Слайд 11
Совершенствование высшего образования в условиях введения в действие 273-ФЗ.
Модернизация основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Е.А. Кирьянова, профессор кафедры истории России
Слайд 2Содержание
Новации Закона об образовании в РФ (№ 273-ФЗ)
О перечнях специальностей и
направлений подготовки высшего образования
Новая редакция ФГОС и другие нормативные документы
2
Слайд 33
Уровни профессионального образования,
образовательные программы
Среднее профессиональное образование
подготовка квалифицированных
рабочих
подготовка специалистов среднего звена
Высшее образование - бакалавриат
Высшее образование – специалитет, магистратура
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации:
аспирантура (адъюнктура)
ординатура
ассистентура – стажировка
Слайд 44
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
в организациях, имеющих лицензию на образова-тельную деятельность – в
очной, очно-заочной или заочной форме
вне организаций – в форме семейного или самостоятельного образования;
в этом случае можно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию после зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность на основании лицензии по аккредитованной ООП
Слайд 5Статья 11 273-ФЗ
(ФГОС)
Цель новой редакции ФГОС: Установление соответствия нормативам «Закона об
образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), вступившего в силу с 1.09.2013 г.
Слайд 66
Приказ об утверждении Перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования №
1061 от 12 сентября 2013 года зарегистрирован Минюстом 14 октября 2013 года, регистрационный №30163.
Перечень УГНП.docx
Отдельно даны перечни направлений бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и специальностей высшего образования
Слайд 77
Пример: Полный состав УГСН
Биологические науки 06.00.00
Направление подготовки БИОЛОГИЯ
Квалификация:
06.03.01
Академический бакалавр
06.04.01 Магистр
Направление подготовки ПОЧВОВЕДЕНИЕ
Квалификация:
06.03.02 Академический бакалавр
06.04.02 Магистр
Специальность 06.05.01: Биоинженерия и Биоинформатика
Слайд 8УГСН Биологические науки 06.00.00
Подготовка научно-исследовательских кадров в аспирантуре
06.06.01 Квалификация :
Исследователь
Преподаватель исследователь
06.07.01 (адьюнктура, для военных институтов)
8
Слайд 9ФГОС включает следующие разделы и требования:
Область применения;
Характеристика направления;
Характеристика профессиональной деятельности;
Требования к
результатам освоения образовательной программы (ОП);
Требования к структуре ОП;
Требования к условиям реализации ОП;
Оценка качества освоения ОП.
9
Слайд 10Мониторинг эффективности внедрения ФГОС в вузах в 2012 – 2013г.г.
Выявлены основные
недостатки:
Отсутствие единых методологических принципов формирования перечня компетенций;
Ряд неоднозначных формулировок и цифровых различий в разных ФГОС;
Трудности формирования вертикальных модулей в учебном плане на основе цикловой структуры образовательной программы
И многие другие несоответствия между стандартами различных направлений.
10
Слайд 1111
Структура ООП бакалавра ФГОС ВО 2013г.
(направление «Биология»)
Слайд 1212
Структура ООП магистра ФГОС ВО 2013г.
Слайд 1313
Базовая часть ООП включает обязательные для освоения дисциплины и практики по
направлению
Вариативная часть формируется образовательной организацией и другими участниками образовательных отношений.
Образовательная организация вправе выбрать направленность (профиль) образовательной программы.
Слайд 1414
НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
ориентирует на конкретные области знания или виды
деятельности
Слайд 1515
Раздел ФГОС «Характеристика направления» в него включены пункты:
о возможности обучения
по индивидуальному плану
о сетевой форме обучения
о сроках обучения
об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях (допускается частично) (статья 16 ФЗ)
о возможности использования наряду с русским языком государственных языков республик
Слайд 1616
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ООП
возможна с использованием ресурсов нескольких организаций (в
том числе, иностранных) для осуществления видов учебной деятельности предусмотренных ООП
(часть 1 ст.13, ст.15)
Слайд 1717
Возможно создание образовательными организациями кафедр и иных струк-турных подразделений на базе
иных организаций по профилю подготовки. Также научные и иные организации могут создавать научно-исследователь-ские или технические лаборатории в вузах
Слайд 1818
Раздел ФГОС «Характеристики профессиональной деятельности».
Перечень видов деятельности - научно-исследовательская, научно-производственная и
проектная, организационно-управленческая и педагогическая.
Слайд 1919
Раздел ФГОС «Требования к результатам
освоения ООП».
общекультурные компетенции существенно сокращены в
количестве и тщательно отредактированы;
общепрофессиональные компетенции сохранены полностью в количестве и составе.
профессиональные компетенции, в соответствии с видами деятельности
Вузам предоставлена возможность дополнять перечень компетенций в соответствии с выбранным профилем образовательной программы и выбирать один или несколько видов деятельности.
Слайд 2020
Объем, содержание и порядок реализации всех дисциплин в ОПОП вуз определяет
самостоятельно, с учетом примерной основной образовательной программы.
Слайд 2121
В блок «Практики» входят
учебная и производственная (в том числе, преддипломная)
практики.
В соответствии с «Положением о практике»
учебная практика обеспечивает приобретение первичных профессиональных умений и навыков;
производственная практика посвящена получению профессиональных умений и навыков, опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы.
В соответствии с профилем подготовки, практика может осуществляться в стационарном, выездном и полевом режиме
Слайд 2222
Блок «Государственная итоговая аттестация»
Имеет трудоемкость 6 – 9 з.е., включает обязательное
выполнение и защиту выпускной квалификационной работы и госэкзамен (при наличии)
Слайд 2323
Требования к условиям реализации образовательной программы:
Нормы, единые для всех ФГОС, вынесены
в «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по программам подготовки бакалавра, магистра и специалиста», отменяющий «Типовое положение о вузе» от 14.02.2003г. (пока не утвержден)
Слайд 24Примерная основная образовательная программа
(ПООП)
является общедоступной частью государственной информационной системы, включается
в реестр после экспертизы
Вузы разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом ПООП по направлениям подготовки (ФЗ 273 СТ. 12, п. 7)
24
Слайд 2525
Требования к кадровым условиям реализации ООП бакалавриата
Доля штатных преподавателей – не
менее 50% от общего числа преподавателей, обеспечивающих учебных процесс;
Наличие высшего образования и (или) ученой степени по профилю преподаваемой дисциплины – не менее чем у 70% преподавателей;
Доля преподавателей из числа руководителей и работников профильных организаций – не менее 5%;
Слайд 2626
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению реализации ООП бакалавриата
Библиотечный фонд и
электронная библиотека должны содержать все издания основной литературы, перечисленные в программах дисциплин (модулей) и практик.
Электронно-информационная среда вуза должна содержать все учебно-методические материалы по ООП, обеспечивать выход в Интернет и доступ к профессиональным базам данных и справочным системам.
Слайд 2727
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению реализации ООП бакалавриата
Материально-техническая база должна
обеспечивать все виды лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и проведения практик.
Слайд 28Управление ОО ВО (статья 26)
Конференция
Ректор
УС
(попечительский совет, наблюдательный совет)
Студенческий совет
Слайд 29Информационная открытость ОО
Статья 29 ФЗ
Постановление Правительства РФ №582 от 10.07.2013 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте ОО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об ОО»
Слайд 30Права обучающихся (статья 34)
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей
их психофизического развития и состояния здоровья
3) обучение по индивидуальному учебному плану
4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения ФГОС ВО
Слайд 31Права обучающихся (статья 34)
5) выбор факультативных и элективных учебных предметов, дисциплин
(модулей) …
12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти
14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством
Слайд 32Права обучающихся (статья 34)
27) совмещение получения образования с работой без ущерба
для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана…
Слайд 33Обязанности и ответственность обучающихся (статья 43)
Права – 29 пунктов
Обязанности – 5
пунктов
Меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из ОО
Слайд 34Статья 43 273-ФЗ
Создание в ОО комиссий по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений
Слайд 3535
Оценка качества освоения образовательных программ
Ответственность за обеспечение качества подготовки обучающихся
и получение требуемых результатов освоения программы несет образовательная организация.
Признание качества программ бакалавриата и их соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) устанавливается процедурой государственной и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Слайд 3641
Оценка качества освоения обучающимися ООП включает:
Текущий контроль успеваемости;
Промежуточную аттестацию (статья 58)
Государственную
итоговую аттестацию (статья 59).
Конкретные формы и процедуры контроля успеваемости устанавливаются ОО.
ОО определяет требования к процедуре проведения ГИА на основе «Порядка проведения государственной итоговой аттестации».