СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и результатов глобальных рейтингов в сфере образования презентация

Содержание

Охват населения высшим образованием с учетом фактора масштаба Граничные условия отбора стран-лидеров Индекс образования – не менее 0,94; Доля лиц во взрослом населении (25-64 года) – не

Слайд 1СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной

статистики и результатов глобальных рейтингов в сфере образования

О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская

Москва 2008


Слайд 2Охват населения высшим образованием с учетом фактора масштаба
Граничные условия

отбора стран-лидеров

Индекс образования – не менее 0,94;

Доля лиц во взрослом населении (25-64 года) – не менее 15%

Количество студентов вузов – не менее 0,5 млн.

Доля студентов вузов в населении – не менее 2%


12 стран-лидеров

США
Россия
Япония
Корея
Германия
Великобритания
Франция
Испания
Канада
Австралия
Нидерланды
Польша


Слайд 3Приоритетные области развития образования Помимо 12 стран, отобранных по уровню охвата

населения высшим образованием с учетом фактора масштаба, безусловный интерес представляют национальные образовательные системы, лидирующие хотя бы в одной из следующих областей:

Экспорт образовательных услуг как отражение сложившейся репутации национальной системы образования в международном сообществе;
Международные рейтинги университетов мира, позволяющие оценить национальную систему высшего образования по составляющим ее университетам;
Международное исследование качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) - состояние обучения на уровне средней школы, являющейся фундаментом вузовского образования;
Доступность высшего образования и финансовые возможности его получения;
Масштабы развития дистанционного образования

К 12 странам-лидерам добавляются всего четыре страны:
Индия и Китай, выступающие на первый план по количеству студентов в высшем образовании, по динамике роста студентов и развитию дистанционного образования
Финляндия, лидирующая в трех рейтингах: качество школьного обучения PISA – 2006, доступность высшего образования и финансовые возможности его получения (2-е место);
Швеция –
лидер рейтинга по финансовым возможностям получения высшего образования.


Слайд 4Доля взрослого населения с законченным высшим образованием


Слайд 5Соотношение среднего профессионального и высшего образования


Слайд 6Распределение по странам общемировой численности студентов


Слайд 7Доля студентов вузов в населении страны, %


Слайд 8Распределение по странам общемировой численности студентов


Слайд 9Доля студентов вузов в населении страны (%)


Слайд 10Экспорт образовательных услуг


Слайд 11Распределение по странам 200 лучших вузов мира Шанхайский рейтинг - 2007




Слайд 12Распределение по странам 200 лучших вузов мира рейтинг «Таймс» - 2007


Слайд 13Российские вузы в академических рейтингах
Международный рейтинг российских

университетов заметно снизился по сравнению с 2006 годом.
Всего за год два ведущих вуза России (МГУ и СПбГУ), входившие в 2006 году в 200 лучших вузов мира по версии «Таймс», полностью утратили свои позиции в общем рейтинге 2007 года, хотя МГУ вошел в 50 лучших вузов по естественным наукам (27 место).
В 2008 году позиция России в рейтинге «Таймс» несколько улучшилась, но не достигла уровня 2006 года: МГУ занял 183 место, СПбГУ не вошел в число лучших 200 вузов.

В Шанхайском рейтинге 2008 года МГУ, как и в 2007 году, занимает 76 место (в 2006 году - 66 место), СПбГУ поделил с другими университетами мира с 330 по 334 места (в 2007 году – с 305 по 402).

Ухудшение позиций России в рейтинге, учитывающем в основном не «прошлые достижения», а современные характеристики вузов, является тревожным фактом, который нельзя не учитывать при определении стратегии развития нашего университетского образования.


Слайд 14Распределение по странам лучших вузов мира в рейтинге университетских веб-сайтов
первая сотня
первая

тысяча

Июль 2007


2007 г.

2008 г.

январь 2008


Слайд 15Распределение по регионам лучших вузов мира –
рейтинг веб-сайтов, январь 2008


Слайд 16Рейтинг университетских веб-сайтов


Слайд 17Рейтинг университетских веб-сайтов

Новый аспект лидерства - первые десять

стран по количеству вузов, входящих в рейтинг 5000:
Наряду с наиболее высокими показателями веб-сайтов (первые 20, 100, 200 вузов и т.д.) важно сопоставить общее количество национальных вузов, вошедших в число лучших 5000 из 13000 рассмотренных. Такое сопоставление позволяет судить о национальной системе высшего образования не по отдельным вузам-лидерам, а в целом, по всей совокупности входящих в нее вузов. Оно отражает и масштабность системы, и ее готовность к восприятию ИКТ. Россия впервые выступила в роли лидера:
145 вузов –июль 2007 (7 место в мире),
123 вуза - январь 2008 (8-9 место),
130 вузов - июль 2008 (7-8 место) - 2,6% от 5000.

Слайд 18Рейтинг университетских веб-сайтов: июль2007-январь 2008-июль2008


Слайд 19Российские вузы в рейтинге университетских веб-сайтов


Слайд 20Динамика развития веб-сайтов российских вузов


Слайд 21Динамика развития веб-сайтов российских вузов


Слайд 22
Россию можно причислить к числу лидирующих стран в международном рейтинге

университетов: 7-8 место по количеству вузов, входящих в число 5000 лучших вузов мира, - показателю, характеризующему готовность системы высшего образования к использованию информационных технологий в широких масштабах;

130 лучших российских вузов распределены по всем основным регионам России, что особенно важно для обмена информацией и межрегионального общения в условиях нашей огромной страны;

Для улучшения позиции России в рейтинге «Вебометрикс» 2008 в СГА разработаны практические рекомендации по организации вузовского веб-сайта на основе сравнительного анализа показателей лучших веб-сайтов России и других стран.

Для стран с большой территорией, к которым относится Россия, результаты рейтинга «Вебометрикс» представляются особенно актуальными. Информация по оценке показателей веб-сайтов вузов-участников обеспечивает возможность относительно быстрого развития вуза на основе анализа результатов (в отличие от рейтингов ARWU и«Times», в которых о существенном улучшении позиций может идти речь лишь в отдаленной перспективе).

Использование практических рекомендаций по организации вузовского веб-сайта позволит вузам
- расширить возможности для неформального общения между учеными и формирования связей в научном сообществе;
- упростить процесс публикации научных работ преподавателями и исследователями вуза;
- повысить доступ к научным публикациям и разработкам вуза как в собственной стране, так и за рубежом.

Россия в рейтинге «Вебометрикс» - 2008 год


Слайд 23Рейтинг стран по возможностям населения оплатить высшее образование
Способность оплатить номинальные

затраты на высшее образование
плата за обучение + затраты на книги и учебные материалы



Способность оплатить совокупные затраты на высшее образование
номинальные затраты + затраты на проживание

Способность населения оплатить чистые затраты
совокупные затраты за вычетом грантов и субсидий


Слайд 24Рейтинг стран по возможностям населения оплатить высшее образование

Реальные затраты на высшее образование с учетом суммарной поддержки
в виде грантов и субсидий

Слайд 25Рейтинг стран по возможностям населения оплатить высшее образование


Слайд 26Рейтинг стран по доступности высшего образования


Слайд 27Рейтинг стран по доступности высшего образования



Слайд 28Рейтинг стран по доступности высшего образования


Слайд 29Рейтинг стран по доступности высшего образования


Слайд 30Рейтинг стран по доступности высшего образования


Слайд 31Рейтинги стран по доступности высшего образования и финансовым возможностям его получения

– сопоставление результатов

Слайд 32PISA-2006


Слайд 33PISA-2006 – шкала оценки


Слайд 34PISA-2006 – шкала оценки


Слайд 35PISA-2003 – внутристрановая дифференциация Россия

США

Слайд 36Мегауниверситет как новый тип высшего учебного заведения

Формальный признак

мегавуза - количество студентов не менее 100 тысяч человек.
Основные качественные показатели:
дистанционные образовательные технологии на основе ИКТ,
открытость, доступность образования,
гарантия высокого качества обучения при одновременной ориентации на массовое образование
эффективная поддержка студентов.
При эффективной системе поддержки студентов, характерной для мегауниверситетов, «человеческие контакты в системах дистанционного обучения часто оказываются более результативными, чем в традиционных системах» (Дж. Даниэл) .

«Нельзя достичь качественного дистанционного образования путем модернизации традиционной технологии» - таково убеждение основателя и ректора российского мегауниверситета М.П.Карпенко.

[Мегауниверситет - это
новая технология обучения →
новая дидактика обучения →
новое материальное воплощение
(распределенная формация).






Слайд 37Цифры и факты
Всего в мире

24 мегауниверситета в 17 странах
более 10 миллионов студентов мегауниверситетов
( около 8% от общемировой численности студентов)

8 крупнейших мегауниверситетов с количеством студентов более 400 тыс.в каждом – суммарно 7,3 млн. чел. в 7 странах развивающегося мира:
Мегавузы с количеством студентов
более 2 млн. - Китай,
более 1 млн. – Индия, Турция
более 0,5 млн. - Бангладеш, Таиланд
более 0,4 млн.- Пакистан, Индонезия

16 мегауниверситетов с количеством студентов от 100 до 400 тыс. в каждом -суммарно 2,8 млн. чел. в 13 странах:
Великобритания, США, Япония, Корея, Южная Африка,
Россия, Иран, Испания, Франция, Канада, Индия, Китай, Таиланд

Слайд 38Доля студентов мегауниверситетов в общемировой численности студентов


Слайд 39 Уровень развития дистанционного образования в экономически развитых и развивающихся странах





Слайд 4024 мегауниверситета - распределение по странам




Слайд 41О тенденциях развития высшего образовани в XXI веке
Дистанционное образование уже сейчас

достигло больших масштабов: в одних только мегауниверситетах обучается более 10 млн. студентов, что составляет около 8% от общемировой численности

Стремительное развитие дистанционного образования в значительной степени связано с возникновением и развитием мегауниверситетов – крупных вузов дистанционного обучения, образовательная технология которых изначально нацелена на обеспечение качественного образования на месте проживания. Большая часть из них возникла во второй половине прошлого века (в основном в восьмидесятые–девяностые годы) и за относительно короткий срок обеспечила значительный прирост в общемировой численности студентов

Лидирующие позиции в развитии дистанционного образования занимают развивающиеся страны. В них находятся 16 мегавузов из 24 с общим количеством студентов 8,5 миллионов (более 80% всех студентов мегавузов)

Очевидна особая роль Индии и Китая в развитии дистанционного образования, в частности в развитии мегауниверситетов. В этих двух странах обучается 44% студентов всех мегавузов мира. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться.

Общемировые тенденции развития высшего образования в XXI веке будут определяться не столько экономически развитыми странами, сколько странами с наиболее крупными системами высшего образования. Поскольку Индия и Китай уверенно лидируют по количеству студентов, избранные ими модели обучения, очевидно, будут определять экономические и технологические изменения системы высшего образования в глобальном масштабе.




Слайд 42Наш адрес:
http://www.muh.ru


Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика