учителю совместную работу, обобщив изученный материал, выполнив на его основе задание.
Каждый ученик при этом должен обязательно иметь свою роль. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные.
Слайд 82 Некоторые советы
Четко сообщайте в начале урока и перед работой в
группах цель, причем не только познавательную, но и социальную.
Следите на протяжении всей работы за активностью учащихся и помогайте любой группе, если Ваша помощь потребуется. При этом не забудьте всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.
Слайд 83Некоторые советы
Очень эффективно проверять домашнее задание в группах.
При этом каждый
ученик аргументирует свое решение. Если выявляется у кого-то ошибка, ее объясняют другие члены группы и ошибка исправляется. После этого тетради сдаются учителю. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.
Каждый ученик может дополнять высказывания своего товарища и также приносить группе баллы.
Отдельно учитывается и оценивается факт взаимопомощи.
Главный девиз педагога - не уличить (в незнании), а научить!
Слайд 84Девиз обучения в сотрудничестве -
мы в одной лодке: или выплывем
вместе, или утонем вместе!
Слайд 85
Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по
методике сотрудничества?
Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса "как" ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.
Слайд 86
Должны ли группы меняться или они могут быть постоянными?
Рекомендуется сначала, пока
и учащиеся, и учитель привыкают к новым формам работы, стараться не создавать постоянных групп. Они должны оставаться постоянными только в течение работы над заданием, проектом. Это может быть на протяжении 1-2 уроков.
Если в той или иной группе работа идет слаженно и активно в сотрудничестве, можно попробовать сохранить этот состав. Такие группы называются базовыми и их лучше оставлять постоянными на достаточно длительное время.
Это не значит, что эти ребята всегда во всех случаях должны работать как единая бригада. Общая система обучения предполагает и индивидуальную, самостоятельную работу и работу в разных группах, в том числе и объединенных и т.д., особенно, когда речь идет о работе над проектом. Тогда численность и состав групп диктуется другими факторами.
Слайд 87Мой первый урок по технологии «Обучение в сотрудничестве»
Выберите наиболее благоприятный для
первого опыта класс, т.е. учащихся наиболее расположенных к такому сотрудничеству
Постарайтесь на Вашем первом уроке ограничиться теми умениями, которыми ваши ученики уже владеют
Определитесь с учебно-воспитательной задачей 1-го урока. Ученики также должны полностью осознавать поставленную вами задачу
Запишите задачу на доске так, чтобы всем ученикам она была ясна и понятна
Слайд 88Задания ясны ученикам? Вы в этом уверены? Тогда пойдем дальше.
Теперь определитесь
с объемом материала, который учащиеся смогут выполнить в малых группах за одно занятие. Имейте в виду, что при работе в группах сотрудничества учащиеся успеют реально выполнить значительно меньше заданий, чем индивидуально, потому что им потребуется определенное время чтобы:
-убедиться, что все в группе поняли задание;
-договориться о способах выполнения задания;
-дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы;
-сравнить мнения всех и договориться об общем решении и соответственно ответе.
Не забудьте каждый раз подчеркивать, что это задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Это работа в сотрудничестве, групповая работа, где успех всех зависит от успеха каждого.
Слайд 89 продолжаем планировать:
Посмотрите теперь на цель урока и определите задания учащихся
в группах.
Формулировки заданий должны быть предельно лаконичными и четкими для группы и для каждого ученика. При этом следует иметь в виду, что задания для групп могут быть аналогичными или разными. Если это одно задание для всех групп, его также можно вынести на доску. Если это разные задания их следует четко записать на отдельных листочках и раздать по группам. Тоже касается и ролей для членов группы. Если эти роли идентичны, они записываются на доске.
Слайд 90Вы уверены, что сформулированные Вами задания будут абсолютно понятны каждому ученику?
Тогда переходим к следующему шагу планирования.
Теперь нам необходимо определить, что же должно предшествовать работе учащихся в сотрудничестве? Что должно следовать за этой работой? Не следует забывать, что работа в сотрудничестве - лишь компонент урока и компонент системы обучения, в которой есть место и другим видам работы, методам и средствам.
Необходимо определиться со временем – это важно для успешного завершения работы в сотрудничестве!
Слайд 91
Параллельно не забываем о поощрении!
Есть несколько основных правил, которые полезно помнить:
-Если Ваши ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь их каждый раз хвалить. Считайте (и дайте понять ученикам), что это нормально.
-Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.
-Если группа не заслужила Вашего поощрения, не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения ссоры, слез, пр. Помните, что допускаемые ошибки - это всего лишь сигнал о том, что что-то не понято (а это Ваше мастерство), недостаточно практики (следовательно, надо ее предоставить в нужном объеме).
-Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения.
-Важно, чтобы учащиеся на каждом уроке четко понимали, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть четко прописано на доске!
Слайд 92«Нельзя выучить педагогические технологии и стать педагогом» (А.А.Леонтьев)
Любые технологии,
педагогические в том числе, сами по себе - еще не гарантия успеха.
Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога.
Слайд 93обе технологии теснейшим образом взаимосвязаны, ибо технология сотрудничества "выросла" из метода
проектов
Итак, вы познакомились с технологией обучения в сотрудничестве и с проектным обучением - технологиями XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии отражают гуманистическую сущность педагогики, но и потому, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только "обучающие", но и "воспитывающие" технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей.
Слайд 94Проектное обучение и обучение в сотрудничестве –
их место в учебном
процессе
Не просто планировать занятия в рамках использования данных технологий. Ведь очень важно точно определить их место в учебном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами технологии - это элемент системы обучения, а не сама система. Поэтому необходимо "видеть " развитие всей системы обучения по теме, разделу, вопросу программы с использованием данных технологий.
Слайд 95Процессы обновления в сфере образования в отечественной школе:
Педагогу предоставлены право и
возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения
Учитель должен выбрать из множества современных методов обучения те, которые наилучшим способом соответствуют его темпераменту, внутренним потребностям, интеллекту и желаниям. При этом нужно учитывать особенности каждого учащегося, его интересы, способности, увлечения в каждом конкретном классе.
Слайд 96Рефлексирующий учитель сегодня:
В чем состоят мои задачи и задачи школы?
Насколько адекватно
и с какими установками подхожу я к обучению?
Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока?
Как создать атмосферу поиска, творчества и открытия каждый день и на каждом уроке?
Как сделать так, чтобы учиться было интересно?
Слайд 97Блочно-модульная технология
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных
подходов в достижении нового качества образования в школе. Новые ориентиры в общем образовании определяются переходом:
• от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное
• от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий
• от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения
• от внешней мотивации учения к внутренней нравственно- волевой регуляции.
Слайд 98Преимущества блочно-модульного обучения
возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
• создание
условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход;
• создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов;
• уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.
Слайд 99Блочно-модульное обучение — это, прежде всего, личностно-ориентированная технология
предоставляет возможность каждому ученику
выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения (могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т. д. )
Школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.
Слайд 100Блочно-модульное обучение – обязательно
структурирование учебного содержания по блокам,
концентрированное изложение основного
материала темы,
определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей
Слайд 101Блок = Модуль
любая автономная, укрупнённая часть учебного материала, состоящая
из нескольких элементов:
• учебная цель (целевая программа);
• банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
• методическое руководство;
• контрольная работа.
Слайд 102Блок -
группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать
после его изучения.
Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка.
Сам по себе блок не является учебной программой или планом.
Слайд 103каждый блок состоит из нескольких модулей:
1 модуль (1-2 урока) — устное
изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (2-4 урока) — использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.
3 модуль (1-2 урока) — предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные задания, тесты разного уровня и т.д.).
4 модуль (1-2 урока) — контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.
Слайд 104Блочно-модульная технология имеет четкую структуру
Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической
цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями.
Технология блочномодульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности.
Слайд 105Основная цель блочно-модульного обучения -
активизация самостоятельной работы учащихся на
протяжении всего периода обучения.
Реализация данной цели позволит:
• повысить мотивацию изучения предмета;
• повысить качество знаний;
• повысить уровень образовательного процесса в целом.
Слайд 106Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю
осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.
Поскольку необходима система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно-модульное обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных результатов за счет:
• организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;
• индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений;
• организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, дозирование индивидуальной помощи;
• организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля безоценочный, диагностический, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой.
Слайд 107При блочно-модульном обучении занятия в течение всего дня посвящены одному или
двум предметам близкой направленности (например, русский язык и история, литература и иностранный язык). Как считают многие педагоги, такое распределение учебной нагрузки гораздо удобнее традиционного школьного расписания. При модульной схеме можно углубиться в тему и не спеша рассмотреть все ее аспекты. Не следует забывать и о психологическом преимуществе модуля: ребятам комфортнее общаться с одним-двумя педагогами, чем с семью-восемью за день. При такой организации учебное время, с одной стороны, экономится, нет необходимости в релаксационных паузах внутри урока, организационный момент урока проходит один раз, а не дважды, домашнее задание контролируется и задается по одному разу и т. д. С другой стороны, учебное время используется более эффективно за счет того, что переключение с одного вида деятельности на другой происходит на перемене, а также за счет снижения утомляемости учащихся.
Слайд 108При блочно-модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:
1. Перед каждым модулем
проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию.
3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.
4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.
6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.
Слайд 109использование блочно-модульных технологий позволяет
повысить мотивацию учащихся в освоении не только знаний,
но и ключевых компетенций;
• строить обучение в индивидуальном темпе обучения;
• выбирать уровень обучения;
• гарантировать достижение результатов обучения;
• формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования учащихся;
• повысить качество обучения
Слайд 110ИКТ технологии
Компьютер позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, сделать его привлекательным
Используются при реализации
проектной технологии, дистанционного обучения, технологии личностно ориентированного обучения
Позволяют лучше закрепить материал даже без участия учителя
Повышается мотивация
Слайд 111литература:
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1995.
Брейгина
М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка//ИЯШ. – 2004. - № 2.
Дьяченко В.С. Сотрудничество в обучении. – М., 1999.
Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении ИЯ. – М., 1988.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения АЯ// ИЯШ. - № 3, 1991.
Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Минск: ООО «Лексис», 2003.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения ИЯ в средней школе. – М., Прсвещение, 1991ю
Чечель И.А. Метод проектов// Директор школы. - № 3-4, 1998.
Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики. – М., Академа, 2002.
Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников// Школьные технологии. – М., 2004, № 2.