Слайд 1Анализ социального заказа на образование
как направление исследований в теории
профессионального образования
Слайд 2Социальный заказ в образовании
social services commissioning -
соц. заказ на предоставление услуг
(state) bid for social – механизмы конкурсного отбора поставщика соц. услуг
services provision
.
В документах МОТ – социальный заказ означает
«социальный, гражданский/общественный договор по вопросам образования».
.
1. смысл социального заказа
2. смысл социального заказа
Social Order (in Education) - общественный порядок (в образовании)
Social contract – гражданский договор (согласие)
.
Слайд 3Проблема
Как включить различные слои общества и работодателей в процесс управления образованием?
Какие
механизмы совместной работы профессиональных учреждений и
представителей профессиональных сообществ более эффективны?
Как учитывать запросы студентов и обеспечивать возможность приобретения ими нужных для работодателей квалификаций?
Какие формы конвенциальной образовательной политики при подготовке специалистов
могут согласовать все эти вопросы, чтобы постоянно производить настройку стандартов образования и планировать те изменения в организации образовательного
процесса, которые необходимы?
Задача.
Вам нужно выбрать одно из направлений
исследований, которое поможет прояснить взаимосвязи
социального заказа на образование,
как политической категории, с теми решениями, которые принимаются на
педагогическом уровне (обновление стандартов и стратегий
подготовки специалистов для работы в экономической и/или социальной сфере).
В дальнейшем вы должны будете определить возможные тематики исследований по выбранному вами направлению.
Слайд 5Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
1. В основе новых
подходов к преодолению социальных проблем лежит произошедшая во многих странах переоценка социально-экономических ценностей, а, следовательно, и политических целей.
Популярные теории: теория всеобщего блага, качества жизни, социальных стандартов, акционерного капитала, партисипативного управления и другие теории.
Поиск другого образования: речь идет о таком образовании, которое сможет согласовать
конфликты интересов между государством, работодателями и гражданами, будет способствовать возникновению сообществ, основанных на сотрудничестве и доверии.
Стало недостаточно оценивать результативность профессионального образования только с точки зрения занятости выпускников.
Социальный заказ стал пониматься не только как соответствие подготовки необходимых работодателей специалистов.
Оказалось, что социальные цели образования шире и более значимы, чем экономические.
Большую роль при рассмотрении инвестиций в образование стала играть неопределенность, которая транслируется на многие стратегические проекты, ориентированные на социально- экономическое развитие территорий
Слайд 61. Краткая информация.
Увеличение инвестиций в человеческий капитал – и обеспечение
лучшего соответствия между навыками, которые преподаются, и навыками, в которых нуждаются работодатели, – могло бы существенно помочь в борьбе по преодолению многих социально-экономических проблем,
которые обостряются под воздействием процессов глобализации.
Особенно заметно воздействие процессов глобализация на изменения в высшем образовании.
Высшее образование начинает приобретать несвойственные ему ранее функции – оно не просто интернационализируется, а начинает играть заметную роль в разработке и реализации крупных технических и социокультурных проектов, и все чаще становится инструментом борьбы за рынки при решении геополитических задач, в том числе и за рынок человеческого капитала.
Теория человеческого капитала становится практическим инструментов и получает свое развитие не только в теоретическом плане, но и в плане практического управления развитием образования. Для того чтобы образование выполняло функцию преодоления неравенства необходимо выстраивать новую политику в области образования, которая будет усиливать рост человеческого капитала в различных местных сообществах и регионах.
Таким образом, важным термином образования становится «социальный заказ».
Социальный заказ на образование – это не просто собранное мнение отдельных людей. Это понятие имеет политическую формулировку, связанную с понятием «человеческий капитал»
Слайд 71.Краткая информация
Результаты исследований экспертов ОЭСР дали возможность сформулировать
следующие утверждения:
1. квалифицированная
рабочая сила усиливает доминирование норм и связей в обществе;
2. социальная кооперация предопределяют уровень инвестиций в человеческий капитал, и может содействовать развитию прогресса;
3. образование – не может ориентироваться только на рынки труда, оно само воздействует на возникновение рынков, если готовит людей к предпринимательской и инновационной
деятельности;
4. социальное партнерство представителей рыночной экономики, социально-бюджетной сферы, неформальных гражданских институтов, научных и профессиональных сообществ позволяет согласовать интересы, снизить конфликты в социальной политике, в том числе и конфликты при проведении реформ и обновлении характеристик профессионального образования.
Слайд 82.Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
Социальный заказ на образование
предполагает его ориентацию на социальную кооперацию и развитие прогресса, инновационную деятельность.
Агрегирование и комбинация различных по количеству и качеству человеческих капиталов
создает новую общественную компетенцию, превышающую простую сумму индивидуальных компетенций.
Происходит преобразование идей прагматизма в модели действий.
Социальные действия возникают в результате переговоров, конвенций и норм. Формирование социального заказа требует переговоров, идентификации действий, их конвенциального
или институализированного закрепления (коллегиальные и ассоциативные нормы). Эти процессы получают название «социальное партнерство в образовании».
Система партнерства интегрирует потенциал различных секторов и позволяет гибко реагировать на изменение спроса на общественные блага и услуги. Анализ эмпирических
документальных данных показывает, что социальное партнерство рассматривается через призму соотношения общественного и государственного в категориях «прогресс»,
«общественные отношения», «солидарность», «потребности социальных групп», «общественное благо», «интересы общества». Социальное партнерство стало не только
предметом трудовой сферы, но и инструментом стратегического планирования, развития территориальных образований, образовательных институтов
Слайд 92.Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
Если понятие «социальное партнерство»
(или по терминологии Международной организации труда социальный диалог) стало использоваться в международных трудовых нормах несколько
десятилетий назад, то в теорию образования термин «социальное партнерство» пришел
значительно позже из других сфер, где он трактуется многоаспектно.
В «Туринской декларации - 2011», принятой участниками международной конференции ЕФО под названием «Учимся на примерах, основанных на достоверных фактах», социальный
диалог рассматривается в качестве средства усиления добросовестного управления ПОО. Такие вопросы, как навыки для трудоустройства, меняющиеся роли преподавателей и тренеров, равный доступ к получению образования и обучения были признаны программными приоритетами в данной Декларации.
При этом в большинстве документов Европейского Фонда Образования (ЕФО) термин «социальные партнеры» относится главным образом к работодателям или к индивидуальным предприятиям.
Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый вид сотрудничества, в котором участвуют индустрия производства и индустрия профессионального образования. Это может происходить как на национальном, так и на региональном уровне, а также в контексте отрасли.
Слайд 103.Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
Общая стратегия социального
партнерства в образовании состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере образования на различных уровнях управления и принятия решений.
Таким образом, социальное партнерство можно рассматривать как технологию формирования и реализации социального заказа на образование. Подобная интерпретация социального заказа на образование вызывает необходимость создания новых моделей в области управления образованием.
Управление образованием переходит на стратегическое планирование с единым пакетом программ и социальных проектов. Оно включают в себя программы развития систем образования, проекты решения проблем молодежной политики, воспитания гражданства, профилактические меры и меры по включению молодежи в новое производство, решение вопроса социальной инклюзии, поддержки мигрантов, то есть широкий диапазон решений социальных проблем в сфере профессионального образования.
В мае 2012 года на встрече министров стран-членов ОЭСР была представлена Стратегия профессионального развития для стимулирования рынка труда и экономического роста.
Новая стратегия – реакция ОЭСР на последствия мирового финансового и экономического кризиса и необходимость содействовать правительствам в восстановлении экономики,
стимулировании занятости и рынка труда, укреплении социальной ситуации. Для быстрейшего восстановления в условиях ограниченных государственных средств правительствам необходимо искать более «экономичные» варианты решения новых задач. И такие экономичные решения могут быть найдены через инвестиции в сектор образования и профессиональную подготовку. Профессиональные навыки - глобальная валюта в экономике 21 века.
Но такая «валюта» быстро обесценивается, становится неактуальной и невостребованной в условиях динамично меняющихся рынках. Для получения хороших доходов от инвестиций в профессиональное развитие, необходимо уметь оценивать развитие человеческого капитала, предвидеть запросы рынка труда и развивать востребованные специальности и профессиональные навыки.
Слайд 113.Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
В Стратегии раскрывается
3 направления развития профессиональных ресурсов:
1) Развитие востребованных специальностей и профессиональных навыков (developing relevant skills);
2) актуализация профессиональных навыков (activating skills supply);
3) эффективное использование профессиональных навыков (putting skills to effective use).
Развитие востребованных профессиональных навыков предполагает прогнозирование. Прогнозирование спроса на рабочие места и востребованные специальности имеет давнюю традицию во многих странах. Большинство прогнозов основываются на методах динамической
макроэкономической модели и редукции. Динамическое моделирование макропроцессов было признано лучшим способом в международном прогнозировании, тем не менее, оно имеет свои ограничения. Общей проблемой в прогнозировании является сложность учета будущей
миграции и ее структуры.
В тоже время большинство исследований показывают, что востребованность в низкоквалифицированных специалистах будет снижаться, а высококвалифицированных –
увеличиваться. Но некоторые прогнозные оценки указывают на будущий избыток высококвалифицированных специалистов в определенных областях. В этой связи возникает проблема регулирования высшего профессионального образования с участием социальных партнеров и отраслевых профессиональных организаций.
Слайд 123.Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
Профессиональное развитие
Взаимодействие различных
факторов, включенных в профессиональное развитие, является основой для многочисленных местных программ и стратегий развития. Во многих странах созданы специальные сети, которые объединяют работодателей, соискателей, центры карьеры,
правительственные организации, общественные группы и образовательные учреждения. При этом создаются специальные программы, которые согласуют эту работу.
Например. В Канаде краткосрочное обучение для знакомства студентов с профессией. В Италии профессиональные и средние образовательные учреждения совместно с местными
бизнес-структурами создают обучающие предприятия (Simulated learning enterprises) для развития необходимых навыков у учащихся в условиях, приближенных к реальным.
Такая практика существует в различных странах ОЭСР:
Австрии, Фламандском сообществе в Бельгии, Венгрии, Италии, Мексике, Чили и других.
В целях более быстрой адаптации мигрантов к работе некоторые страны-члены ОЭСР разрешают иностранным студентам работать во время учебы. Например, в США студенты, получившие степень в науке, технологии, инженерном деле и математике, могут подать заявку на дополнительные 17 месяцев пребывания и работе в стране. Другой путь развития профессиональных навыков и решение проблемы мигрантов - создание международных программ высшего образования.
Слайд 133.Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
2) Актуализация
Стратегия в
отношении актуализации профессиональных навыков связывается с устранением
нефинансовых барьеров к выходу на рынок труда. Также рассматриваются меры по решению проблемы обучения в течение всей жизни или целенаправленного обучения в середине трудового пути, что может увеличить конкурентоспособность в будущем.
3) Эффективное использование
Стратегические задачи по эффективному использованию профессиональных навыков предполагают
нахождение способов обеспечения более полного соответствия навыков требованиям настоящего и будущего рынка труда. Это важно и потому, что молодые люди испытывают трудности при вхождении на рынок труда и в поиске стабильной работы. Начало профессионального пути
оказывает сильное влияние на последующую трудовую жизнь. «Эффектом рубца» называют неудачный профессиональный старт, который может вызвать трудности по наверстыванию упущенных возможностей, несоответствие требованиям рынка труда или безработице. Ввиду этого
некоторые страны реализуют программы поддержки молодых людей при переходе из учреждений образования на рынок труда.
Например, в Австралии успешно функционирует система наставничества (apprenticeship system) как основа для развития технических и других профессиональных навыков. Система доступна для всех людей трудоспособного возраста и позволяет выбрать способ обучения: полный день,
совмещение работы и учебы или обучение на базе школы. Качественная профориентация – это важная часть стратегии профессионального развития. В тоже время не всегда работодатели заинтересованы в профессиональном развитии людей и использовании квалифицированных навыков. Ввиду этого местные структуры управления развитием территорий создают серию специальных партнерских программ.
Слайд 143.Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
3) Эффективное использование
Например,
в Великобритании реализуются ряд подобных программ:
Инвестиции в человеческий капитал» («Investors in People»), направленная на трансформирование
производственных показателей бизнеса посредством регулирования планов и управления человеческими ресурсами.
Программа «Управление профессиональными навыками» («Employer Ownership of Skills») предлагает
работодателям 250 млн. фунтов стерлингов в качестве государственных инвестиций для того, чтобы в течение двух лет разработать и реализовать собственное решение по
развитию профессиональных навыков, включая наставничество, стажировки, учебные курсы и обучение до трудоустройства и др. Инициатива реализуется под контролем Комиссии по труду и профессиональному развитию совместно с Департаментом по бизнесу и инновациям и Департаментом по образованию.
Созданный Фонд развития и инноваций (Growth and Innovation Fund) содействует развитию собственных инициатив работодателей по обеспечению будущего спроса на трудовые ресурсы, которые могут привести к развитию экономической отрасли, региона или всей страны.
Конкурсные проекты содержат предложения по созданию новых сетей по обучению работодателей и ассоциаций группового обучения, а также для формирования новых промышленных стандартов и программ развития талантов.
Инвестиционный фонд работодателей (The Employer Investment Fund) осуществляет поддержку предприятий - членов Совета по профессиональному развитию. Инициатива направлена на стимулирование инновационных решений в области профессионального развития, финансируемых
Работодателями.
Слайд 153.Краткая информация и вопросы для решения задач исследования.
Перспективы
Для разработки эффективной
национальной стратегии профессионального развития правительствам стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, по мнению экспертов, необходимо оценить их сильные и слабые стороны по каждому аспекту.
Дополнительным инструментом для стран могут стать результаты нового исследования ОЭСР по изучению профессионального развития взрослого населения (Survey of Adult Skills).
Это первый в своем роде проект, направленный на оценку индивидуальных качеств специалистов,
эффективности применения их навыков на рабочем месте, а также анализ экономических и социальных последствий профессионального развития.
Кроме того, ОЭСР развивает интерактивный он-лайн портал (skills.oecd), открывающий
доступ к многочисленным базам данных в области профессионального развития.
Общий анализ документов международных организаций в области социального заказа в профессиональном образовании позволяет выделить три вида партнерства:
стратегическое, проектное и контрактное.