Современные образовательные технологии деятельностного типа в соответствии с требованиями ФГОС НОО на примере технологии проблемного обучения. МЕТОДИЧЕСКИЙ. презентация

Содержание

Современные образовательные технологии деятельностного типа в соответствии с требованиями ФГОС НОО на примере технологии проблемного обучения. МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Участники

Слайд 2Современные образовательные технологии деятельностного типа в соответствии

с требованиями ФГОС НОО на примере технологии проблемного обучения.

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Участники семинара:
методисты ММС, руководители МО учителей начальных классов, учителя начальных классов Черепановского, Сузунского, Маслянинского, Искитимского районов, методисты и преподаватели педагогических колледжей и нашего техникума.

7.05.2014


Слайд 3Аксёненко Ирина Владимировна
методист МРЦ ЧПТ


Слайд 4ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Знания – дети удивления и любопытства

Луи де Бройль

Слайд 5Приём самооценивания «ИНСЕРТ»


Слайд 6ФГОС НОО
Литература
Дьюи и его концепция
Понятия и определения
Сущность проблемного обучения
Целевые ориентации
Приёмы создания

проблемных ситуаций

Этапы

Типы
проблемных ситуаций

Условия реализации проблемного обучения

Собственный опыт использования приёмов
проблемного обучения


Слайд 7ФГОС НОО
Пункт 7. В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход
*

Сущность деятельностной теории учения:
1. Конечной целью обучения является формирование способа действий.
2. Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.
3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Слайд 8Характеристика технологии проблемного обучения (по Селевко Г.К.)
Педагогические технологии на основе активизации

и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):
- Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология современного проектного обучения
Интерактивные технологии.
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Слайд 9Дьюи Джон (1859-1952) американский философ, психолог и педагог предлагал все обучение

построить как самостоятельное решение проблем.


Слайд 10 Концептуальные положения (по Д. Дьюи)
Ребенок в онтогенезе повторяет путь

человечества в познании.
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
- активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.


Слайд 11В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия:
проблемный подход (Т.И. Шамова),

принцип проблемности (В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;
- проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;
- проблемное обучение как тип обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Слайд 12Методология проблемного обучения
Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение 1983
Кудрявцев

В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы 1991
Лернер И. Я. Проблемное обучение 1974.
Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения 1968.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. 1977
Оконь В. Основы проблемного обучения 1968.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. 1977
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения 2003.
Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения 2012

Слайд 13Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного

процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).

Слайд 14Целевые ориентации (по Селевко Г.К)
Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися
Повышение прочности

знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Развитие познавательных и творческих способностей.


Слайд 15Этапы проблемного обучения
I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление

учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств.
II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов.
III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

Слайд 16Этапы проблемного обучения
IV этап – «Ага-реакция», возникновение идеи решения, переход

к решению, разработка его, образование нового в сознании учащихся (ЗУН, СУД).
V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.


Слайд 17Методические приёмы создания проблемной ситуации (по Щукиной Г.):


Слайд 19Технология проблемно-диалогического обучения Е. Мельниковой
Классификация методов обучения


Слайд 21Условия успешной реализации технологии проблемного обучения
• построение оптимальной системы проблемных ситуаций

и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
• отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
• учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
• исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Слайд 22Цикл проблемного обучения

Входное тестирование
Цель: определение уровня подготовки по предмету
0

этап


III этап

IV этап

V этап

II этап

I этап


Постановка педагогической
проблемной ситуации

Вводная информация
Устное слово
ТСО и ИКТ

Наводящая информация
Осознание сущности
противоречия

Перевод педагогической
проблемной ситуации
в психологическую

VI этап

Отбор
проблемных
ситуаций

Научно-
методическая
база

Информационная
поддержка

Отбор информации
по проблеме
и её представление

Контроль
отдалённых
результатов обучения

АГА – реакция
на нахождение решения,
проявление новых ЗУН

Самостоятельная
работа
СУД

Реализация решения
Создание продукта
(письменные размышления)
Развитие личности

Групповая
работа

Выбор
вариантов тестов
Выполнение


Слайд 23Кучевская Татьяна Григорьевна
методист МРЦ ЧПТ


Слайд 24*** Определение нормативно-правовой основы проблемного обучения


Слайд 25ФЗ 273 статья 66 пункт 1
Начальное общее образование направлено на формирование

личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Слайд 26Анализ ФГОС НОО


Слайд 27Анализ ЕКС
Квалификационные характеристики должностей работников образования


Слайд 28Профессиональный стандарт учителя
Приказ Минтруда России

от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Слайд 30Трудовые действия:


Слайд 31Необходимые умения:


Слайд 32Необходимые знания:


Слайд 33«6 шляп»
Приём развития критического мышления


Слайд 34Белая шляпа: информация
В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные»

на цифрах и фактах. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная беспристрастность и объективность.
Красная шляпа: чувства и интуиция
В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Когда человек надевает красную шляпу, это даёт ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса».
Черная шляпа: критика
Надевающий чёрную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Слайд 35Желтая шляпа: логический позитив
Образ мыслей «цвета солнца» – это настойчивый поиск

положительных моментов, присущих данной ситуации и построение позитивных умозаключений.
Зеленая шляпа: креативность
Мышление в зелёной шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не вынесение суждения о рассматриваемой идее.
Синяя шляпа: управление процессом
Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени.

Слайд 36Спасибо за сотрудничество!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика