Слайд 1«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»
“Важнейшая задача цивилизации –
научить
человека мыслить”.
Томас Эдисон
Слайд 2Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но
и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
Слайд 3Новое качество образования
Планируемый
результат
Знания (предметный)
Личностный рост (личностный)
Применение знаний в жизни
(метапредметный)
Слайд 4Инновационное образовательное пространство урока
Сотрудничество
ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США
(Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).
Слайд 6«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или
сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение»
Адольф Дистерберг (1790 -1866) –
прогрессивный немецкий педагог.
Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский педагог
Слайд 7Брунер Джером Сеймур (род.1915) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в
области исследования когнитивных процессов
Жан Вильям Фриц Пиаже́ (1896 – 1980) — швейцарский философ и психолог.
Лев Семёнович Выго́тский (1896 -1934) – советский психолог, автор работ по когнитивному развитию ребёнка
Слайд 8ИСХОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а
разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.
Слайд 9ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
- развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в
образовательный процесс,
- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 10КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
–это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые
продуманные решения;
-это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения;
-это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Слайд 11КРИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ:
-формирует собственное мнение;
-совершает обдуманный выбор между различными
мнениями;
-решает проблемы;
-аргументировано спорит;
-ценит совместную
работу, в которой возникает общее
решение;
-умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что
восприятие человека и его отношение к любому вопросу
формируется под влиянием многих факторов.
Слайд 12КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может
быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Слайд 13
5 ХАРАКТЕРИСТИК
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
(ДЕВИД КЛУСТЕР):
Во-первых – это мышление самостоятельное;
Во-вторых – это мышление обобщённое;
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
В четвёртых – это мышление аргументированное;
В пятых – это мышление социальное.
Слайд 14- запоминание;
- понимание простых и сложных идей;
- творческое интуитивное мышление спортсмена,
художника, музыканта.
ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ КРИТИЧЕСКИМИ
Слайд 15О чем это мы?... ☺
Критическое мышление – это:
способность ставить новые,
полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
…
Слайд 17Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 19Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у учащихся
знания в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Слайд 22Семинар – это…
Семинар
Круглый
стол
Коллеги
Презен-
тация
Сертифи-кат
Слайд 23Понятийное колесо на уроке химии
в 9 классе.
Тема «Сера»
Слайд 26Металлы
С кислотами
Впервые
В пром.
Физические свойства
Получение
Нахождение в природе
Химические свойства
В лаб.
Пластичность
Электропровод.
С солями
Сейчас
С неметаллами
Применение
В пром.
В
Слайд 27
Человек
Кашель
Движение
Нервы
Пищеварение
Дыхание
Мышцы
Скелет
Нос
Лёгкие
Слайд 28Приём 3
«Фишбоун» («Рыбная кость»)
Слайд 29
Проблема:
Выводы:
Причина:
Причина:
факты:
факты:
Слайд 30
Действие мобильного телефона на организм
Действие э.м. волн на височные доли головного
мозга
Ношение телефона на груди
Многоуровневые игры, фильмы. СМС…
Ухудшение памяти
Сердечно-сосудистые заболеваеия
Психическая зависимость
Ослабленное здоровье школьников
Слайд 31Задачи фазы осмысления
( реализация смысла)
Систематизировать знания
Получить новые знания
Соотнести имеющиеся знания
с новыми
Слайд 33ЦЕЛЬ СТРАТЕГИИ ЗХУ
(ДОННА ОГЛ, И.Ю. ЗАГАШЕВ)
- развитие умения определять
самостоятельно направления в работе с информацией.
- приобретение навыков соотношения известного и нового;
- научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы.
Слайд 34Педагогические технологии:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач
( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технология « дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- систему инновационной оценки « портфолио»;
- технологию дистанционного обучения
технология мастерских
групповое обучение
и др.
Слайд 35
Таблица ЗХУ Донны Огл, Загашев И.О.
Слайд 36Приёмы и стратегии:
-кластер;
-зигзаг;
-инсерт;
-синквейн;
-дерево предсказаний;
-мозговой штурм;
-эссе;
-перепутанные логические цепочки;
-ЗУХ;
-двухчастный дневник;
-глоссарий;
-тонкие и толстые вопросы;
-понятийное
колесо;
-фишбоун;
-аквариум;
- ромашка Блума;
- корзина идей…
- перекрёстная дискуссия
Слайд 38
Направления для дальнейшей работы:
*
*
*
*
Слайд 39Приём 5
Стратегия Инсерт
«Условные значки»
интерактивная система записи для эффективного
чтения и
размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986;
модификация Мередит и Стил, 1997).
Слайд 44Приём 6
«Тонкие и толстые вопросы»
развитие навыков составления вопросов
Слайд 45Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Слайд 46Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Слайд 48Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т
ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 49Ромашка Блума
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 50Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные,
а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 51«Дерево предсказаний»
Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
«Листочки» - это ПРОГНОЗ
«Веточки» -
это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов
Слайд 52Задачи фазы рефлексии
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый
материал
Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 54СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка –
это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 55Примеры синквейнов
Алюминий.
Пластичный, серебристый.
Хорошо проводит электрический ток, тепло.
Широко применяется в промышленности.
Металл.
Неметаллы.
Разнообразные, аллотропные.
Не куются, не проводят, не блестят.
Нет правил без исключения.
Антиподы.
Слайд 58Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются
утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Слайд 59Приёмы
по развитию навыков ведения дискуссии
Слайд 60Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с
определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Слайд 61Роль учителя
Традиционный урок
информирующая (рассказать);
контролирующая (заставить выучить);
оценивающая (оценить усердие).
Урок, построенный в ТРКМ
направляет
усилия учеников в определённое русло
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Слайд 62Выводы
Использование технологии развития критического мышления на
уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Слайд 64Благодарю за внимание!
До новых встреч!